Елена Горохова
Конспекты НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правами
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект №1
Тема: Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье
Программное содержание:
1. Дать представление о Конвенции как о документе, регламентирующим права детей.
2. Закрепить представления детей о составе семьи.
3. Дать представление о защите прав ребенка членами семьи.
4. Формировать заботливое уважительное отношение к близким и родным людям.
5. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Публикация «Конспекты НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правами» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Материалы и оборудование: репродукции картин «Семья», семейные фотоальбомы, символ права – «Семья», заготовки схемы генеалогического древа по количеству детей, цветные карандаши, краски, кисти, альбом.
Ход деятельности
Педагог: Здравствуйте, ребята! Мы начинаем работу в кружке, который будет называться «Правознай-ка». Есть кружок «Акварелька», «Домисолька», «Мастерилка». Как вы думаете, что мы будем делать на заседаниях кружка «Правознайка»? (ответы детей). Мы с вами будем изучать права, которые государство предоставляет каждому человеку, и взрослым, и детям.
Что же такое право? (ответы детей). Право – это то, что разрешено человеку обществом и государством. Это возможность пользоваться чем-то нужным для человека. Скажите, что вы можете делать? (рисовать, петь, читать, гулять, танцевать).
Но у человека есть и обязанности. Что такое обязанность (ответы). Обязанность – это то, что человек должен делать. Кто знает свои обязанности? (помогать взрослым, учиться).
Права человеку дает государство, и написано про права в документе, который называется «Конвенция о правах ребенка».
Право, которое есть у всех детей звучит так : «Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, быть рядом с родными и близкими людьми, которые будут защищать ребенка и заботиться о нем».
А сейчас я расскажу вам сказку.
В давние времена жили на земле богатыри, которые охраняли нашу землю от врагов. У врагов были копья и стрелы, топоры и мечи – опасное оружие, которое могло ранить даже самого сильного богатыря. Сделали тогда богатыри щит, под которым можно было укрыться от ударов. Надежно охранял он богатырей, оказавшихся за щитом. Отсюда и произошло слово ЗА-ЩИ-ТА, т. е. ЗА ЩИТОМ. С тех пор защитой стали называть то, что оберегает, охраняет нас от опасности и врагов. Иметь защиту важно для каждого.
Кто оберегает и защищает вас в случае опасности, кто находится рядом, когда вам грустно и одиноко? С кем вы чувствуете себя как богатыри за щитом? (Ответы). Конечно, это ваши близкие и родные люди - мама, папа, бабушка, дедушка, сестры и братья.
Кто хочет рассказать о своей семье? Из кого она состоит? Кто и как о вас заботится в семье? (рассказы детей).
Очень важно, что члены семьи заботятся о ребенке, потому что он не может сам всему научиться, сам купить себе еду, жилье, одежду. А когда на помощь приходят взрослые члены семьи, они окружают его заботой и он растет умным, добрым, здоровым и веселым.
Педагог: Ребята, вы рассказали нам, как ваши близкие заботятся о вас. А как вы можете улучшить настроение своим близким, как вы заботитесь о своих родных? Какие ласковые слова вы произносите своим самым любимым людям? (ответы детей).
Педагог: Ребята, скажите пожалуйста, кого мы называем родственниками? (ответы). Бабушек, дедушек, маму, папу, сестер, братьев, тетю, дядю, племянников и т. д., то есть родственниками мы называем людей, близких по родству. А так как родственников очень много, то всех их можно изобразить в виде дерева, которое называется «генеалогическое древо». Сейчас мы с вами попробуем составить такое древо (составление древа на доске).
А вот вам домашнее задание. Это схема генеалогического древа. Дома вместе с родителями заполните пустые кружочки именами ваших родственников.
Физкультминутка.
Педагог: А сейчас я приглашаю вас за столы и попрошу вас подумать о своей семье, о своих самых близких и любимых людях и нарисовать свою семью.
Обсуждение рисунков.
Конспект №2
Тема: Ребенок имеет право на имя
Программное содержание:
1. Познакомить с правом на имя.
2. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Материалы и оборудование: зеркальце на каждого ребенка, свидетельство о рождении, карандаши, альбом, мяч.
Ход деятельности
Педагог: Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем знакомство с правами ребенка.
С каким правом мы познакомились на прошлом занятии? Как называется документ, в котором записаны все права детей? Что такое право?
А сейчас отгадайте загадку:
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Захотели сладкого сахарного пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала.
Марьюшке - копеечку,
Марусеньке - копеечку,
Машеньке – копеечку,
Манечке – копеечку.
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили пряничка.
И Кондрат задумался, глядя из угла:
Много ли копеечек бабушка дала?
К. И. Чуковский
(Бабушка дала только одну копеечку, так как это все одна девочка).
Сегодня мы познакомимся с правом, которое звучит так: «Каждый ребенок имеет право на имя».
Игра «Назови имя». Нужно будет бросать мяч и называть имя того, кто будет его ловить.
Что мы называли? (Имена). У каждого человека есть имя. Оно дается с рождения. Кто знает, что означают ваши имена? Наши предки, славяне, хотели, чтобы их дети росли сильными, добрыми, поэтому называли детей : Любомир – любящий мир, Добрыня – делающий добро, Людмила – милая людям. Некоторые имена пришли к нам из древней Греции: Елена – светлая, Виктор, Виктория – победитель, Галина – спокойная, Андрей – мужественный, Алексей – защитник, Ирина – мирная.
Вам домашнее задание – спросите у своих близких, что означают ваши имена. Каждое имя можно назвать ласково.
Игра «Назови ласково».
Каждый ребенок выходит в круг, и дети придумывают ему ласковые имена.
Игра «Как растет твое имя?»
Педагог демонстрирует свои детские фотографии и рассказывает:
- Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете и имя растет вместе с вами. Раньше девочку звали Леночка, Ленусик. А потом Елена Геннадьевна. О ком это я говорю? Да, о себе.
А как вы называете взрослых? (по имени-отчеству). Что означает отчество? (имя папы). Назовите себя по имени-отчеству, так, как вас будут звать, когда вы будете взрослыми.
У меня в руках документ, который называется «Свидетельство о рождении». Сюда записывается имя, фамилия, отчество ребенка, дата рождения, принадлежность к стране, а также фамилия, имя и отчество родителей. Каждому из вас выдано такое свидетельство. Это очень важный документ, подтверждающий ваше существование как определенного человека. Дома попросите у родителей показать вам этот документ, прочитать его строчки, спросите, кто придумал вам такое имя, в честь кого вас назвали.
А сейчас я назову вам слова, а вы мне скажете, это имена или нет: рыжик, малыш, крошка, лапочка, ушастик, скелетик, толстушка. Что это? Это прозвища, клички. А как вы думаете, что чувствует человек, когда его дразнят или называю не по имени? (обижается). Да, прозвища унижают человеческое достоинство, люди – не животные, чтобы им давали клички. Каждый хочет, чтобы его называли любимым именем. А изменение имени на прозвище будет считаться нарушением прав человека.
Физкультминутка.
Педагог: А сейчас я приглашаю вас за столы. На столах перед вами лежат зеркальца. Я предлагаю вам рассмотреть свое отражение в зеркале, отметить какого цвета у вас глаза, волосы, есть ли веснушки, родинки, и нарисовать свой портрет. Постарайтесь как можно точнее передать черты своего лица. Если забыли, можно посмотреть в зеркальце.
Обсуждение рисунков.