Получи документы

Конспекты занятий по теме «Осень»

Ерофеева Светлана
Конспекты занятий по теме «Осень»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

«Школа №368 «Лосиный остров»

Конспекты

Непосредственной образовательной деятельности

тема: «Осень»

( образовательные области: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие)

Интеграция видов деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная.

Подготовила методист

Ерофеева С. В.

Москва 2017

Публикация «Конспекты занятий по теме „Осень“» размещена в разделах

Конспект занятия по рисованию.

«Осень вновь пришла»

Цели занятия :

1. Закреплять и расширять представления детей о приметах осени, воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осенней природы.

2. Познакомить с новой техникой рисования тычком.

3. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через изображение в собственном творчестве.

Материал для занятия :

- Авкварельная бумага размером А4, тонированная в два плана, дополнительный лист бумаги для проверки тычка и правильности выбора цвета;

- набор гуашевых красок;

- две кисти (одна жёсткая);простой карандаш;

- баночка с водой; подставка для кисточек;

- тканевая салфетка.

Предварительная работа:

Наблюдения за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение А. Кузнецовой «Времена года».

Придумала мать дочерям имена:

Вот – Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют поля,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло – все под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды-

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Воспитатель: «Это стихотворение о временах года. Сегодня я вам его прочитала, а вечером мы его выучим. Оно поможет вам лучше запомнить времена года.

- А какое сейчас время года? (ответы детей).

- Сейчас ранняя или поздняя осень? (ответы детей).

Воспитатель: Да, наступила осень. Она радует нас разноцветьем листьев, листопадом. Недавно мы с вами ходили на экскурсию в лес:

- А какого цвета листья вы видели? (жёлтые, красные, пятнистые, оранжевые, жёлто-зелёные).

- На каком дереве вы видели листья красного цвета? Жёлтого? и т. д.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рисовать осенний лес. Деревья в лесу расположены по – разному: полукругом, вдоль дороги, на горке. Деревья могут расти близко или наоборот далеко, могут быть большими с толстыми стволами, мощными ветками, разные по цвету. Затем предлагает детям нарисовать деревья.

Дети рисуют на заранее подготовленных листах простым карандашом стволы и ветки деревьев, располагая их на листе. Когда эскиз готов приступают к рисованию красками. В процессе работы воспитатель следит за тем, как рисуют дети, напоминает, чтобы они аккуратно и правильно использовали краски.

Воспитатель: деревья вы уже нарисовали, а вот крону деревьев мы сегодня нарисуем несколько необычным способом, в этом нам поможет жёсткая кисть. Кисточкой можно рисовать всем ворсом, примакиванием, концом, а если кисточку держать вертикально к бумаге и расплющивать ворс, то получится большая «пушистая» точка. Предложить взять пробный листок бумаги, набрать краску и сделать несколько тычков. Затем промыть кисточку, просушить её о тканевую салфетку, набрать краску другого цвета и снова сделать тычки. У вас получились осенние листья. А теперь этим же способом мы нарисуем листья на наших деревьях, под деревьями и на дорожках.

После того как дети закончили рисовать, работы лежат на столах и сохнут, воспитатель предлагает поиграть в игру:

«Лети, листок, ко мне в кузовок».

Ведущий выходит на середину круга с корзинкой и говорит: Кленовый листок, лети в мой кузовок.

Дети у которых в руках листочки клёна, подбегают и кладут их в корзину. Водит тот, кто первым без ошибки опустил свой листок в корзину

Осень в гости к нам пришла, дети берутся за руки и идут по кругу.

Дождь и ветер принесла.

Ветер дует, задувает, поднимают руки вверх и качают ими из

С веточек листву сдувает. стороны в сторону.

Листья на ветру кружатся разбегаются в разные стороны,

И под ноги нам ложатся. кружатся и приседают.

Ну а мы гулять пойдём

И листочки соберем. опять собираются в кружок.

Воспитатель: у нас с вами получился, чудесный осенний лес, с красивыми деревьями, с необычной разноцветной кроной, по которому гуляет ветер – озорник и играет с листочками. Нам осталось лишь разместить ваши работы на нашей выставке.

Конспект занятия по ознакомлению с пейзажной живописью.

Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень».

Цели занятия :

1. Развивать у детей интерес к пейзажной живописи, способность сопереживать настроению художественного произведения, желание любоваться им, высказывать личные суждения и оценки, соотносить увиденное на картине с собственным настроением и опытом восприятия природы.

2. Формировать умение рассматривать художественную картину, учить выделять средства выразительности, сопоставлять настроения, переданные средствами живописи, поэзии, музыки.

3. Воспитывать любовь к осенним явлениям природы.

Материал для занятия :

Репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», Музыкальное сопровождение: грамзапись пьесы «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе, разучивание стихотворений об осени А. С. Пушкина, чтение рассказа Б. Скребицкого «Осень».

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, сегодня мы будем рассматривать картину о природе.

- Кто помнит, как называются такие картины? Да, пейзаж.

- Вот мы и поговорим о пейзаже. Перед нами картина.

- Кто знает, как она называется? И кто её написал?

(ответы детей).

- Написал её художник Исаак Ильич Левитан. А называется картина «Золотая осень».

- О чем нам хотел рассказать в этой картине художник?

Дети: об осени.

Воспитатель: да, о красоте осенней природы.

- Какое настроение она у вас вызывает?

Дети: радостное, бодрое, веселое.

Воспитатель: Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой – то срок установится сухая и тёплая погода и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. И не случайно, глядя на картину И. И. Левитана «Золотая осень», мы вспоминаем слова А. С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье.

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

… Небольшая речка спокойно несет свои глубокие воды. Вода у берегов темная и в ней отражаются прибрежные травы и цветы. По мере удаления от переднего края картины речка все светлее и светлее. По берегам реки растет побуревшая, а местами багряная трава. Молодые березы с тонкими стволами на левом берегу сплошь покрыты золотистой листвой. Солнечные лучи ярко освещают природу. Отдельных листьев не видно: художник наносит краски свободными мазками кисти. Две передние осинки почти сбросили листья, между верхушек проглядывают зеленые ветви сосны. Ниже пригорка видны луг и опушка молодого, тоже желтеющего леса. Картина пронизана осенним бодрящим воздухом, на редкость прозрачным. Очертания поля, построек, дальнего леса очень четки и ясны.

Вопросы:

- Какой период осени изобразил И. Левитан на этой картине? Что в ней особенно красиво?

- Почему осень называется золотой?

- Объясните выражение «В багрец и золото одетые леса». Что это значит?

- Все ли деревья осенью одеваются в золотистые наряды?

- какие деревья остаются зелеными? Покажите их на картине.

- Что видно на высоком берегу вдали?

- Как художник рассказывает нам о красоте осени? (красками, цветом).

Мы с вами знаем тайну цвета. Он бывает тёплый и холодный.

- Каких цветов больше в этой картине? Назовите их.

Вы правильно сказали, что художники передают свои впечатления с помощью красок и цвета, поэты с помощью слова. Давайте теперь послушаем, как композитор Пётр Ильич Чайковский языком музыки рассказывает нам о другой поре осени (звучит отрывок из цикла «Времена года» - пьеса «Октябрь».)

Воспитатель:

- понравилась вам музыка?

- А как о ней можно красиво сказать? Какая она по характеру? (тихая, плавная, грустная, нежная).

Какие красивые слова вы нашли. А теперь давайте поиграем в стихи – загадки. Вы будете читать стихи об осени, а мы будем отгадывать о какой осенней поре вы прочитали. Дети читают стихи, которые они учили дома и в саду.

Воспитатель: Молодцы! Итак, мы с вами увидели, как художники используют цвет, услышали как композиторы и поэты языком музыки и слова рассказали нам, какая она разная, осень. Рассказали нам о чувствах, которые осень у них вызвала, и щедро поделились с нами.

Конспект занятия по ознакомлению детей

с художественной литературой.

Стихотворение И. А. Бунина «Листопад»

Цели занятия :

1. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. А. Бунина «Листопад».

2. Формировать у детей навыки выразительного чтения (выразительная интонация, умение менять силу голоса и интонацию в зависимости от содержания произведения).

3. Учить понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений.

Материал для занятия :

Репродукции картин русских художников, фотоиллюстрации с изображением осенней природы.

Ход занятия:

Воспитатель: Мы уже много говорили с вами, ребята, о прекрасном времени года, что царит сейчас в природе, о золотой осени. Я рассказывала вам, что многие художники изображали на своих картинах золотую осень, многие поэты посвящали ей стихи. И это неспроста, потому что нет другого такого яркого, разноцветного, богатого времени года.

- А чем богата осень? (урожаем, разноцветными красками).

Вы правы, осень богата красками, богата недавно собранным урожаем.

Я хочу прочитать вам еще одно яркое, красивое стихотворение об осени. Написал его русский поэт Иван Алексеевич Бунин. Называется оно «Листопад».

Лес точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

Вопросы:

- Скажите с чем сравнивает поэт осенний лес? (с теремом).

- Как вы думаете, почему поэт сравнивает осенний лес с расписным теремом? (терема расписывали яркими красками).

- Какие цвета нашел поэт в осеннем лесу? (жёлтый, красный, лиловый, синий).

- Почему поэт говорит о «резьбе» берёз? (листья создают впечатления резьбы по дереву).

- О какой голубой лазури идёт речь? (о голубом небе).

- Почему о листве клёна говорится, что она сквозная? (она не такая густая, как летом).

- С чем сравнивает поэт ёлочки? Почему в стихотворении поэт говорит: ёлочки темнеют? (зеленая хвоя ёлок кажется тёмной, на фоне пёстрой листвы).

- Какое настроение возникает у вас во время чтения этого стихотворения?

- Как вы считаете, каким голосом нужно его читать, тихи или громким? Почему?

Воспитатель: Сейчас я прочту стихотворение ещё раз. А вы постарайтесь его запомнить. Обратите внимание на то, каким голосом, с каким настроением я его читаю (повторное чтение стихотворения).

А теперь попробуйте рассказать стихотворение сами.

Конспект занятия «Экскурсия в осенний парк»

Цель занятия :

1. Расширить и конкретизировать представления об условиях жизни растений животных осенью (похолодание, отмирание наземных частей растений, уменьшение светового дня, холодные затяжные осадки). Расширить знания детей о состоянии растений осенью (прекращение роста, пожелтение и опадание листьев, наличие плодов и семян, особенности поведения птиц. Учить различать деревья и кусты по окраске листьев. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдательными предметами.

2. Дидактическая игра «Найди, что опишу».

Цель: учить находить растения по описанию.

3. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».

Цель: учить детей описывать предметы и находить по описанию.

Развивающая среда: Таблицы с зимующими и перелётными птицами, кормушки из молочных пакетов, семечки подсолнуха, пшено, кусочки сала, стаканы с водой разной температуры.

1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть наблюдаемые объекты и послушать осенний лес.

Вопросы:

1. Какая сегодня погода? Какое небо? Как светит солнце? Теплее или холоднее сегодня, чем было летом?

2. Как изменилась окраска листьев на деревьях и кустарниках? Начали ли они падать? Найди деревья и кустарники, листья которых не изменились по сравнению с летом.

3. Как изменилась трава? Обрати внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения? Так ли их много, как летом? Как вы думаете, с чем связаны такие изменения в растениях осенью? (меньше, света, тепла).

4. Понаблюдайте, так ли много сейчас насекомых, как было летом. Где их больше: на солнце или в тени? Почему осенью насекомых становится меньше? Для чего они прячутся под кору деревьев, в почву, под опавшие листья?

5. Что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом? Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму в тёплые края? Как вы думаете, почему перелётные птицы не зимуют у нас? (холодно, нет корма – исчезают насекомые, убрали урожай на полях). Обратите внимание, что перед отлётом многие птицы собираются в стаи.

Итак, мы побывали на экскурсии. Как можно назвать это время осени? (ранняя).

Воспитатель предлагает детям почитать стихи об осени.

1. дидактическая игра «Найди, что опишу».

Воспитатель предлагает детям найти растение, которое опишет воспитатель.

2. дидактическая игра «загадай, мы отгадаем».

Воспитатель: А теперь вы сами будете составлять загадки (описание) о растениях и будете их отгадывать.

Дети поочерёдно описывают растения (составляют загадки, остальные отгадывают.

Воспитатель:

У нас была сегодня чудесная прогулка, из парка мы пришли с вами отдохнувшими с хорошим настроением. А ещё собрали семена, плоды, из которых сделаем забавные сувениры и подарим нашим друзьям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буре Р. С. Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. М., 1985.

2. Бабаева В. В. Эстетическое воспитание дошкольников. М., 1982.

3. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М., 1973.

4. Виноградова Н. Ф. Воспитание положительного отношения к природе// Дошкольное воспитание. 1981, № 5.

5. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М., 1978.

6. Виноградова Н. Ф, Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг них. М., 1993.

7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

8. Гриценко З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. М., 2007г.

9. Грибовская А. А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре. М., 2001.

10. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981.

11. Егоринков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. М., 2000.

12. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., 1983.

13. Козлова С. А, Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., 2004.

14. Комарова Т. С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. 2005, № 2.

15. Комарова Т. С, Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. М., 2005.

16. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1995.

17. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., 1985.

18. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. СПб., 2004.

19. Лабунская Г. В. Художественное воспитание детей в семье. М., 1970.

20. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

21. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1996.

22. Сакулина Н. П. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 1973.

23. Скоролупова О. А. Осень. Часть I. М., 2006.

24. Утробина К. К, Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. М., 2007г.

25. Ушакова О. С, Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. М., 2008.

26. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М., 1955.

27. Эстетическое воспитание в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1985.

Публикации по теме:

Конспекты коррекционно-развивающих занятий Конспекты коррекционно-развивающих занятий. Педагог-психолог: Лозаренко А. Ф. 1. Коррекционно-развивающее занятие «Волшебное.

Конспекты открытых музыкальных занятий Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 с. Толбазы муниципального района Аургазинский район Республики.

Конспекты занятий по сказкам ГОСДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 1 КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Конспект НОД в старшей.

Конспекты занятий для детей младшего дошкольного возраста Конспект занятия по математике для детей младшего дошкольного возраста "В гостях у Петрушки" Цель: Закрепить навык счета в пределах 5; знания.

Конспекты занятий по разделу «Игра с песком» Конспекты занятий по разделу «Игра с песком» Елена Викторовна Куприянова Конспекты занятий по разделу «Игра с песком»1. Тема: «Удивительное.

Конспекты занятий по постановке и автоматизации звука [с] Все презентации к пособию можно посмотреть на моем сайте, пройдя по ссылке http://18198.maam.ru/ ПРЕДИСЛОВИЕ Своевременное овладение правильной.

Конспекты занятий к тематической неделе «Транспорт»Конспекты занятий к тематической неделе «Транспорт» Занятие1. Рисование. «Машина» Программные задачи: • Закрепить название частей машины, • учить составлять силуэт машины из геометрических.

Постановка, автоматизация и диффенциация свистящих звуков. Конспекты занятий Занятие 1. Конспект занятия по постановке звука [С]. Подготовительный этап. Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука.

Презентация для занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Золотая осень»Презентация для занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Золотая осень» Цель данной презентации:развитие лексико-грамматической стороны речи по теме "Осень". Задачи:1 активизация и актуализация словаря по теме.

Конспекты занятий и бесед с детьми старшего дошкольного возраста РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ и БЕСЕД С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ' Тема: Знакомство Воспитатель. Сегодня я предлагаю поговорить о правилах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспекты занятий по теме «Осень»
Опубликовано: 24 ноября 2017 в 14:17
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД