Лучший педагог года

Конспекты занятий по ознакомлению детей старшей группы со сказками

Абдулхамидова Хадижат
Конспекты занятий по ознакомлению детей старшей группы со сказками

1. Рассказывание р. н. сказки «Мужик и медведь».

Программное содержание:

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей. Уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки.

Материал: книжка со сказкой.

Ход занятия:

- Чем отличается сказка от других литературных произведений (рассказа, стихотворения?

Публикация «Конспекты занятий по ознакомлению детей старшей группы со сказками» размещена в разделах

- У каждого произведения есть название. И почти всегда, когда мы слышим название, то знаем, о ком или о чем будет рассказываться в этом произведении. Сегодня я расскажу вам сказку «Мужик и медведь». Как вы думаете, о ком будет эта сказка?

Рассказывание сказки.

Беседа по сказке с рассматриванием иллюстраций:

- Кто главные герои сказки?

- Чем занимался мужик?

- Расскажите, как мужик перехитрил медведя?

- Каким представлен медведь в сказке?

- Как вы думаете, почему во многих сказках медведь неуклюжий, глуповатый, хотя на самом деле это умный, ловкий, хитрый зверь?

- Придумайте свое название к этой сказке.

Динамическая пауза «Иван, Иван, вырывай бурьян», «Медведь на огороде».

Повторное рассказывание сказки.

Пересказ сказки детьми «по цепочке».

2. Рассказывание сказки «Лиса и кувшин».

Программное содержание:

Продолжать учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведения, учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей.

Материал: загадка о лисе.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку о лисе:

Эта рыжая плутовка

И коварна, и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.

Вопросы:

- Вспомните, в каких сказках встречается лиса?

- Как называют лису в сказках?

- Какая бывает обычно лиса в сказках?

- Сейчас я расскажу вам еще одну сказку о лисе.

Рассказывание сказки.

Беседа по сказке :

- Как лиса попала в кувшин?

- Как она разговаривала с кувшином?

Диалог лисы с кувшином: «Сначала лиса разговаривала с кувшином ласково, она его упрашивала. Произнесите слова лисы так, чтобы все услышали, что лиса говорит ласково. Потом она стала разговаривать с кувшином сердито, стала угрожать кувшину. Произнесите слова лисы так, чтобы все услышали, что лиса говорит сердито».

- Чем заканчивается сказка?

- Какою показана лиса в этой сказке и откуда это видно? (Хитрой, потому что она подобралась к кувшину и вылакала молоко. Лиса хотела уговорить кувшин и притворилась ласковой. Сердитой – она потом стала сердито разговаривать с кувшином).

Динамическая пауза «У лисицы острый нос».

- Внимательно послушайте сказку еще раз. Вы будете ее рассказывать.

Можно вызвать для пересказа двух детей : «Один из вас будет рассказывать сказку, другой говорить за лису. Договоритесь сами».

Пересказ сказки детьми.

3. Рассказывание сказки «Заяц-хваста».

Программное содержание:

Продолжать учить детей эмоционально-образно воспринимать содержание сказки, помочь детям запомнить образные характеристики персонажей и их поступков.

Материал: книжка со сказкой.

Ход занятия:

Вопросы к детям:

- В каких сказках встречается заяц?

- Какой обычно бывает заяц в сказках?

- Как вы понимаете, кто такой «хвастун», «хваста»?

- Сейчас я расскажу вам русскую народную сказку «Заяц-хваста».

Рассказывание сказки.

Беседа по сказке с показом иллюстраций:

- Кто главный герой сказки?

- Как жилось зайцу зимой и летом?

- Как хвастался заяц? (упражнение на интонационную выразительность)

- Как заяц помог вороне?

- Чем закончилась сказка?

- Каким показан заяц в сказке? (сначала хвастун и трусишка, потом – храбрец).

Динамическая пауза «Заинька у елочки попрыгивает».

Повторное чтение сказки.

Пересказ сказки «по цепочке».

Игра-драматизация «Ворона и заяц».

4. Рассказывание р. н. сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

Программное содержание:

Продолжать учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения; закрепить представления детей о жанровых особенностях сказки.

Материал: книжка со сказкой.

Ход занятия:

Короткая беседа о сказках :

- Кто сочиняет сказки?

- Какие русские народные сказки вы знаете?

- Как обычно начинаются, заканчиваются сказки? (повторение знакомых зачинов, концовок).

- Сегодня я прочитаю вам сказку с необычным названием «Крылатый, мохнатый да масленый». Как вы думаете, о ком рассказывается в этой сказке?

Рассказывание сказки.

Беседа по сказке :

- Вспомните зачин у этой сказки.

- Как жили друзья вначале?

- Вспомните, как каждый рассказывал о своей работе (упражнение на интонационную выразительность).

Динамическая пауза: «Воробей».

- Почему друзья рассорились?

- Как вы думаете, почему из блина не получился охотник, а мышка не сумела приготовить вкусную еду?

- Чему учит эта сказка?

- Блин в конце сказки сказал такие слова : «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет». Как вы понимаете эти слова?

- Какие выражения и слова в сказке вам больше всего запомнились?

- Как заканчивается сказка? Повторите концовку сказки.

- Какой эпизод сказки вам понравился? Давайте попробуем обыграть его.

Драматизация эпизодов сказки.

5. Рассказывание р. н. сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с художественными особенностями русской народной волшебной сказки. Учить детей замечать и использовать выразительные средства языка сказки (повторы, образные выражения). Воспитывать любовь к сказке.

Материал: книга с иллюстрациями.

Ход занятия:

- У русского народа есть много разных сказок. Есть сказки о животных. Назовите их. А есть волшебные сказки. Сегодня я вам прочитаю сказку, которая называется «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Вы внимательно слушайте, а потом скажете, почему эта сказка волшебная.

Рассказывание сказки.

Беседа:

- Как вы думаете, почему это волшебная сказка? (происходят волшебные превращения и волшебные действия).

- Какие чудеса, волшебства произошли в ней? (Иванушка превращается в козленочка и т. д.).

- Как начинается сказка? (обратить внимание детей на зачин).

- Сколько раз в сказке происходят одни и те же действия? (несколько раз просит Аленушка братца не пить воду из копытца).

- Чем закончилась сказка? (обратить внимание детей на концовку).

- Как вы относитесь к Аленушке?

- Как вы думаете, кого защищает сказка? (добрые герои всегда награждены, злые – наказаны).

Динамическая пауза: «Козлята».

- Какие сказочные слова, повторы, выражения, вы заметили в сказке? («одни -одинешеньки», «по дальнему пути, по широкому полю», «солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает», «красна девица», «жить-поживать», «злато-серебро» и др.).

- В сказке встретились новые для вас слова и выражения: «мочи нет», «откуда ни возьмись», «одному козленочку все было ведомо». Объясните, как вы их понимаете.

- А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Я начну предложение, а вы – закончите:

- Остались дети… одни -одинешеньки.

- И просит Иванушка Аленушку…мочи нет…

- Как увидела Аленушка … залилась слезами.

- Один раз когда купца не было дома…откуда ни возьмись…

- Увидел козленочка и …голову повесил.

- Побежал козленочек на речку и…жалобнехонько просит…

- Послушайте еще раз отрывок из сказки и постараемся его обыграть. (Воспитатель зачитывает отрывок о том, как шли сестра и брат по широкому полю и повстречали копытца с водой, приглашает детей для драматизации этого отрывка. Сама выступает от лица рассказчика).

6. Рассказывание сказки «Хаврошечка».

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с художественными особенностями русской народной волшебной сказки. Учить чувствовать и понимать целесообразность использования выразительно-изобразительных средств языка (повторы, образные выражения). Воспитывать любовь к народным сказкам.

Материал: яблоко.

Ход занятия:

- Вы любите сказки? Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (Чтобы рассказывать их своим детям, учить их в жизни различать добро и зло).

- Представьте, что будет, если у народа не будет сказок (ответы детей).

- Можно ли назвать сказку воспитательницей? Почему?

- Сейчас я расскажу вам еще одну русскую народную сказку, которая называется «Хаврошечка». Вы внимательно слушайте ее, а потом скажете, чему учит эта сказка.

Рассказывание сказки.

Беседа:

- Как вы думаете, почему сказка начинается словами : «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»?

- Какими были мачеха и ее дочки?

- Какой вы представляете себе Хаврошечку?

- Какие чудеса происходят в сказке?

- Как помогла Хаврошечке коровушка?

- Какие сказочные слова и выражения вы заметили?

- Чему учит эта сказка?

Динамическая пауза «Яблоко».

- А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Я начну предложение, а вы – закончите:

- Жила у злых людей девочка Хаврошечка…

- А злые сестры…

- Целыми днями трудилась Хаврошечка…

- Велела мачеха коровушку…

- Выросла яблонька, появились на ней…

- Женился на Хаврошечке сильный человек…

- Какой эпизод из сказки вам наиболее запомнился? Расскажите его.

Публикации по теме:

Конспекты цикла занятий по физической культуре в младшей группе «Ребята и зверята» Конспект 1 занятия «В гости к Мишке» Цель: упражнять детей в разных видах ходьбы, учить прыгать в обруч с места, упражнять в ползании внутри.

Конспекты подвижных игр для детей 2–4 лет 1. Подвижная игра «Светло – темно» Цель игры: учить детей бегать в заданном направлении, развивать ориентацию в пространстве. Оборудование:.

Конспекты подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста 1. Подвижная игра «Бегите ко мне!» Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской,.

Конспекты прогулок для детей средней группы на июнь-1 неделяКонспекты прогулок для детей средней группы на июнь-1 неделя Прогулка №1 Наблюдения за солнцем. Цели: Расширить знания детей о роли солнца в жизни всего живого, развивать наблюдательность, любознательность.

Конспекты занятий и творческих работ детей и воспитателя о деревьях ко Дню деревьевКонспекты занятий и творческих работ детей и воспитателя о деревьях ко Дню деревьев (из опыта работы) Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички! Предлагаю вашему вниманию обзорную публикацию "Конспекты занятий.

НОД с детьми младшей разновозрастной группы «Сундучок со сказками»НОД с детьми младшей разновозрастной группы «Сундучок со сказками» .

Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе «Народные сказки Чувашии»Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе «Народные сказки Чувашии» Введение «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя.

Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного краяПерспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края О значении природы в развитии дошкольника писали многие великие отечественные педагоги. К. Д. Ушинский настаивал на введении ребенка в мир.

Перспективный план занятий по ознакомлению детей раннего возраста с устным народным творчеством Перспективный план занятий по ознакомлению детей раннего возраста с устным народным творчеством. Раздел «Адаптация» СЕНТЯБРЬ 1. Чтение.

Сценарий новогоднего утренника в старшей группе «Домовёнок Кузя и сундучок со сказками»Сценарий новогоднего утренника в старшей группе «Домовёнок Кузя и сундучок со сказками» Новогодний утренник в старшей группе "Домовёнок Кузя и сундучок со сказками" Дети входят в зал под музыку, обходят ёлку и выстраиваются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспекты занятий по ознакомлению детей старшей группы со сказками
Опубликовано: 22 сентября 2020 в 12:02
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД