Консультация «Что должен уметь ребенок 3-х–4-х лет?»

Марина Касаткина
Консультация «Что должен уметь ребенок 3-х–4-х лет?»

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК 3-4Х ЛЕТ?

(материал собран из учебных пособий авторов, занимающихся изучением детской речи - Гвоздев А. Н., Леонтьев А. А., Глухов В. П.)

Что должен уметь ребенок 3 лет

Неречевые функции:

а) слуховое внимание – определять направление звука (где позвенели) – ребенок должен показать; дифференциация звучащих игрушек – начиная с резко отличающихся (бубен-флейта, затем приближенные (молоток-мателлофон, 2 погремушки резко звучащие, 2 колокольчика.

б) зрительное восприятие – восприятие изображения: подбирать предмет к изображению (из ряда предметов – выбрать нужный); восприятие цвета – желтый, красный, синий, зеленый – должен узнавать. Формы – с 4х лет.

в) праксис – пространственный – схема тела, ориентировка в пространстве – с 4х лет; конструктивный праксис – пирамидка из 3х частей; разрезная картинка из 2-3х частей, рисунок из палочек по памяти – 2-4 палочки; динамический праксис: восприятие и воспроизведение ритмических структур: //; / //; // /.

Моторика общая: ребенок трех лет должен пройти по дорожке начерченной на полу, перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см, подпрыгнуть на месте на двух ногах, бросить и поймать мяч обеими руками, потопать ногами, похлопать руками.

Мелкая моторика: ребенок должен показывать 2-й, 3-й пальцы (поза «зайчик»); 2-й, 5-й пальцы, соединять 1-й пальчик с остальными. Малыш должен лепить из пластилина палочку и шарик.

Речевые функции:

Ваш ребенок должен повторять одно-, двухсложные слова, типа – кот, стук, вода, мост, крыша, мостик.

Должен уметь повторять слоги: па-ба, ба-па, та-да, да-та, ка-га, га-ка, фа-ва, ва-фа.

Должен показать на картинке и произнести: том-дом.

Дети 3-х лет могут определить наличие звука [м] в словах: дом, кот, мама.

Словарь:

Малыши трехлетнего возраста, при условии нормального речевого развития, понимают изменяющиеся формы слов, например: кот-коты; понимают и употребляют предлоги – в, на, под.

Дети понимают род прилагательных и существительных – где красная кофта, где красный платок, где красное яблочко.

Понимают и существительные уменьшительно-ласкательной формы: дом – домик.

Словарный запас детей растет очень быстро, детки понимают, называют, обобщают игрушки, посуду, одежду, обувь, мебель. Знают и называют такие геометрические фигуры как круг и квадрат.

Знают и называют части тела: нос, рот, глаза, живот, руки, ноги. Также, называют и понимают части мебели – спинка стула, ножка; употребляют в речи части транспортных средств – руль, кабина, колеса.

Дети 3-х лет назовут Вам, с удовольствием, как подает голос кошка, но он не скажет Вам, что она мяукает, он скажет «мяу!»; скажет, как «разговаривает» коровка, собачка, уточка, мышка и т. д.

Также дети этого возраста подберут антоним к слову большой, изменят слова – муха – мухи, дом – дома. Они употребляют в своей речи существительные в косвенных падежах без предлога: например, у меня есть карандаш; чем рисуешь? – карандашом; нет чего? – карандаша; я тебе даю что? – ручку; что я рисую? – машину.

Ребенок может образовывать новые слова, это так называемый этап «словотворчества». Он образует слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: стульчик, шапочка.

Что должен уметь ребенок 4-х лет

Неречевые функции:

а) слуховое внимание – определять направление звука (где позвенели) – ребенок должен показать; дифференциация звучащих игрушек – начиная с резко отличающихся (бубен-флейта, затем приближенные (молоток-мателлофон, 2 погремушки резко звучащие, 2 колокольчика;

б) зрительное восприятие – подбирать предмет к изображению (из ряда выбрать нужный); по контуру определять предмет; определять неполный рисунок, перечеркнутые фигуры, наложенные предметы друг на друга; восприятие цвета – ребенок в 4 года должен воспринимать – желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный.

Ребенок знает и формы – круг, квадрат, овал, треугольник.

в) праксис - ребенок 4-хлетнего возраста ориентируется в схеме тела: правая/левая рука/нога; ориентируется в пространстве – вверху, внизу, впереди, сзади.

Дети этого возраста составляют пирамидку от 5 до 12 частей, разрезные картинки из 4 части, рисунок из палочек по образцу и по памяти – складывают домики, лесенки, елочки(4-6 палочек).

Детки должны воспринимать и уметь воспроизводить ритмические рисунки:

/ / //; // //; / /// ; /// /.

Также должны выполнять динамические движения ручками: одна рука сжата в кулачок, другая распрямлена – ладошка. Одновременно выполнять обеими руками.

Общая моторика:

В 4 года Ваши дети должны пройти по дорожке начерченной на полу, перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см, подпрыгнуть на месте на двух ногах, бросить и поймать мяч обеими руками, потопать ногами, похлопать руками. Поскакать на 1 ноге, потопать ногами и похлопать руками одновременно, пройти по шнурку на полу, перейти с бега на ходьбу по сигналу.

Ручная моторика: ребенок должен уметь из пальчиков составлять фигуру «колечко». Перекладывать предметы из одной руки в другую, выполнять шнуровку, завязывать бантик, держать карандаш, ложку правильно, рисовать горизонтальную линию, круги.

С 4х лет дети должны уметь расставлять паузы в речевом потоке, употреблять основные виды интонации.

Речевые функции:

Малыши в этом возрасте умеют воспроизводить слоговую структуру следующих типов слов: кот, вода, стук, мост, крыша, мостик, тропинка.

Дети должны повторять слоги: па-ба, ба-па, та-да, да-та, ка-га, га-ка, фа-ва, ва-фа; ма-ба, ба-ма, ва-ка, ка-ва, ня-на, на-ня.

Также они называют и показывают: том-дом, кот-кит, дом-дым, мышка-мишка; коса-коза, кошка-кочка, мишка-миска, малина-Марина.

В этом возрасте детки определяют наличие звука [м] в словах типа – мама, дом, кот; наличие звука [р] в словах типа: майка, шапка, рыба, корова, санки, пирамида, рак, лимон.

Словарь:

Ваш ребенок в 4 года понимает такие формы слов: кот-коты, окно-окна, лист-листья – он с легкостью может все это Вам показать. Также он понимает предлоги в, на, под, над.

Понимает и род существительных – красная, красное, красный; понимает род глаголов в прошедшем времени, по картинке – Где Женя поймал рыбу? Где Женя поймала рыбу?

У ребенка есть понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дом-домик, ложка-ложечка, ведро-ведерко; понимает глаголы с приставками: Мальчик выходит из дома, переходит улицу, подходит к дому.

Понимает такие сложные предложения, как Девочка поздравляет мальчика. Мальчик поздравляет девочку. Понимает соотношение между членами предложения (по картинке): что в руках у девочки, что в руках у мальчика.

Малыши 4-х лет активно употребляют в речи обобщающие понятия – игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, транспорт; называют фигуру – треугольник.

Знают и употребляют названия частей тела – рот, нос, глаза, живот, руки, ноги, локоть, колено, ноготь, уши. Употребляют в речи названия частей транспортных средств – кузов, колеса, кабина, руль, фары, мотор.

Детки с легкостью Вам скажут как «разговаривают» животные – корова, кошка, собачка, уточка. Расскажет Вам, наблюдая за другими детьми, что делает мальчик, девочка, что делают дети. Что делает птица, рыба – при наблюдении за животными. Расскажет что делает повар.

Ребенок называет и употребляет в речи цвета белый, черный, желтый, красный, синий, зеленый, и формы – круг, квадрат.

Ребенок без особого труда должен подбирать антонимы к словам – большой, высокий, светлый, быстрый, холодный, сухой, худой, слабый, добрый, естественно по картинке и с помощью фразы.

Известно, что в жизни ребенка наступает период, когда он начинает заниматься «словотворчеством», к такому периоду относятся словоизменение и словообразование. Ребенок указанного возраста употребляет в речи и изменяет слова – муха, дом, сто, рука, кукла, рот, окно. Употребляет в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы – стульчик, шапочка, столик, чашечка, куколка; ласково называют детенышей животных – утенок, котенок, гусенок, лисенок, слоненок. Называет всех своих родственников со словами «мой, моя». Использует приставки в словах – уходит, входит, выходит. Использует глагол совершенного вида – нарисовал. Взрослому человеку, необходимо, ненавязчиво, без особых усилий поправлять ребенка, иначе в речи ребенка могут постепенно закрепляться неправильные формы слов, что в последствии труднее исправить. А также взрослый должен следить и за своей речью – употребляя в разговоре с детьми, наиболее подходящую для ребенка лексику и терминологию!

Дети в 4 года употребляют существительные в косвенных падежах: например, у меня есть карандаш; чем рисуешь? – карандашом; нет чего? – карандаша; я тебе даю что? – ручку; что я рисую? – машину. Употребляют с предлогом – где стоит ваза? – на столе; где фрукты? – в корзине; где летает бабочка? – над цветком; где спряталась мышка? – под грибком.

Дети согласовывают прилагательные с существительными: цвет – синее платье, желтое яблоко, красная юбка, зеленый мяч; числительные 2 и 5 с существительными – кот, машина.

Малыши в этом возрасте учатся пересказывать короткие рассказы.

Публикации по теме:

«Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок». Сценарий досуга по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить у детей знания пожарной безопасности: средства пожаротушения, о причинах возникновения.

Что должен знать и уметь ребёнок к четвертому году жизни Окружающий мир: - Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки. -Сказать, сколько ему лет. -Назвать город, в котором.

Консультация «Дошкольник 4–5 лет должен знать…» К концу года дети должны иметь представления по ознакомлению с окружающим о том, что Российская Армия охраняет нашу Родину;.

Консультация для родителей второй младшей группы «Что должен знать ребенок 3–4 лет» Математика - Считать от 1 до 5 - Уметь соотносить понятия «один» и «много» - знать геометрические фигуры (круг, квадрат) - различать цвета.

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в школу» Детский сад работает по программе «От рождения до школы». Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного.

Консультация для воспитателей «Адаптационный период детей раннего возраста: каким он должен быть?»Консультация для воспитателей «Адаптационный период детей раннего возраста: каким он должен быть?» Первые годы жизни ребёнка- важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным.

Консультация для воспитателей «Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения?» С самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. Ежедневно.

Консультация для родителей «Что должен уметь ребёнок 3–4 лет» Что должен уметь ребенок 3-4 лет Физическое развитие 1. Ребенок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

Вечер развлекательного досуга по правилам пожарной безопасности «Каждый ребенок должен знать это с пеленок» Цель: • формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями.

Выступление на родительском собрании на тему «Что должен уметь ребенок трех лет» Педагогическая деятельность в ДОУ (по закону "Об образовании в РФ") осуществляется по основной программе дошкольного образования. Большое.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Что должен уметь ребенок 3-х–4-х лет?»
Опубликовано: 11 мая 2016 в 11:26
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Статья «Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации родителям.»
Статья «Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации для родителей» Автор: Порядина Ирина Николаевна воспитатель филиала детский сада «Улыбка» МБДОУ...
Игра-путешествие в страну Математики
Цель: Развитие психических и познавательных процессов ( мышление, внимание, воображение, волевых качеств, речь) Задачи. -Закрепить навыки количественного и...
Презентация «Школа дорожных наук»
Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, поэтому педагогическим коллективом МКДОУ «Богучарский детский сад...
Консультация для воспитателей
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики....
Фотоотчёт о посещении городского музея.
История родного края… А многие ли родители знают её? Все ли могут рассказать своему ребёнку о своём городе ( посёлке, о его далёком прошлом? Мы с детьми,...