Консультация «Организация прогулок-походов с детьми»

Елена Павлова
Консультация «Организация прогулок-походов с детьми»

Тема: «Организация прогулок-походов с детьми»

Современный воспитательно-образовательный процесс в ДОУ характеризуется увеличением объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности детей, что ведет к снижению двигательной активности дошкольников. С целью решения данной проблемы педагоги нашего детского сада используют такую форму организации физического воспитания, как дошкольный туризм, предполагающий развитие познавательных способностей и формирование личности ребенка на фоне высокого уровня двигательной активности.

Выделяют следующие формы дошкольного туризма: прогулки, экскурсии, походы, путешествия, занятия в кружках. Для системы дошкольного воспитания больше подходит термин «прогулка-поход», предложенный Н. И. Бочаровой. Применение данной формы позволяет решать задачи по ознакомлению дошкольников с природой, воспитанию бережного отношения к ней, изучению ближайшего социального окружения. Главное отличие прогулок-походов от обычных прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, насыщенной двигательной активности.

Дошкольный туризм, представляющий собой двигательную активность на открытом воздухе, позитивно влияет на физическое развитие растущего организма.

В нашем саду методика дошкольного туризма выступает также в качестве вариативного регионального компонента базовой программы по всестороннему развитию и воспитанию детей. В связи с этим, были поставлены задачи по физическому развитию воспитанников:

- поддержание и укрепление здоровья дошкольников;

- расширение адаптационных и функциональных возможностей детей путем развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений;

- совершенствование естественных видов движения и обогащение двигательного опыта;

- развитие координации и выносливости как основы физической подготовки ребенка – будущего туриста;

- формирование межличностных дружеских отношений дошкольников в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям;

- осознанного и доброжелательного отношения к окружающему миру;

- уважительного отношения к истории родного края;

- развитие психических процессов и расширение объема знаний в области физической культуры и туризма, краеведения, экологии.

Задачи:

- реализация системы мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности, познавательной и двигательной активности, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков.

В качестве оптимального средства достижения целей и решения поставленных задач коллективом ДОУ были выбраны прогулки-походы, вызывающие у дошкольников наибольший интерес.

Для организации данной формы работы с воспитанниками были определены возможности дошкольного учреждения с учетом его территориального местонахождения, а также природно-климатических, географических, экологических, культурно-исторических особенностей местности. Для этого была проведена большая работа по изучению исторических, культурных и природно-ландшафтных достопримечательностей города и его окрестностей.

Каждой прогулке-походу предшествует предварительная работа с дошкольниками. Так, воспитатель не только проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимую информацию, овладевают специальными терминами, но и активизирует знания правил дорожного движения на случай, если маршрут прогулки-похода пересекает автомобильные дороги.

Специалисты ДОУ проводят подготовительную работу с воспитанниками с учетом физиологических и психологических особенностей детского организма и возможностей применения средств дошкольного туризма.

Инструктор по физической культуре обеспечивает физическую подготовку воспитанников к туристским прогулкам-походам, организует тематические и сюжетные физкультурные занятия, досуги, тренировочные прогулки по облегченному маршруту.

Медицинская сестра дошкольного учреждения формирует группы детей на основе состояния их здоровья и уровня физического развития, комплектует специальную походную аптечку, проводит совместно с воспитателем беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях, способах оказания первой медицинской помощи. Активное участие в подготовке и проведении прогулок-походов принимают родители воспитанников.

Непосредственно в проведении прогулок-походов участвуют не менее 2-3 взрослых. Это может быть любой из специалистов ДОУ, воспитатель группы и его помощник. Ответственные за проведение прогулки-похода назначаются приказом заведующего ДОУ с обязательным прохождением целевого инструктажа. Чаще всего именно инструктор по физической культуре отвечает за подбор разнообразной двигательной программы мероприятия и соответствующего инвентаря, поскольку на него возложено решение задач физического развития детей в рамках прогулки-похода.

Мероприятия организуются в первой половине дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе. Перед проведением прогулки-похода дошкольникам сообщается цель предстоящей деятельности.

Структура прогулки-похода:

- сбор и движение до первого привала (15-35 мин);

- остановка, привал, природоведческая деятельность (10-20 мин);

- комплекс игр и упражнений (25-30 мин);

- самостоятельная деятельность детей (15-20 мин);

- сбор воспитанников и возвращение в детский сад (15-35 мин).

Содержание прогулок-походов зависит от выбранной тематики и времени года. Если позволяет погода, воспитатель может организовать наблюдение за насекомыми, птицами, сбор природного материала (для чего заранее запасают емкости, чтение природоведческой литературы и беседу об услышанном, предложить детям изобразить действия главных персонажей.

Содержание прогулок-походов должно предусматривать хорошо знакомые воспитанникам подвижные и дидактические игры: физкультурное занятие или комплекс игр и физических упражнений; упражнения на дыхание, игры на внимание.

Во время привала воспитатель может организовать самостоятельные игры. Спортивные игры-развлечения (эстафеты) помогут закрепить приобретенные умения и навыки дошкольников.

При проведении прогулок-походов с детьми педагоги соблюдают определенные правила безопасности:

1. Предстоящий маршрут тщательно изучается и утверждается у заведующего ДОУ.

2. Четко планируется содержание мероприятия и подбирается соответствующее оборудование (с учетом времени года и погодных условий). В набор необходимого снаряжения входят легкие индивидуальные рюкзачки, свежая питьевая вода, одноразовые стаканчики по количеству детей и взрослых, мыло, салфетки, атрибуты для организации спортивных, дидактических игр, самостоятельной деятельности дошкольников. Наличие дополнительного оборудования и материала зависит от тематики и целей прогулки-похода.

3. Обязательно наличие аптечки. Каждый взрослый, сопровождающий группу детей, должен хорошо знать ее содержимое и уметь им пользоваться.

4. Одежда и обувь участников прогулки-похода должны соответствовать сезону и погодным условиям.

Таким образом, использование педагогами ДОУ природно-климатических факторов города Краснодара в ходе проведения прогулок-походов с воспитанниками способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Донная форма работы позволяет формировать у детей навыки поведения на природе, развивать способности удивляться и удивлять, воспитывать заинтересованное и бережное отношение к окружающей среде, а также знакомить их с историческими и культурными памятниками родного края.

Публикации по теме:

Консультация «Я — послушный» Я – послушный! Воспитание ребенка заключается не в том, чтобы заставить его делать так, как надо взрослому. Важно, чтобы он сам захотел.

Консультация для родителей «Я сам!» Наши дети очень быстро растут, совсем недавно они лежали в коляске, и вот уже учатся разговаривать. И всё чаще мы слышим от них - Я сам.

Консультация «Цветотерапия» Консультация для воспитателей на тему: «Цветотерапия» Цветотерапия – улучшает настроение. Цветотерапия –– Эффективное средство сохранения.

Консультация для родителей «Я сам» Консультация для родителей “Я сам” Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с.

Консультация для родителей «Осень» Осень, переходный сезон, в это время природа очень быстро меняет. Сначала появляются яркие краски. Потом листва с деревьев опадает, и они.

Консультация по краеведению Краеведение – основа воспитания патриотизма Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника.

Консультация для родителей по ПДД Уважаемые мамы и папы! Вот и подрос ваш малыш, стал взрослее, любознательнее, его жизненный опыт обогатился, он сделался самостоятельнее.

Консультация «Сто вопросов почемучки» «Сто вопросов Почемучки» Отчего у мамочки на щечках две ямочки? Отчего у кошки вместо ручек ножки? Отчего шоколадки не растут на кроватке?.

Консультация «Трудовое воспитание в ДОУ» Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности. Трудовое воспитание дошкольников на современном этапе является одной из важнейших.

Консультация для родителей по ПДД Предисловие Ежегодно на дорогах России гибнут взрослые и дети, а также становятся инвалидами. В числе погибших есть и несовершеннолетние.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Консультация «Организация прогулок-походов с детьми»
Опубликовано: 16 марта 2016 в 13:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка «Конкурс новогодних ёлок студентов разных факультетов»
Студенческая дивная, весёлая пора Не позабудется тобою никогда. Свободный гражданин, ещё не взрослый, Ещё не мучают житейские вопросы. Не очень...
Мастер-класс «Необычные Санки»
Мастер-класс "Необычные Санки" В нашем городе прошёл международный день снега . В этот день было много интересного, игры, соревнование, бег в...
Коллективная стенгазета «Дикие животные зимой»
Цель и задачи: 1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;...
Мастер-класс «Новогодний мобиль из бус и шаров»
Мастер-класс «Новогодний мобиль из бус и шаров» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию мастер класс изготовления мобила из бус и новогодних шаров....
Мастер-класс «Развиваемся играя-учим цвета». Изготовление учебно-методических пособий...
Мастер-класс «Развиваемся играя - учим цвета» ( Изготовление учебно-методического пособия для педагогов и родителей) Цель: В этом мастер классе...