Конструкт совместной образовательной деятельности с детьми средней группы «Дом, жилище человека»

Елена Широкова
Конструкт совместной образовательной деятельности с детьми средней группы «Дом, жилище человека»

Конструкт совместной образовательной деятельности с детьми

Тема: «Дом, жилище человека»

Составитель: Широкова Елена Геннадьевна, воспитатель ДОО «Детского сада №329» города Екатеринбурга

Возрастная группа: 4-5 лет

Форма совместной деятельности: фронтальная («Утренний сбор», «Итоговый сбор», совместная деятельность на прогулке, работа малыми группами (в центрах активности)

Форма организации: совместная деятельность (детей и взрослого) в центрах активности

Учебно-методический комплект: Программа «Успех», технология планирования «Паутинка»

Цели:

1. Развитие базовой культуры, физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.

2. Помочь ребенку научиться:

- познавать окружающий мир через совместную деятельность со сверстниками и взрослыми;

- самостоятельно находить способы решения проблем и практического их применения.

3. Взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка.

Задачи:

Актуализировать знания по теме и расширить представления:

- о гражданской архитектуре: дома бывают разной формы, цвета, высоты (одноэтажные и многоэтажные, назначения, разные по качеству и свойствам материалов (деревянные, кирпичные и панельные, старинные и современные; каждый дом имеет свои особенности;

- о видах транспорта, его назначении, правилах дорожного движения и безопасного поведения в городе;

- о строительных профессиях, строительной и домашней бытовой технике.

Развивать:

- интерес к совместной игровой и познавательно – исследовательской деятельности;

- все компоненты устной речи;

- творческие способности и воображение.

Воспитывать:

- духовно - нравственные чувства к своему дому, детскому саду и малой родине;

- интерес к книгам;

- уважение к строительным профессиям;

- умение видеть красоту в жилых постройках.

Формировать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми:

- навыки использования правил безопасного поведения в быту (один дома);

- навыки продуктивной (в аппликации, рисовании, конструировании) и коммуникативной деятельности.

Упражнять в умении правильно называть адрес детского сада.

Тренировать навыки гостеприимства и использования правил поведения в гостях.

Повышать двигательную активность, закреплять умение бросать и ловить мяч разными способами.

Привлечь родителей к оказанию помощи детям в изучении темы.

Введение в тему (предварительная работа) с целью выяснения имеющихся знаний детей по теме:

Сколько этажей в нашем детском саду? На каком этаже находится наша группа?

А сколько этажей в твоем доме? На каком этаже ты живешь в своем доме?

Сколько комнат в твоей квартире?

Чем отличается здание детского сада от дома, в котором вы живете?

Детский сад можно назвать домом?

Что такое дом? Для чего он нужен? (жилище человека; защита от жары и холода; уютное место для отдыха; место, где живут родные и близкие)

У кого еще есть дома, жилища? (у животных, птиц, рыб)

Какие бывают дома? (по форме, высоте - этажности, цвету, материалу, из которого построены, старинные и современные)

Что еще может находиться в домах, зданиях? (магазин, школа, больница, ТРЦ, Дворец спорта, театр и т. д.)

Что еще есть у любого дома, здания?

А для чего в доме нужны стены (крыша, окна, пол?

Чем украшены дома? Для чего их украшают?

Зачем нужны балконы и лоджии?

Где находятся дома? (на улице)

Из чего строят дома?

Кто строит дома?

Что находится во дворе вашего дома? (парковка, детская площадка, клумба, скамейка)

Для чего они нужны?

Чтобы вы хотели еще узнать о домах?

А где вы можете об этом узнать? (в энциклопедиях, спросить у родителей или друзей, через Интернет и т. д.)

Ответы и вопросы детей записываются педагогом – ассистентом.

Физкультминутка (выполнение движений в соответствии с текстом, в т. ч. с элементами пальчиковой гимнастики):

Тук да тук, тук да тук: раздается громкий стук!

Строим дом мы большой: с крышей, окнами, трубой.

На двери висит замок! Кто его открыть бы смог?

Повертели, покрутили, постучали и открыли…

Проходите, не спешите и гостей пригласите!

Планирование «Паутинка»

1. Утренний сбор.

Вы – дружные ребята, любите играть, заниматься своими интересными детскими делами. Примете меня в свои игры и дела?

Пришло время приступить к презентации наших центров активности и реализации наших с вами планов! Предлагаю вам подумать и выбрать – в какой центр вы сегодня пойдете? А помогут вам кружочки - «смайлики». Сколько кружочков, столько ребят будет заниматься в данном центре. А по окончании вы сможете оценить свою работу.

2. Работа в центрах активности (воспитатель – ассистент, партнер).

Центр игры

Материалы к теме:

- набор чайной посуды;

- скатерть;

- муляжи печенья, конфет;

- чай для заварки (с ромашкой, с мятой, сахар, чайник;

- стационарное зеркало, заколки, бусы;

- альбом с фотографиями (своей группы, своего дома, другого детского сада);

- фотоаппарат;

- карточки к дидактической игре «Один дома».

Сюжетно-ролевая игра «Дом принимает гостей» (немножко «поживём» в доме).

Роль хозяйки взрослый берёт на себя.

Проблемные вопросы: Что называли в старину «глазами дома»? (окна) Почему? А что будет, если в жилище человека не будет окон? Чего больше в доме: окон или дверей? А что такое крыльцо? В старину крыльцо называли «распахнутыми руками дома». Почему? Раньше чай заваривали из ромашки, мяты. Зачем?

Дидактическая игра «Один дома»

Проблемные ситуации: Родителей нет дома, что ты будешь делать, если зазвонил телефон (постучали в дверь, ты проголодался, тебе стало скучно?

Центр строительства

Материалы к теме:

- наборы конструкторов (пластмассовый, деревянные кубики, лего) для основной постройки;

- наборы разных деталей (предметы: деревья, качели, скамейка и др.) и материалов (лоскутки тканей, ленточки, флажки и др.) для украшения и обыгрывания построек;

- игрушки (заяц, медведь, лиса, лошадь);

- схемы разных построек домов;

- дидактическая игра «Юный архитектор».

Игра «Сказочный город для дружных зверей»

Проблемные вопросы: В каком бы ты хотел жить доме: современном или старинном? Объясни свой выбор. Могут ли жить в доме (квартире) человека дикие животные? А домашние? А если это сказочный дом? Нужен ли дому двор?

Центр науки (познавательно-исследовательский)

Материалы к теме:

- цветные иллюстрации (фото, слайды или картинки) по теме «Такие разные дома»;

-камни, солома, ветки;

- таз с водой;

- карточки-таблицы с силуэтным изображением домов для персонажей сказки «Три поросенка»;

- книга – сказка «Три поросенка» с иллюстрациями;

- картинки с изображениями домов, построенных из разных материалов (деревянные, кирпичные).

Центр движения и здоровья

Материалы к теме:

- мячи разных размеров, цветов и материалов (массажный, набивной, резиновый, пластмассовый);

- картинки с изображениями диких животных Среднего Урала (медведя, зайца, лисы, ежа, белки) и домашних (свиньи, коровы, лошади, собаки);

- набор детской мебели небольшого размера;

- грузовые машины разной величины;

- макеты дороги, светофоров, пешеходного перехода.

Подвижная игра «Кто в этом доме живет?» (с мячом)

Двигательные задания: «Помоги перевезти строительный материал и мебель», «Домашние тренажеры».

Центр книги

Материалы к теме:

• Произведения художественной литературы:

- русские народные сказки «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Крылатый, мохнатый да масляный»;

- «Неумейка» Я. Акима;

- «Мойдодыр», «Федорино горе» К. И. Чуковского;

- «Кошкин дом», «Маша-растеряша», «Дом, который построил Джек» С. Маршака;

- «Стихи и загадки» М. Земнова («Гостиная», «Кухня», «Спальня», «Детская», «Ванная);

• журналы:

- с изображениями строительных материалов для ремонта квартир и постройки разных домов;

- с рекламой мебели, бытовой техники и украшений жилища;

- разные книги (в том числе те, в которых рассказывается о строительстве домов, строительных профессиях и строительной технике: Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Маяковского «Кем быть?», С. Кузьмин «Строим дом» и др.)

Проблемные вопросы: Может ли дом быть похожим на своего хозяина? Какой дом будет у аккуратного хозяина? Зачем нужны чистота и порядок в доме? Что помогает хозяину содержать свой дом в чистоте? А если в доме не будет бытовой техники (пылесоса, утюга, стиральной и швейной машин, какой будет ваш дом? Как тогда можно поддержать чистоту и порядок в доме (квартире? А что вы сами можете для этого сделать?

Центр математики

Материалы к теме:

- геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники) разного цвета и величины;

- плоскостные картонные человечки разной величины (нет лица);

- цветные карандаши или фломастеры;

- счетные палочки;

- заготовки цифр разного размера (от 1 до 10).

Игровое задание «Дома веселых человечков».

Центр искусства

Материалы к теме:

- альбом по народно – прикладному искусству Урала;

-разные материалы для рисования (краски, цветные карандаши и фломастеры, кисти, баночки с водой);

- цветная бумага, ножницы, клей;

- бумажные модели окон со ставнями;

- раскраски;

- плоскостная модель дома без окон из цветного картона для игры;

- карточки (животных или героев произведений, мультфильмов) для игры «Кто в доме живет?»

Игровые задания: «Что забыли строители сделать в доме?» (окна, «Вместе изготовим настольную игру «Кто в доме живет?»

Проблемные вопросы:

Чем раньше украшали окна в деревянных домах? (ставнями – небольшими «дверцами», наличниками – резными узорами) Из чего могут состоять узоры?

Если ставни в старину на окнах были закрыты, что это означало? (хозяев дома нет или еще спят, открыты – хозяева уже встали)

Совместная деятельность на прогулке

Целевая экскурсия по улице, на которой расположен детский сад

Ребята, знаете ли вы адрес детского сада?

А как называется улица, на которой расположен наш сад?

Кто из вас живет на этой улице?

Какие дома на этой улице? (по цвету и форме, многоэтажные – одноэтажные, деревянные - кирпичные, старинные и современные)

Каких домов больше?

Как вы думаете, почему дома называют «жилыми»?

Найдите на улице жилые дома и объекты социального назначения (магазины, школа, больница, ТРЦ, аптека, парикмахерская, фотоателье и т. д.)

Что еще видите кроме домов (проезжую часть и тротуар, перекресток, разные виды транспорта, автобусную остановку, детские площадки, парковки для машин, рекламу и т. д. ?

Для чего они нужны?

Где безопаснее ходить по улице?

Как называется часть дороги, по которой двигаются пешеходы?

Почему по тротуару идут с правой стороны? (дополнительно ориентировка в пространстве)

Игровое двигательное задание «Ты иди и не зевай, по тротуару правильно шагай».

3. Итоговый сбор.

Ребята, мы собрались с вами на итоговый сбор. Предлагаю поделиться своими впечатлениями, рассказать о том, что хотели сделать и показать, что получилось.

(Дети делятся впечатлениями, демонстрируют свои работы).

Вы сегодня хорошо потрудились. А за ваше старание, самостоятельность и любознательность я приготовила сюрпризы (блокноты).

Объявление для родителей

Дорогие мамы и папы, скоро мы будем знакомиться с темой «Дом, жилище человека». Мы хотим побывать вместе с вами на строительстве нового дома, посмотреть, как и кем он строится. Помогите нам, пожалуйста, сделать фотографии своего дома (квартиры, найти и принести в группу журналы с изображениями строительных материалов, мебелью, бытовой техникой и украшениями, а также ветки, камни и солому. Спасибо вам.

Публикации по теме:

Образец календарного планирования воспитательно-образовательной деятельности с учетом ФГТ. Данный образец календарного планирования составлен с учётом федеральных государственных требований. Форма плана отражает содержание образовательного.

Организация совместной деятельности с детьми через технологию проектирования игротек. .

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Весна
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Конструкт совместной образовательной деятельности с детьми средней группы «Дом, жилище человека»
Опубликовано: 2 января 2015 в 21:13
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 ноября. День мозаичной аппликации на МААМ

Одним из необычных и весьма интересных видов творчества, который мы периодически используем на занятиях самых разных тем, является мозаика из бумаги. Всегда увлекательно, когда путём наклеивания множества...

21 ноября. Всемирный день приветствий

Салют, чао, алоха – так по-разному звучат приветствия на разных языках. Несмотря на отличие национальных этикетов, все народы при встрече приветствуют друг друга и желают добра, здоровья и благополучия....

Фотоотчёт о празднике, посвящённом Дню матери
Фотоотчёт о празднике, посвящённом Дню матери 24 ноября мы отмечаем ещё довольно новый, но уже успевший войти в традицию праздник – День Матери. Во всех...
Пальчиковые игры для детей 3–5 лет. 2 часть
Пальчиковые игры содержат комплекс упражнений, массажа ладони и пальцев, сопровождаются стихами, они эмоциональны и увлекательны для детей. 1. Пальчиковая...
Детский мастер-класс по созданию плаката «Есть в городе улицы героев»
В рамках реализации целей и задач в работе над Проектом «Я расскажу вам о войне» мы познакомили ребят с мытищинцами, Героями Советского Союза, которые...