Приложение МААМ

Планирование работы по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе

татьяна леонтьева
Планирование работы по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Среда

Развитие речи (обучение грамоте) старшая группа

В. В. Гербова

22 апреля

Занятие 4.

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ

Цель. Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Ход занятия

Публикация «Планирование работы по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе» размещена в разделах

Воспитатель произносит звуки ч и щ, предлагает послушать, как они звучат. Затем дает задание: услышав звук ч, надо изобразить движение паровоза, звук щ– показать, как пилят дрова (показывает соответствующие движения).

Педагог произносит звуки: ч, ч, щ, ч, ч, щ, ч, щ, ч, щ, щ. Сначала все дети выполняют задание, затем ребята, сидящие за первыми (последними) столами, потом те, кто сидит слева (справа) от педагога.

Воспитатель предлагает детям назвать слова, начинающиеся на ч. Затем зачитывает 7–8 слов из словаря и просит подумать, как изменить слово, чтобы в нем появился звук ч: щенок (щеночек, диван (диванчик, чемодан (чемоданчик, книга (книжечка, ребенок (ребеночек).

Воспитатель цитирует отрывок из сказки К. Чуковского «Федорино горе»:

Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю…

Выясняет, кто и за что прощает Федорушку, в каком произведении об этом рассказывается, кто его автор, какие еще произведения этого писателя дети могут назвать. Педагог повторяет стихи и просит детей назвать слова со звуками ч и щ.

Воспитатель читает скороговорку:

В роще щебечут стрижи,

Чечетки, щеглы и чижи.

Л. Ульяницкая

Дважды повторяет скороговорку и предлагает назвать слово, в котором одновременно присутствуют звуки ч и щ (щебечут) и слово с двумя звуками ч (чечетки).

Воспитатель просит детей хлопнуть в ладоши, если они услышат звук щ в следующих словах: сияющий, камешек, расщелина, Чебурашка, щелкунчик, чародей. Интересуется, все ли слова знакомы детям, какое слово им приятно произносить.

Далее дети работают индивидуально. На листах бумаги нарисованы решетки. Педагог называет слова, а дети определяют позицию звука ч в них и ставят фишку в одно из трех окошек решетки: чек, рачок, спешит, чечетка, отсечь, поцеловать.

В заключение педагог предлагает детям отгадать загадку:

Белая бочка,

Нет в ней ни сучочка.

(Яйцо).

Четверг

Развитие речи

23 апреля

В. В. Гербова

Занятие 7.

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Цель. Учить детей дифференцировать звуки ц – ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой).

Ход занятия

Воспитатель объясняет, что звуки ц и ч легко перепутать, поэтому нужно научиться различать их. Педагог дает детям задание: услышав звук ц, надо кистью правой руки сделать отмашку вправо (мелькнул беличий хвост, а услышав звук ч– легонько подвигать головой вправо-влево (ч-ч-ч тикает будильник). Для того чтобы выяснить, поняли ли дети задание, педагог называет вперемешку 5–6 звуков.

Педагог предупреждает детей о необходимости работать самостоятельно и называет вперемешку 9–10 звуков.

При проведении упражнения важно не сбивать темп работы. Для этого воспитатель считает про себя до трех и поднимает руку, подавая детям сигнал быстро положить руки на столы.

Далее ребята жестами показывают, какой звук – ц или ч – они слышат в словах: чашка, цапля, очки, огурец, циновка, поцелуй, скрипач, одуванчик.

Затем дошкольники определяют позицию звуков в словах (рисуют решетки и ставят фишки в нужные окошки): чудаки, мудрецы, огуречный, симпатичная, клещ, ночь, кирпичный, борщ.

Педагог читает отрывок из стихотворения Н. Крандиевской «Колыбельная»:

Уж ты, ельничек,

Можжевельничек,

Весь в иголочках,

Остроколочках.

Воспитатель спрашивает у детей, что такое можжевельничек, понравилась ли им рифма: иголочки – остроколочки. Читает четверостишие еще раз и просит назвать слова со звуком ч.

Педагог произносит скороговорку:

Горлица, горлица,

Где твоя горница?

Воспитатель объясняет детям незнакомые слова. Затем проговаривают скороговорку сначала медленно, четко выговаривая слова, потом быстрее и, наконец, очень быстро (хоровое и 2–3 индивидуальных повторения).

В заключение можно прочитать детям программное стихотворение Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».

В очень громких сапогах

Ходит по лесу Ба-бах.

И, услышав этот звук,

В ветках спрятался Тук-тук.

На сосну вбежал Цок-цок,

В чащу кинулся Прыг-скок;

Чик-чирушка в листья – порх!

Шебуршонок в норку – шорх!

Тихо-тихо все сидят

И, хихикая, следят.

Как шумит в лесу Ба-бах

В очень громких сапогах.

После чтения стихотворения воспитатель уточняет у детей, кто и от кого скрывается и кто такие Тук-тук и Шебуршонок.

Среда 29 апреля

Развитие речи (обучение грамоте)

В. В. Гербова

Занятие 1. Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р

Цель. Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

Ход занятия.

«Из всех звуков звук р – самый трудный и коварный. Он не получается у многих детей, в том числе и у многих ребят нашей группы. Поэтому наша общая задача – помочь товарищам „покорить“ этот звук, – говорит воспитатель. – Чаще всего вместо р выговаривается похожий на него звук л. Кстати, даже у воронят не сразу получается карканье. Я неделю наблюдала, как подросший вороненок кричал: „Пек-пек-пек“. „Карр-карр-карр“, – терпеливо повторяла ворона. „Пек-пек-пек“, – сердился малыш. Потом вдруг закаркал, но получалось у него примерно так: „Ллак-ллак-ллак“.

Сегодня мы будем учиться различать звуки р и л и правильно выговаривать их. Сейчас я буду произносить слова. Если вы услышите в слове звук р, пустите рыбку поплавать (движение кистью руки от себя, если услышите звук л, попробуйте позвонить в колокольчик».

Сначала дети все вместе выполняют задание (6–8 слов, затем индивидуально. Воспитатель следит за их движениями, объясняет ошибки.

Примерный перечень слов: полюшко, береза, стояла, легкая, полосатая, рыжая, львенок, зебра, муравьи, ползают, прыгают, кричат, кувыркаются, пляшут, трезвонят.

Педагог предлагает детям отгадать загадку:

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Петух)

Воспитатель ставит на свой стол четыре пирамидки и предлагает детям назвать слова со звуком р, которые встречаются в загадке. Ребята называют слова, а воспитатель убирает пирамидки. Затем просит детей сначала придумать слова, начинающиеся на звук л, затем – на звук р.

«Слов со звуком р много в сказке „Сивка-Бурка“ – в эпизоде, когда Иван зовет Сивку-Бурку», – замечает воспитатель.

Дети все вместе, а потом индивидуально (2–3 ребенка) повторяют: «Сивка-Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой».

«Сейчас я произнесу предложение из сказки, – поясняет педагог. – Услышите слово со звуком р, хлопните в ладоши: „Фыркнул конь, заржал, прыгнул – только на три бревна до царевны не допрыгнул“».

Затем дети чертят на листах бумаги решетки и определяют позицию звука р в словах: рак, лягушка, береза, липа, лев, тигр и т. д.

Примечание. Для закрепления звука р можно использовать скороговорку:

Тигры время коротали,

Вместе с громом рокотали.

В. Борисов

Четверг

Развитие речи

30 апреля

В. В. Гербова

Занятие 8. Чтение сказки «Сивка-Бурка»

Цель. Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обработка М. Булатова).

Ход занятия

«Волшебные сказки знают и любят и бабушки, и прабабушки, и мамы, и папы, – говорит педагог. – Сказки – волшебные, значит, в них?.»

Воспитатель выслушивает детей, оценивает правильность ответа и его речевое оформление.

«А еще в русских народных сказках постоянно присутствует число три: три брата, три царских задания выполняют герои сказок (невестки царя хлеб пекут, ковер ткут, танцевать готовятся – сказка „Царевна-лягушка“, – напоминает педагог. – И в сказке, которую я сегодня прочитаю, много событий повторяются трижды. Будьте внимательны».

Воспитатель читает сказку «Сивка-Бурка».

«Что случается в сказке трижды?» – спрашивает педагог.

Выслушивает ответы детей и продолжает: «А вот вам и новые примеры того, как богат русский язык. Иванушка коня богатырским покриком… (гаркнул). Теперь послушайте, как похожи и одновременно непохожи слова: прыгнул – допрыгнул – перепрыгнул (объясните) – отпрыгнул – вспрыгнул – выпрыгнул».

Публикации по теме:

Конспект итоговой НОД по развитию речи и обучению грамоте «Весенние приключения» в подготовительной группе Цели: Обобщить и систематизировать Знания детей по теме «Весна». Закрепить речевые достижения, достижения в развитии основных психических.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группе Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни насекомых, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Перспективно-тематическое планирование в старшей группе по развитию речи НОД Развитие речи Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1-я неделя Тема: Пересказ сказки «Лиса и рак» Учить связно, последовательно.

Перспективно-тематическое планирование в старшей группе «Подготовка к обучению грамоте» НОД Подготовка к обучению грамоте Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1 неделя Тема: «Радуга» (с. 1) Знакомить детей с цветами.

Перспективное планирование по развитию речи в старшей группеПерспективное планирование по развитию речи в старшей группе Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе. СЕНТЯБРЬ 1неделя В. В. Гербова стр. 34-35 Тема: Мы воспитанники старшей группы.

Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе по программе «Радуга». Часть 1 Октябрь 1. Диалог и монолог. Цель: рассказать детям о двух формах речи – диалоге и монологе; упражнять детей в умении различать диалог.

Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе по программе «Радуга». Часть 2 Февраль. 1. Транспорт для сказочного друга (описание) Цель: упражнять в умении описывать предметы в определённой логике (название, внешние.

Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка» Развитие речи и обучение грамоте как основа успешного обучения в школе. Дошкольный возраст — важный период речевого развития ребенка, формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование работы по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе
Опубликовано: 23 апреля 2020 в 08:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Планирование работы по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем татьяна леонтьева (УИ 1163075) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД