Любовь Бородина
Консультация для родителей «Использование фольклора в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
"Использование фольклора в работе с детьми"
Слово фольклор – английского происхождения, оно значит: народная мудрость, народное знание.
Публикация «Консультация для родителей „Использование фольклора в работе с детьми“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Историзм и народность – приоритет фольклорного жанра. Малые фольклорные формы : потешки, прибаутки, песенки, небылички, побасенки, загадки, сказки, заклички, хороводы – несут в себе этнические характеристики; приобщают нас к вечно юным категориям материнства и детства. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т. е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Ласковый говорок прибауток, потешек, песенок вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык, нежности, веры в ребенка. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Потешки – песенки, приговорки, потешки, первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки («петушок», «ладушки», «киса», «водичка») вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например: колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, их поют ласковым, нежным голоском, покачивая куклу Катю: «Баю-баю, баю-бай, ты собачка не лай, Белобока не скули, мою дочку не буди.». для того, чтобы легче и быстрее дети запоминали колыбельные песенки, их нужно обыгрывать, т. е. включать те персонажи, о которых говорится в песенке (собачке). Запомнив колыбельную, дети легко переносят песенку в повседневную игру («Семья», «Детский сад», «Дочки-матери»).
Знакомство с потешками надо начинать с рассказывания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказывать о персонаже потешки, о его особенностях. Объяснить детям значение новый слов, услышанных в потешке; хорошо когда у ребенка уже сформировано представление о рассказываемом животном в потешке: «киса», «конь», «козлик», «курочка», «коровушка» и т. д.
Использовать дидактические игры «Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?». Словесные игры по мотивам народного творчества; например: «про сороку» (читать потешку и пусть дети отображают ее содержание в действиях). Потешка превращается в игру, увлекая детей. Словесная игра «в подарки» - дети дарят потешку друг другу. Дидактические упражнения «Узнай и назови» - достают из коробки игрушки или картинки по знакомым потешкам. Настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений («парные картинки», «подбери такую же картинку», «лото», «разрезанные картинки»).
«Живые картинки» - при чтении потешки «сорока-белобока» - всех детей ставят друг за другом и раздавать им кашу; а самому последнему – нет! «А ты постой, вот тебе горшок пустой!», т. е. сопровождать потешку действием.
Во время умывания, причесывания детей нужно использовать потешки : «Водичка», «Расти коса»; запомнив, полюбив потешку, дети переносят ее в игру. Подбирая потешки, взрослый должен учитывать уровень развития ребенка. Для малышей простые по своему содержанию, для старших – с более сложным смыслом. Дети должны не только хорошо читать потешку, но и уметь ее обыгрывать, т. е. двигаться и говорить, как домашние и дикие животные (подражать голосу и движению лисы, зайца, медведя, котика, собачки, т. е. в зависимости от того, о кои потешка.
Больше использовать потешек, пословиц, поговорок во время прогулок, обращая внимание на время года и состояние погоды, чтобы прогулка проходила более эмоционально и интересно для детей, где дети могут подражать голосам и движениям животных и птиц.
Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества; они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека; поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями. Пословицу можно использовать в любой ситуации, собираясь на прогулку ( медлительному говорить: «Семеро одного не ждут», когда кто-то неаккуратно оделся, можно сказать: «Поспешишь людей насмешишь!»). Во время прогулок пословицы помогают детям лучше понять различные явления, события (книжка «Весна красна цветами» - о временах года). Много пословиц и поговорок о труде; знакомя с ними детям нужно объяснить их смысл, чтобы они знали, в каких ситуациях их можно приме-нить. Например, дидактические игры: «Назови пословицу по картинке», «Продолжи пословицу», «Кто больше назовет пословиц на какую-либо тему».
Загадки – это полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки можно так: на стол выставляется несколько игрушек, для каждой подбирается загадка:
1. Идет мохнатый,
Идет бородатый,
Рожищами помахивает,
Бородищей потряхивает,
Копытами постукивает.
2. На голове красный гребешок,
Под носом красная борода,
На хвосте узоры,
На ногах шпоры.
3. Грива на шее волной,
Сзади хвост трубой,
Меж ушей челка,
На ногах щетка.
Дети быстро отгадывают, т. к. загадываемый предмет перед глазами. Дети могут сами попытаться загадать – придумать загадку об игрушке. Используются загадки и на прогулке:
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет! И т. д.
Можно проводить игры, которые помогут углубить и уточнить знания детей об окружающем мире: «Кто и что это?», «Я загадаю, а ты отгадай», «Подскажи словечко». Проводить можно вечера загадок с бабушкой – загадушкой.
Сказки – являют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического. Сказки лучше рассказывать, чем читать. Хорошо одеть костюм Василисы – сказочницы. Знакомя ребенка со сказкой, необходимо знать, что же лежит в основе ее содержания, с какой целью она создана первым автором (чему-то научить, удивить или позабавить). Есть три разновидности сказки:
1. бытовая;
2. волшебные;
3. сказки о животных.
Хорошо начинать сказку с присказки: «Сказка, сказка, прибаутка…». После рассказа сказки, узнать с помощью вопросов, поняли ли дети сказку? Вносить соответствующие игрушки, спросить: «Дети, из какой сказки пришли эти герои?»