Получи документы

Конструкт по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка»

Анастасия Быкова
Конструкт по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы

Конструкт

по познавательно – исследовательской деятельности

Группа: средняя

Составитель: Быкова Анастасия Андреевна

Образовательная область: Познавательное развитие

Тема: «Воздух – невидимка»

Виды деятельности: познавательно-исследовательская

Форма НОД: детское экспериментирование

Публикация «Конструкт по познавательно-исследовательской деятельности „Воздух-невидимка“» размещена в разделах

Учебно-методический комплект: (ФГОС ДО, Примерная основная образовательная программа «Детство», Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста», Дыбина О. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников»)

Методы и приемы: беседа, поощрение, художественное слово, игровая ситуация, стимулирование занимательным содержанием, объяснение, пояснение, иллюстрация, демонстрация, упражнения, проблемные вопросы, работа в парах, включение в исследовательскую деятельность.

Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); емкости с водой, стаканы, одноразовые стаканчики с водой, трубочки для коктейля; гуашь; кисточки, таз с водой, игрушки из серии «тонет-не тонет», кораблики, игрушка Лунтик, презентация со слайдами, вееры, воздушные шарики.

Планируемый результат:

• Проявляют интерес к экспериментированию, познавательную активность;

• Демонстрируют умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом;

• Имеют представление о воздухе и его свойствах;

• Имеют представление что такое ветер;

• Демонстрируют умение выдвигать гипотезы, делать выводы;

• Соблюдают правила безопасного поведения во время экспериментов.

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности

Воспитательные задачи:

• воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам;

• воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой;

• воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Развивающие задачи:

• развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности, наблюдательность;

• развивать зрительное и слуховое восприятие;

• развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Обучающие задачи:

• закрепить представления детей о воздухе, его свойствах (невидим, лёгкий, воздух есть вокруг и внутри нас, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

• учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха;

• продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Этап деятельности

Мотивационно – целевой.

Актуализация знаний. Ребята, к нам сегодня пришли гости, что нужно им сказать? (Ответы детей). Давайте подарим гостям наши улыбки. Молодцы.

Ребята, отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это? – Воздух.

Правильно, это воздух! Что вы знаете о воздухе?

А хотите проделать опыты, как настоящие учёные? (ответы детей) Я предлагаю вам превратиться в ученых и пройти в нашу лабораторию.

Появляется игрушка Лунтик: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Этап деятельности

Организация деятельности

- Здравствуй, Лунтик, мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Лунтик: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

- Скажите, ребята, Лунтику, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим)

- Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый).

Лунтик: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!

- Погоди, погоди, Лунтик! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Лунтик: Ой, всё-то вы знаете! А докажите, что этот самый воздух есть!

- Ребята, давайте докажем Лунтику, что воздух всё-таки есть!

А чтобы найти воздух, мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столам, надевают фартуки). А что нужно сделать, чтобы воздух увидеть? (Ответы детей). Хотите, я научу вас ловить воздух? (Да)

Опыт 1. «Можно ли поймать воздух?». Как вы думаете, воздух можно поймать?

Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха).

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Ребята, мы сейчас проделали такой серьезный опыт:

Воздух с вами мы искали

И в пакет его поймали!

Посмотрели, посветили

И на волю отпустили!

Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда воздух мы выпустили?

Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

Лунтик: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг! Вот, посмотрите на экран!

- Конечно, Лунтик! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!

Лунтик: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

Дидактическая игра: «Тонет - не тонет» (Звучит детская песенка «По морям, по волнам»).

Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.

Опыт 2. «Есть ли воздух в человеке?»

А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? (Дети выдвигают свои гипотезы) Давайте проверим.

Перед вами стаканы с водой и трубочки. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? (Выходят пузырьки.) Вот видите!

Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Физминутка.

Ветер веет над полями и качается трава. (дети качают поднятыми руками вправо-влево)

Облако плывет над нами, словно белая гора. (поднимаются на носки и опускаются на всю стопу)

Ветер пыль над лесом гонит и деревья к низу клонит. (выполняют движения по тексту)

Вправо, влево, назад, вперед, а потом наоборот!

Мы взбираемся на холм, там немного отдохнем!

Опыт 3 «Что такое ветер?»

- Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Возьмите кораблики, опустите в таз с водой.

Что нужно сделать, чтобы кораблики плыли быстрее? (Ответы детей). Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

Лунтик: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

- Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок).

Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

Лунтик: Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У бабы Капы и деды Шэра была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки баба Капа пироги пекла. Посмотрите на экран.

Вывод: Ветер – это движение воздуха. Воздух может передвигать предметы.

Опыт 4. "Что легче: вода или воздух?"

-Как вы думаете, воздух легкий или тяжелый? Как мы можем это узнать (ответы детей).

Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт. Как вы думаете, есть ли воздух в стакане? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить стакан в воду, донышком вверх и посмотреть, что же будет. Если держать его ровно вода в него не попадает. Что же не пускает воду в стакан? (Ответы детей)

А теперь слегка наклоните стакан и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из стакана, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей.

Вывод: Теперь мы с вами убедились. Что вода тяжелее воздуха и может его вытеснять.

Опыт 5. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).

Хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!

Воздух очень много может!

Он нам рисовать поможет!

В трубочки подуем-

Капельки раздуем!

Этап деятельности

Продуктивная деятельность

На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится?

когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!

Этап деятельности

Рефлексия

Открытый конец (предположить дальнейшую деятельность детей в группе)

Лунтик: Ребята, вы отличные воздухоискатели! Давайте вспомним с вами, что мы узнали о воздухе! (Ответы детей)

Лунтик исчезает.

- А на следующем занятии я расскажу о том, почему одни воздушные шарики остаются на земле, а другие улетают высоко в небо. И ещё о том, как можно на воздушных шарах путешествовать по воздуху.

- Лунтик, куда ты исчез? Что ты там делаешь?

Лунтик: Я тут! (дует). Я надувал воздухом шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу Кузе и Миле всё, что узнал сегодня. До свидания!

- И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!

Публикации по теме:

Интегрированная НОД по познавательно-речевому развитию для детей средней группы «Невидимка воздух» Интегрированная НОД (познавательно - речевое развитие дошкольников) для детей средней группы «Невидимка воздух» через детское экспериментирование.

Конспект интегрированного занятия по исследовательской деятельности в средней группе «Воздух-невидимка». Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое.

Конспект познавательно — исследовательской деятельности в средней группе Тема «Где можно найти воздух». Конспект познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема «Где можно найти воздух» Цель: Создать социальную ситуацию.

«Вода, воздух и магнит». Конспект проведения познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Цель:формирование представлений о свойствах воды, воздуха и магнита. Задачи: 1. Расширять и обогащатьзнания у детей о различных свойствах.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности на тему: «Воздух, свойства воздуха» Конспект открытого занятия совместной деятельности педагога с детьми по экспериментальной деятельности на тему: «Воздух, свойства воздуха»[/b].

Проведение исследовательской деятельности естественнонаучной направленности для детей 5–6 лет «Воздух-невидимка». Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе МБДОУ № 1. Тема:.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Воздух повсюду» Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Воздух повсюду» Задачи: • Расширение.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» для подготовительной группы Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства опытным путем. Задачи: развивающие - развивать познавательный интерес,.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» для подготовительной группы Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства опытным путем. Ход занятия: Воспитатель: - Здравствуйте, мои дорогие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструкт по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка»
Опубликовано: 13 сентября 2017 в 09:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конструкт по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Быкова (УИ 1259640) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД