Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Тайна воздуха» в подготовительной группе

Анастасия Миронова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Тайна воздуха» в подготовительной группе

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему

«Тайна воздуха»

Цель: создать условия для развития интереса у детей к опытно-экспериментальной деятельности.

Программные задачи:

Обучающая: расширение представлений о свойствах воздуха, его значимости в жизни человека;активизация речи: невидимка, поместили, приобрел.

Развивающая: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

•Воспитательная: воспитание интереса к познавательно-исследовательской деятельности, к окружающему миру.

Предварительная работа: беседа с детьми про свойства воздуха, наблюдение за ветром, изготовление вееров.

Методы и приемы: введение игрового персонажа – Карлсона, загадывание загадок, экспериментирование, вопросы к детям, физкультминутка.

Материал и оборудование: игра «Мыльные пузыри»; веера на каждого ребенка; воздушные шары по числу детей; стаканы с водой и трубочки по числу детей; краски по числу детей; листы белой бумаги и трубочки по числу детей; полиэтиленовые пакеты по числу детей; пластиковая бутылка и таз с водой; карточки-символы; две сечи; аудиозапись «звук ветра»;

I Вводная часть – 3 минуты.

А)Организационный момент: К детям пришло письмо от Карлсона с чемоданчиком фокусов-загадок;

IIОсновная часть: 20 минут

А) загадывание загадок;

Б) выполнение опытов;

В) физическая минутка;

Г) нетрадиционная техника рисования (при помощи трубочек и красок).

III Заключительная часть – 7 минут.

А) рефлексия, обобщение пройденного;

Б) анализ НОД (о том, какие знания показали дети)

Ход НОД:

Воспитатель (зачитывает письмо) Здравствуйте, ребята! Сегодня малышу, моему другу, в школе задали домашнее задание, которое мы затрудняемся выполнить. Вот я и решил обратиться к вам за помощью т. к. сорока мне рассказала, что ребята группы «Солнышко» очень отзывчивые, умные и сообразительные. Помогите отгадать загадки – фокусы. Ждем ответа.

Воспитатель: Ребята давайте поможем малышу и Карлсону сделать домашнее задание и отгадаем загадки – фокусы.

Дети: Да, конечно поможем.

Воспитатель: Вот первая загадка.

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Дети: Воздух.

Воспитатель: Ребята,в загадке говорится: он невидимый, воздух невидимый. Давайте это проверим? Посмотрите вокруг себя. Кто-нибудь увидел воздух? (Нет). А теперь посмотрите, в этой бутылке что-нибудь есть?

Дети: Нет, ней ничего нет.

Воспитатель: Давайте опустим ее целиком в воду. Что мы видим?

Дети: Из горлышка побежали пузырьки.

Воспитатель: Откуда они там? Кто такой невидимый сидит в бутылке?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Да это воздух – невидимый, без которого не было бы жизни на Земле. Мы разгадали загадку с вами и первый фокус Воздух – невидимый. Ребята у меня есть картинки – символы, какой символ сюда подойдет? (дети выбирают)

Следующую загадку слушайте

Рассыпался горох по сто дорог,

никто его не соберет:

ни царь, ни царица,

ни красна девица,

ни бела рыбица.

Дети: (Воздух)

Воспитатель: Правильно это опять про воздух. Давайте попробуем его собрать. Для этого я сейчас вам раздам вот такие пакетики. Всем хватило? Сейчас я покажу вам, как нужно ловить воздух.

(поворачивается вокруг себя и зажимает пакет).

Оп и зажали. Попробуйте все поймать воздух. Все поймали? У всех в пакете воздух? А где мы его взяли?

Дети: Вокруг нас.

Воспитатель: Ребята, когда мы поместили воздух в пакеты, какую форму приобрел воздух?

Дети: Воздух приобретет форму пакета.

А если я помещу воздух в другую емкость, форму чего приобретет воздух?

Дети: Воздух приобретет форму того куда он попал.

Воспитатель: Давайте, проверим. (Воспитатель надувает шарик). Скажите, форму чего приобрел воздух?

Дети: Форму шарика.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, имеет воздух свою форму или не имеет?

Дети: Воздух форму не имеет.

Воспитатель: Правильно. А где можно применить это свойство воздуха?

Дети: Надувать спасательные круги, надувные матрасы.

Воспитатель: Да, значит воздух не имеет своей формы и приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

Мы разгадали еще одну загадку и еще один фокус. Выбираем картинку – символ.

А вот ребята, следующая загадка послушайте.

Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет.

Дети: Ветер.

Воспитатель: Правильно друзья это ветер.

Физкультминутка:

Дует ветер с высоты,

Гнуться травы и цветы,

Вправо-влево, влево - вправо,

Клонятся цветы и травы (Наклоны в стороны)

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте (Прыжки)

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте)

Вот и кончилась игра

Дальше познавать пора!

Воспитатель: Молодцы. Хочу задать вам вопрос, как вы думаете, воздух умеет передвигаться?

Дети: Да

Воспитатель: Для опыта потребуется свечи 2 шт.

Куда наклоняется пламя свечей?

Пламя свечи, находящейся внизу, будет направлено внутрь помещения, находящейся вверху наружу.

Почему так происходит? У нас в группе теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать и такой воздух поднимается вверх. Ему хочется быстрее лететь наружу и он убегает через щель. А с улицы к нам приходит холодный воздух. Он замерз и хочет погреться. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый (он ведь замерз, поэтому остается внизу.

Значит, вверху пламя свечи наклоняется теплым воздухом (он убегает из группы на улицу, а внизу – холодным (он идет к нам в группу). Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ребята мы можем сделать вывод, что ветер — это движение воздуха. Скажите, а мы с вами можем сделать ветер?

Дети: Да.

Воспитатель: А как мы это сделаем?

Дети: Нам помогут веера.

Воспитатель: Опыт с водой.

Помашите веером над водой. Почему появились волны?

Дети: Ветер движется и подгоняет воздух.

Воспитатель: Отлично ребята мы с вами отгадали загадку и фокус, и теперь мы знаем что воздух двигается. Выбираем символ – картинку.

Воспитатель: Молодцы ребята вы отгадали все загадки, и Карлсон вам приготовил сюрприз – это мыльные пузыри. Давайте разойдемся на небольшое расстояние и подуем пузыри, но будьте осторожны, чтобы мыльные пузыри не попали в ваши глаза.

После игры дети садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, что было внутри мыльных пузырей?

Дети: Внутри был воздух.

Воспитатель: Скажите, когда вы надували пузыри, откуда мы брали воздух?

Дети: Мы брали воздух изнутри нас.

Воспитатель: значит, воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас? Давайте это проверим. Подойдите к столам, посмотрите, какие специальные приспособления я для вас приготовила. Как же мы будем проверять, есть ли внутри нас воздух? Попробуйте предположить.

Дети: подуем в трубочку.

Дети дуют в стакан с водой при помощи трубочки.

Воспитатель: Что мы с вами наблюдали, когда дули в водичку?

Дети: мы наблюдали пузыри.

Воспитатель: Какие (что) это были за пузыри?

Дети: Это были воздушные пузыри.

Воспитатель: Это были воздушные пузыри. Мы выдыхали воздух, и он в виде пузырей выходил из воды. Давайте еще немножко подуем. Молодцы! Вернемся на стульчики. Ребята, какой вывод мы можем сделать?

Дети: Воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас.

Воспитатель: Правильно. А теперь мы с вами попробуем не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?

Дети: Нет, без воздуха можно умереть.

Воспитатель: Да, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он не может прожить всего несколько минут.

А только ли человеку нужен воздух?

Дети: Нет, воздух нужен растениям и животным.

Воспитатель: Да. Ребята, вам понравился сюрприз от Карлсона?

Дети: Да!

Воспитатель: Я предлагаю вам тоже сделать ему сюрприз. Давайте нарисуем Карлсону рисунки с помощью воздуха.

Посмотрите перед вами листы бумаги и краски и соломинки. Капаем на наш листок разноцветные капельки воды и берем соломинки. Дуем через соломинку на капельки. Вот такая красота получается у нас. Ребята, как вы думаете, что вы нарисовали? (ответы детей) я предлагаю вам отправить по почте в письме наш сюрприз Карлсону и символы отгадки.

А пока наши рисунки высыхают сядем в кружок и поговорим о том, что интересного мы сегодня узнали.

Рефлексия (ответы детей) Мы узнали,что:

воздух – невидимый;

воздух вокруг нас и не имеет своей формы, приобретет форму того куда он попал;

ветер — это движение воздуха и теперь мы знаем, что воздух двигается.

Воспитатель: Ребята вы помогли Карлсону и малышу отгадать загадки — фокусы и выполнить домашнее задание, отправляем письмо и огромный привет от нашей дружной и сообразительной группы

Публикации по теме:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Яйцо в соленой воде» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Яйцо в соленой воде». Наш девиз: Не унывать.

Конспект исследовательской деятельности в подготовительной группе «Лаборатория почемучек. Свойства воздуха и воды»Конспект исследовательской деятельности в подготовительной группе «Лаборатория почемучек. Свойства воздуха и воды» Цель : Совершенствовать способы исследования объектов, характер действий,направленных на выявление скрытых свойств объектов. Задачи: 1.

Конспект исследовательской деятельности в средней группе «Свойства воздуха и воды» Конспект исследовательской деятельности в средней группе «Свойства воздуха и воды». Цель: Совершенствовать способы исследования объектов,.

Конспект и самоанализ познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Конспект НОД и самоанализ на конкурс «Воспитатель года-2017» Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Приключения.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествуем по саду» Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по познавательно-исследовательской деятельности " ПУТЕШЕСТВУЕМ.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Почва и её свойства. Опыты» Программное содержание: 1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе; помочь увидеть взаимозависимость почвы.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Где прячется крахмал?» Цель : способствовать расширению знаний детей о происхождении картофеля и его использования в жизни человека. Программное содержание: Образовательные.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Необыкновенные свойства воды» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Мурманска детский сад № 27 Конспект познавательно-исследовательской деятельности.

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Секреты лимона» Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в Подготовительной группе. "Секреты лимона" Цель: Познакомиться с ролью.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности на тему: «Воздух, свойства воздуха» Конспект открытого занятия совместной деятельности педагога с детьми по экспериментальной деятельности на тему: «Воздух, свойства воздуха»[/b].

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Тайна воздуха» в подготовительной группе
Опубликовано: 12 октября 2017 в 00:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 апреля. День березы

Белоствольной красавице, символу России, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про березу и увлечь интересным...

11 апреля. День оптических приборов на МААМ

В преддверии Дня космонавтики предлагаем поговорить с детьми об оптических приборах. Ведь самые мощные из них – телескопы – с давних пор помогают людям изучать звёздное небо, узнавать больше о звёздах,...

Конспект НОД по формированию ФЭМП в 1 мл. группе. По теме: «Пространственные предлоги...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений во второй группе раннего возраста. По теме: "Пространственные предлоги и наречия (...
Фотоотчет о лепке из пластилина «Муравей» с детьми 5-го года жизни по теме «Насекомые»
Цель: формировать у детей умение лепить из пластилина муравья. Задачи: - продолжать учить детей средней группы лепить из пластилина шарики и столбики,...
Конспект занятия по аппликации в средней группе «Человек в космосе»
Тема:"Человек в космосе" Цели: Формирование представления о космосе и о празднике - Дне космонавтики. Программные задачи: 1. Расширить представления...