Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников»

Новикова Наталья Николаевна
Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников»

Воспитатель: Новикова

Наталья

Николаевна

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

К. Е. Тимирязев

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познать: рвет бумагу и смотрит, что получится; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Все это объекты исследования.

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений, о мире. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований,сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материалов; при доведении полученного продукта до логического завершения – представления результатов, полученных в исследовании. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя.

Следовательно, необходимо использовать практические методы. Правила при выборе темы поисково – экспериментальной деятельности:

• Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

• Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки).

• Педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Дети младшей, средней, а иногда старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

В своей деятельности мы опираемся на ведущие принципы развития дошкольников:

• Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов);

• Природосообразность (развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием);

• Дифференцированный подход (решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанниками в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности детей);

• Активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);

• Творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольника, приобретение им собственного опыта творческой деятельности).

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно – развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини- лаборатория).

Приборы- «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм.

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил, листья деревьев, мох, семена и т. д.

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, мех, ткани, пробки.

Разные виды бумаги.

Красители: гуашь, акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл).

Прочие материалы: воздушные шары, цветные и прозрачные свечи.

Мини-лаборатория

Готовимся к 8 марта

Ухаживаем за цветами

Публикации по теме:

Добро пожаловать в наш «Огород на окне!» Оформление детского садаДобро пожаловать в наш «Огород на окне!» Оформление детского сада Люди,научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.

Картотека опытов Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников»
Опубликовано: 24 апреля 2014 в 12:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки