Герасимова Наталья Юрьевна
Консультации для родителей «Ознакомление детей с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы – дети природы.
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» - писал В. Сухомлинский.
Природа – не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. С ранних лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к живому и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия.
Публикация «Консультации для родителей „Ознакомление детей с природой“» размещена в разделах
Своей необыкновенностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывая его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств, мыслей в речи.
Речь является важнейшей формой общения детей с взрослыми и сверстниками. Формирование речи начинается с общения со взрослыми, понимания их речи. Взрослый показывает предметы, задает вопросы, высказывает определенные просьбы, дает указания и т. д. на этом этапе ребенок реагирует на речь взрослого на уровне эмоционального восприятия. Постепенно начинает формироваться диалогическая речь, т. е. ребенок уже сам ставит вопросы, высказывает свои мысли, суждения.
Многообразие природы, красочность её форм способствует развитию словаря ребенка, различных категорий речи прилагательных, глаголов, наречий и т. д. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы. Ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Природа предоставляет возможности для познания связей и зависимостей предметов и явлений. Впечатления, полученные в процессе восприятия предметов и явлений природы, являются основой для их углубления и систематизации в обобщающих беседах на темы о природе.
Беседа – это метод развития диалогической формы речи. В беседе особое внимание должно уделяться основному приему – вопросам.
Можно выделить группы вопросов для бесед о природе; выясняющие знания определенных предметов и явлений природы; требующие сравнения; требующие обобщения материала, установления связей и зависимостей в природе.
С помощью вопросов формируем у детей младшей группы умение называть предмет и выделять один или два характерных его признака; детей среднего возраста совершенствовать умение давать более развернутую характеристику предмета, называя уже несколько различных его качеств, а старших дошкольников – не только давать полную характеристику предмета, но и вскрывать некоторые причины изменений происходящих в природе.
Весной в уголок природы помешаем несколько срезанных веточек с деревьев и начинаем наблюдать за ними.
«Рассматривание распустившихся веток».
В младшей группе задаем такие вопросы: Что это? Что есть на веточках? Какого цвета листья? Эти листочки длинные, а эти?
Для среднего возраста: Расскажи, что есть на ветке. Все ли ветки одинаковые? Сравни форму и цвет листьев. Чем не похожи ветки? От каких деревьев эти ветки?
Для старших дошкольников: Расскажи, от каких деревьев эти ветки. Какие они? Чем отличаются эти ветки от только что срезанных? Почему распустились листья?
Как видно из примеров, в процессе беседы можно решать задачу развития не только диалогической, но и монологической речи. Наиболее сложным видом речевой деятельности является монологическая речь, когда ребенок передает в своем рассказе определенное связанное содержание. Описывая предметы и явления природы, дети составляют небольшие рассказы при этом, используют схемы описательных рассказов. В каждой возрастной группе осуществляется определённые программные задачи ознакомления детей с природой. Они предусматривают постепенное усвоение ребенком природоведческие знаний.
Составлять описательный рассказ о природе – значит не только пробудить у ребенка интерес к тому, о чём он рассказывает, но и помочь ему понять, почувствовать красоту описательного предмета или явления и тем вызвать у него желание найти необходимые слова и выражения, чтобы передать это в своей речи. Описательный рассказ является одним из видов творческого рассказа. Сначала рассказы ребят состоят из нескольких предложений, а потом постепенно рассказы детей наполняются сравнениями. Постепенно детей подводим к составлению рассказов этюдов по плану. Например, перед составлением рассказа – этюда «Одуванчик» можно предложить такой план: Как называется цветок? Расскажи, какой он. На что он похож? Что напоминает тебе твой цветок? Такие занятия развивают творческую фантазию детей.
Детские фантазии впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда след, пробудят желание узнать ещё и ещё, сделать самому что – либо хорошее. А какой восторг от радости собственных открытий. Какой толчок к творчеству рождают знания и впечатления о природе. Возникший интерес детей необходимо постоянно подогревать, оставлять недосказанное…
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром, каждый день раскрывая их творческий и умственный потенциал.