Евгения Геращенко
Консультация для педагогов «Пути совершенствования организации и проведения ролевых игр для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является начальным этапом усвоения социального опыта. Ребенок развивается под влиянием воспитания и под влиянием впечатлений от окружающего мира. С раннего возраста его интересовала жизнь и творчество взрослых. Игра – наиболее доступный для ребенка вид деятельности, уникальный способ переработки полученных впечатлений.
Дети в возрасте от трех до четырех лет начинают интересоваться творческими ролевыми играми. В это время у ребенка уже появляются новые потребности и новые мотивы действий, связанные с осознанием своих взаимоотношений со взрослыми. У ребенка развивается желание активно участвовать в общественной жизни.
Публикация «Консультация для педагогов „Пути совершенствования организации и проведения ролевых игр для детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Рефлексия ребенка об окружающей действительности происходит в процессе его активной жизни, путем принятия на себя определенной роли. Выполняя взятую на себя роль, ребенок пытается подражать тем взрослым, старшим или сверстникам, чьи образы запечатлены в его опыте.
На план игры влияет уровень сформированности основных представлений о людях и их работе.
Содержание и способы организации игр различаются в каждом возрасте.
Дети помладше, например, играя в «врача», измеряют температуру и осматривают больное горло больного. Замечено, что в старших группах после фактической вакцинации дошкольников в кабинете врача дети еще чаще выбирают учреждение с таким игровым содержанием и делают прививку игрушечным шприцем. Очень интересно, когда дети начинают убеждать кукол не плакать.
Дети трех-четырех лет играют со сказочными персонажами, вспоминая книги, которые им читал учитель или кто-то из родителей.
В возрасте от 4 до 5 лет дети проявляют интерес к играм другого содержания. Например, игры в детском саду. Дети изображают, что едят и пьют из игрушечной посуды, причмокивая и постукивая по ним ложкой.
В старшем дошкольном возрасте содержание и действие игры решаются осознанно. Сюжетные линии основаны на мультфильмах и детских книгах.
В дошкольном возрасте ребенок пытается управлять играми и придумывать интересные роли. Трехлетний ребенок начинает представлять себя взрослым и хочет действовать самостоятельно. Когда он играет, он старается вести себя как взрослый, как это делают родители, бабушки и дедушки.
Но игра не может развиваться сама по себе. Для его развития необходимы: четкая методика и грамотное руководство взрослого. Детям старшего дошкольного возраста не хватает жизненного опыта для переноса выдуманных историй в игровую комнату.
Организация игры требует от участников слаженных действий.
Сюжетно-игровая деятельность ребенка не планируется заранее и не следует строгому плану построения.
Характеристики сюжетной игры раскрываются через свободу выбора темы и содержания всех игровых действий. Каждому участнику обязательно хочется, чтобы игра была интересной и гармоничной. Именно по этой причине методику проведения и руководства игрой осуществляет взрослый, который направляет сюжетные ситуации на более эффективное и успешное развитие игровых навыков дошкольников.
Ролевая игра начинается с раскрытия знакомых игровых ситуаций. Постепенно сюжет усложняется, игра приобретает новый тон, а управление игрой ослабевает. Затем вы можете задать ход действий в игре. Изобретение может и должно быть совместным. Дошкольники дополняют идею друга и развивают тему. Воспитатель должен поинтересоваться, во что играют дети, и предложить скомпоновать элементы игры и ее структурные возможности.
На подготовительном этапе участники высказывают типологии и собственные варианты игры, проявляя инициативу и креативность. Педагогу важно поддерживать высказывания детей, хваля их за творчество. Примерно через 5 минут можно выбрать среди предложенных вариантов наиболее значимую ситуацию, пофантазировать о проведении игровых действий и тогда дети смогут играть совершенно самостоятельно.
Продолжая играть самостоятельно, старшие дошкольники исходят из придуманного сюжета, создавая аналогичные сценарии и игровые роли. Так раскрываются составляющие творчества и сотрудничества.
Итак, основная деятельность дошкольников – игра – является эффективным средством всестороннего развития личности ребенка. Играя, ребенок практически приобретает полезные знания об окружающей действительности. Как и любая творческая деятельность, ролевая игра приносит детям радость, имеет большое значение и способствует развитию всех качеств, необходимых для дальнейшего обучения.