Конспекты занятий по обучению детей грамоте

Татьяна Кывыржик
Конспекты занятий по обучению детей грамоте

Тема: Гласный звук Ю, буква Ю

1. Анализ звука Ю. Звук - Ю- гласный, образуется голосом при почти полном отсутствии шума. При произношении губы округляются и выдвигаются вперед. Смягчает впереди стоящий согласный звук.

Звук Ю в трех позициях.

в начале слова: Юля, Юра, юла, юг;

в середине: клюшка, шлюпка, клюв, утюг;

в конце: пою, дую, мою.

2. Сравнение на слух.

Лук – люк

3. Анализ буквы Ю.

Чтобы о не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилось… буква ю.

Чтение слов ЮРА, ЮЛЯ, НЮРА

Сюрпризный момент. В слове НЮРА заменим букву Ю на О.

Что получилось?

НОРА

Отметить, что в слове Юра – два слога, Ю – слог, обозначается гласной Ю.

- Кого называют Юрик? Юра? Юрий?

Юрик – маленький; Юра – мальчик; Юрий – взрослый.

4. Чтение слоговых таблиц.

мо во

ро жу ю

ку ю мо

по

ю

Физкультминутка.

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете

На носки поднимись

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре

Вот летит ракета ввысь!

1-2-стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют купол ракеты, 3-4-основная стойка

5. Учим пословицу. Юность не грех, старость не смех

Объясняю ее смысл.

6. Работа на фланелеграфе.

Коллективное составление отгадок на загадки.

Ночь. Но если захочу,

Щелкну раз –

И день включу. (Выключатель)

- Какое слово спряталось в отгадке?

(ключ, ель)

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою

Я любой замок. (ключ)

Объясняю значение слова ключ. Составить предложения с ним. Звуковой анализ данного слова.

7. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.

7.1. Из букв составить отгадки на загадки.

Я красна, я кисла

На болоте я росла.

Дозревала под снежком

Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква)

Костыль кривой

Так и рвется в бой.

(клюшка)

7.2. Составить имя человека, которого вы любите.

8. Коллективное чтение текста (хором, цепочкой, подгруппами).

9. Итоги занятия.

Тема: Закрепление звука Ю, Буквы Ю.

1. Артикуляционная разминка.

Дополняй!

Ра-ра-ра – начинается… (игра)

Ры-ры-ры – у мальчиков… (шары)

Ро-ро-ро – у нас новое … (ведро)

Ру-ру-ру – продолжаем мы… (игру)

Ре-ре-ре – стоит домик на… (горе)

Ри-ри-ри – сидят на ветках… (снегири)

2. Игра: «Полслова за вами»

Содержание: Участники игры садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова; тот, кто ловит должен сказать его вторую половину. Например: Лю…да, Лю…ба, я ко… лю, я пи… лю, я со… лю, Ню…ра, Лю…ся и т. д. Чтение слоговой таблицы и слов с договариванием до целого осмысленного предложения.

юж юр

кий ный

са лют

ум ня

нужный

юркий

салют

Саня

умный

3. Коллективное составление из букв большого формата отгадки на загадку:

Зонтик я – весь белый – белый,

Я большой и очень смелый,

Я по воздуху летаю,

С облаков людей спускаю.

(Парашют)

Физкультминутка.

Рано утром я встаю,

Звонким голосом

Умываюсь, одеваюсь

И за дело принимаюсь.

Я колю, я пилю,

Я рисую, я играю

И т. д.

(Имитация движений по усмотрению воспитателя).

4. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.

Детям, сидящим за одним столом, дается задание на темы: «Дикие животные», «Домашние животные», «Фрукты», «Овощи», «Мебель». Каждый составляет слова на заданную тему:

5. Упражнение «О ком или о чем я рассказываю». Развивает воссоздающее воображение, помогает усвоить умение характеризовать кого-либо или что-либо. Может быть несколько вариантов ответов. Ответы даются быстро, четко.

а) Ползет, шипит, извивается, блестит, жалит.

б) Подметает, вытирает, моет, протирает.

в) Ходит, жует, мычит.

г) Бегает, ржет, скачет.

6. Итоги занятия.

Тема: Гласный звук Ё, буква Ё,ё.

1. Анализ звука Ё. Это гласный звук. Дети доказывают необходимость звука Ё и приводят слова с Ё в трех позициях:

В начале слова: ёлка, ёж, ёрзать.

В середине: Семён, Лёва, Лёня, Лёша, вёз, самолёт.

В конце: моё, твоё, бельё.

Сейчас, ребята, вы узнаете, как читается, произносится согласный перед Ё.

2. Коллективная работа с фланелеграфом.

2.1. На фланелеграфе слова:

Воз, вол, нос.

Сколько звуков в слове вол?

Как слышится первый звук?

Какой гласный звук в этом слове?

Преобразуем слово вол в слово вёл.

Как теперь слышится первый звук в слове?

Можно ли оставить о после первой согласной?

(Нет, тогда бы получилось опять слово вол).

Также преобразуются слова воз, нос.

Обязательно обращается внимание на изменение значения слов.

вол нос воз

вел нес вез

Как читается первая буква в каждой паре слов?

(В первом твердо, во втором мягко).

Когда согласная читается твёрдо?

(Перед буквой о).

Когда она читается мягко?

(Перед буквой Ё).

2.2. Чтение слогов с договариванием до целого слова.

Ло…шадь Во…лы По…лка Со…м

Лё…ша Вё…дра Пё…рышко Сё…ма

То…ня

Тётя

3. Повторим скороговорку.

Идёт козёл с козой

А коза идёт с косой.

4. Анализ буквы Ё,ё.

Буква – «колючка»

Ёлка,

Ёж

И Ёрш

И всё ужасно колко

И ёж и ёрш и ёлка.

Рассматриваются элементы буквы, сходство и различие с буквой Ё. Буква прописывается в воздухе.

5. Чтение слоговых таблиц.

ша со

Лё ня зе лё-ный

ва па

ля ка

С некоторыми словами составляются предложения (повествовательные, восклицательные, вопросительные).

Физкультминутка.

Раз, два – стоит ракета

Три, четыре – самолёт

Раз, два – хлопок в ладоши

А потом на каждый счет:

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире

Раз, два, три, четыре

И на месте походили. (3 раза).

1 - 2 стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты», и. п-

Стойка ноги врозь, руки в стороны.

6. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.

6.1. Составить из букв отгадки на загадки:

Лесом катится клубок

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Ёж).

Что же это за девица

Не швея, не мастерица

Ничего сама не шьёт

А в иголках круглый год? (Ёлка).

Драчун и забияка

Живет в воде

Кости на спине

А щука не проглотит. (Ёрш).

Составить однокоренные слова: ёж – ёжиться – ежовый – ежонок и т. д.

6.2. Из слогов составить имена любимых вами людей.

7. Игровое упражнение «О ком я рассказываю»

Летает, клюёт, каркает – (ворона)

Чирикает, клюёт, летает – (воробей)

Клюёт, воркует, летает – (голубь)

Кукует, клюёт, летает – (кукушка)

8. Итоги занятия.

Тема: Закрепление звука Ё, буквы ё.

Ударный слог (повторение)

1. Артикуляционная разминка

Скороговорка.

Проворонила ворона воронёнка.

Чистоговорки.

Та – та – та у нас дома чистота.

Тё –тё – тё – отложи своё шитьё.

То – то – то – стали мы играть в лото.

Ать – ать- ать – мы идём гулять.

Ат – ат – ат – берём с собою самокат.

2. Занимательное упражнение на фланелеграфе.

Цель: Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова.

Забодал меня котёл, на него я очень зол.

Сравните, анализ слов котел, козёл.

3. Игра «Составим слово».

Детям раздаются буквы отгадки на загадку. Составляется слово, а затем предложение с ним.

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (жёлудь)

4. Чтение слов, составленных на фланелеграфе из букв большой разрезной азбуки.

Слёзы, поёшь, пёс (занавес) занёс.

Сравните слова: поёшь, поешь. Составить предложения с ними.

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль,

Все как один плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

(Имитация движений по ходу чтения)

5. Ударный слог. (повторение)

Ударный слог,

Ударный слог,

Он назван так недаром…

Эй, невидимка – молоток,

Отметь его ударом

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

Составить предложения со словами Гвоздики, гвоздики

6. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.

Составить из букв отгадки на загадки.

Когда заколосилась рожь,

Ты без труда меня найдёшь.

Я скромный полевой цветок,

Мне дали имя…

(Василёк)

Не пчела, не шмель,

А жужжит.

Неподвижно крыло.

А летит.

(самолёт)

Угли пылают –

Совком не достать.

Ночью их видно,

А днем не видать.

(звезды)

Что видно только ночью.

(звезды, луна)

7. Игровое упражнение «Дополни предложение», или «Продолжай»

Цель: Формировать умение быстро схватывать смысл читаемого, запоминать, строить высказывание. Предложение можно дополнять одним или несколькими словами.

Лида читает (сказку)

Мама сшила (платье)

Папа привез (рыбу)

Птичка прилетела (с юга)

Мы открыли (калитку)

8. Итоги занятия.

Тема: «Глухой согласный звук Ц, буква Ц»

1. Артикуляция звука Ц, его характеристика. Произносится всегда твердо. Преграда образуется передней частью спинки языка. Звук Ц сложный. Он состоит из звуков Т и С, которые произносятся быстро один за другим. Если поднести руку тыльной стороной ко рту, то при произношении звука Ц ощущается один удар воздушной струи, а не два, как при ТЭС или ТЫС.

1.1. Определение на слух слов со звуком Ц в четверостишье:

Любовалась цыплятами курица

Что ни цыпленок – то умница!

Молодец, удалец,

Очень ценный птенец!

Чтение сопровождается иллюстративным материалом.

Учим пословицу.

«Цыплят по осени считают»

Говорится тогда, когда преждевременно судят о результатах чего-либо.

1.2. Место звука Ц в трех позициях.

Желательно подобрать игрушки, иллюстрации и др. в названиях которых звук Ц в начале, середине и конце слова:

В начале слова: цапля, цыпленок, цветок.

В середине: пуговица, курица, солнце, кольцо.

В конце: заяц, скворец, немец, певец.

Дети приводят свои примеры

Загадка.

Полон хлевец белых овец. (Зубы)

2. Анализ буквы Ц.

Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце

Коготок царапка,

Как кошачья лапка

У буквы Ц, достав билет

Мы побывали в цирке.

Медведь ведет мотоциклет,

А цапли – пассажирки.

3. Чтение слоговой таблицы и слов.

па ры

ца ри

це ны

пары цари

пари цены

царица паны

рыцари

Физкультминутка.

(по выбору детей).

4. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.

4.1. Составить из букв отгадку на загадку:

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля…Узнаёте?

Это (цапля).

Показ иллюстраций цапли, аиста, журавля. Сравните. Воспитатель дополняет ответы детей.

4.2. Из букв составить слова: боец, ситец, царь.

5. Игра «отвечай быстро».

Дид. задача. Развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме; быстро и правильно подбирать нужные слова.

Оборудование. Мяч, фанты, фишки.

Содержание. Дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч и произносит слово, например зеленый. Ребенок, поймавший мяч, должен быстро назвать предмет зеленого цвета, например: зеленый цветок, листок. Ответы поощряются фишками.

6. Итоги занятия.

Тема: «Глухой согласный звук Ч, буква Ч»

1. Характеристика звука. Передняя часть стенки языка вместе с кончиком языка образует смычку с верхними альвеолами, переходящую незаметно в щель между ними (правильное звучание бывает и при нижнем положении кончика языка). В русском языке ч произносится мягко.

Характеристика звука такого содержания – для воспитателя. Детям же произношение звука дается в упрощенном виде.

2. Артикуляционная гимнастика.

Чтение рифмованных строк.

Чо – чо – чо, чо – чо – чо –

У меня болит плечо.

Чу – чу – чу, чу – чу – чу,

Нет, к врачу я не хочу.

Ча – ча – ча, ча – ча – ча –

Буду плакать у врача.

Чи – чи – чи, чи –чи – чи –

Помогите нам врачи.

Чу – чу – чу, чу – чу – чу –

Ну, тогда пойду к врачу.

Какой звук произносится чаще других?

3. Место звука Ч в трех позициях. (Примеры приводят дети с помощью воспитателя).

В начале слова: чай, чулок, чайка, чайник, чемодан, часы, чеснок.

В середине: бочка, точка, дочка, печка, спичка, птичка, туча, куча, качан.

В конце: ночь, дочь, луч, мяч, печь, сыч, плач.

Проводится анализ некоторых слов, составляются предложения.

4. Занимательное упражнение «Почему появилась ошибка»

Цель: Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова.

На верхушке каланчи день и ночь

Кричат врачи.

А о чем кричат, вы спросите у ребят.

5. Анализ буквы Ч.

Л ногою мяч поддела.

Ч поймать его хотела.

Ждет и ждет. Устала ждать.

А мяча все не видать.

А. Шибаев.

Веселое четверостишье.

Четыре в комнате угла

Четыре ножки у стола

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

6. Преобразование слов путем замены букв.

Грач – врач; дочка – точка – кочка – бочка;

Печка – пачка – почка.

Чтение слогов с договариванием до целого слова:

Ча…ща, чу…лок, че…ловек, чи…жи.

Чтение слоговой таблицы и слов.

ча хо пар

чу сы со

че ло мя

чи да у

часы парча дача

Сочи учи сода

чучело хочу

мячи холода

Физкультминутка.

7. Имитация движения колес под скороговорку:

Мчится поезд скрежеща;

Же – че – ща, же – че – ща.

(несколько раз)

Две сестрицы – две руки.

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют:

Месят тесто две руки –

Левая и правая

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

8. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.

8.1. Составить из букв и слов отгадки на загадки.

Всё идут, всё идут,

Только с места не сойдут. (часы)

Что бьет, а рук нет? (часы)

Он упрямый и пузатый,

Больно бьют его ребята

Отчего беднягу бьют?

Оттого, что он надут. (мяч)

На голове пуговица, в носу решето,

Одна рука, да и та не спине. (чайник)

Два близнеца, два братца

На нос верхом садятся. (очки)

Составляются предложения с этими отгадками.

8.2. Дополнительный материал. Составляем названия времен года.

9. Игровое упражнение «Всё ли верно? Докажи»

Осень сменяет лето.

Молодой клен прикрыл старый дуб.

Старый дуб прикрыл молодой клен.

Мужик взял пилу и пошел в лес рубить дерево.

10. Итоги занятия.

Тема: «Звук Щ, буква Щ.

1. Характеристика звука. Щ – глухой согласный звук, всегда произносится мягко. Кончик языка находится за верхними губами. Звуки ж, ш, ч, щ называются шипящими. Звукоподражание: так шипит яичница на сковороде; такой звук издает щетка, когда ее чистят вещи.

2. Артикуляционная разминка.

Скороговорки.

Щиплем мы щавель на щи;

Щетина у чушки, чешуя у щуки.

Проговаривание с ускорением темпа.

Подобрать картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук Щ в трех позициях:

В начале слова: щенок, щука, щетка, щит;

В середине: овощи, ящик, ящерица, клещи;

В конце: плащ, клещ, лещ.

3. Анализ буквы Щ.

Вот какие Щ и Ц –

С коготочком на конце.

Коготок царапка

Как кошачья лапка.

4. Анализ слов Роща, чаща.

Роща – лес из деревьев одного вида; чаща – частый лес. Показ репродукций И. Шишкина «Лесная глушь», «Дубовая роща в сравнении»

5. Коллективное составление слова щавель на доске из букв большой разрезной азбуки, а затем его анализ (сколько букв, звуков, слогов, ударный слог, сколько гласных, какие согласные).

6. Чтение слов и слогов по слоговой таблице

ще щу пла

ле ти пи

щи ки на

Щетина

Плащи

Лещи

Пищи

щуки

Составляем смешные слова

Щепла, щики.

Физкультминутка.

ща – ща – ща (три хлопка)

кот ходит без плаща.

(шаги с высоким подниманием ног)

Щиплем мы щавель на щи.

(присесть «собираем траву»).

7. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.

Составить из слогов отгадки на загадки.

Опасней всех в реке она!

Хитра, прожорлива, сильна.

Притом такая злюка.

Конечно, это… (щука).

Двумя губами гвозди вынимает. (клещи).

Показать этот инструмент.

8. Лексическая игра: «Кто подберет больше слов».

Дидактическая задача. Формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова.

Содержание. Воспитатель называет глагол, дети подбирают подходящие по смыслу существительные.

Например:

Шить – платье, сапоги, пальто;

Завязывать – шнурки, веревку, шарф;

Поливать – цветы, улицу, грядки.

9. Итог занятия.

Публикации по теме:

Конспект занятий по обучению грамоте в подготовительной группе. Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Различать гласные и согласные звуки. Учить выделять словесное.

Конспект занятий по обучению грамоте в подготовительной группе «Страна Знаний» Страна Знаний Ход занятия: Организационный момент. «Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться - «Доброе утро! - Доброе утро.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Повторение гласных звуков [А], [О], [У], [И], [Ы]» Тема: «Повторение гласных звуков [А О У И Ы] и соответствующих им букв». Задачи: учить детей различать гласные звуки; интонировать.

Конспекты занятий «Цветы», «Вода» Конспект занятия "Цветы" Область: «Речевое развитие» Раздел: «Чтение художественной литературы» Тема: «Знакомство с цветами» Возрастная.

Конспекты открытых занятий по плаванию в ДОУ План конспект открытого занятия по плаванию в старшей группе. 1. Оргмомент Педагог: Здравствуйте ребята, с каким настроением вы пришли.

Конспекты занятий по теме «Звуки» Грамматическая тема: Звуки и буквы. Лексическая тема: Слова, обозначающие способы подачи голоса. Цель: Вспомнить понятия звука и буквы.

Конспекты занятий (познание, математика) Средняя группа Тема недели «Зима». НОД №1. Познание (Мир природы) Цель. Закрепление правильного поведения в лесу. Задачи. Выявить и.

Методика организации занятий по обучению грамоте Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности показала, что добиться положительного результата по обучению грамоте.

Наглядное пособие для занятий по обучению грамоте «Наши гости из страны Знаний» для детей 4–6 летНаглядное пособие для занятий по обучению грамоте «Наши гости из страны Знаний» для детей 4–6 лет Материал: Изображение девочки в одежде красного и зеленого цвета и мальчика в одежде синего и зеленого цвета. На одежде карман для демонстрации.

Рецензия на конспекты занятий по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Конспекты занятий по математическому развитию старших дошкольников составлены в соответствии с пособием «Развитие математических представлений.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
Автор публикации:
Конспекты занятий по обучению детей грамоте
Опубликовано: 9 ноября 2016 в 11:29
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

«У Солнышка в Гостях» Занятие по программе «Русская народная культура» для детей...
Цель: вызвать радостные эмоции у детей от приобщения к русской народной культуре, развивать связную речь, память детей, Формировать умение взаимодействовать...
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе с ОВЗ «Буратино в гостях» (обувь,...
Задачи: 1. Систематизация знаний об одежде, материале, из которого она сшита, ее практичности и обуви. 2. Обучение классификации одежды и обуви по...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми...
ЦЕЛЬ: повторение и закрепление знаний счета до трёх. Задачи: продолжать учить детей правильно считать до трёх, сопоставляя с цифрами. Развивать речь,...