Консультация «Детство и игра»

Анненкова Ольга Константиновна
Консультация «Детство и игра»

Ребенок не символизирует в игре, но желает, исполняет желание, пропускает через переживание основные категории действительности.

Л. С. Выготский

Детство – это золотой век отдельного человека, безвозвратно утерянный, но незабываемый. «Детство – каждодневное открытие мира…» - писал В. А. Сухомлинский.

Детство талантливо и своей духовностью, и своею чистотой, и свежестью восприятия мира, всем тем, что утверждается по мере взросления.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Детство неотделимо от игры. Чем больше значение детства в культуре, тем важнее игра для общества. Наиболее естественным способом проникновения в детство для познания его и для воздействия на него является игра.

Игра – важнейший вид детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игра привносит в образование бесконечные сюжеты и темы жизни, природы, человека и его деятельности. Прекрасный русский писатель, осмысливающий в своих книгах и сценариях явления культуры, Ю. Нагибин так оценивает детскую игру: «Игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее. В игре выявляется характер маленького человека, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того, не осознавая, дети, играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем».

С. Л. Рубинштейн считал, что игра – это порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир.

Л. С. Выготский указывал, что игра представляет собой школу произвольности, воли и морали. «Игра, - как писал выдающийся советский психолог, - ведет за собой развитие».

А. Н. Леонтьев в работе «Психологические основы дошкольной игры» описывает процесс возникновения детской игры следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает «противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т. е. способов действия) - с другой. Это противоречие. может разрешиться у ребенка только в одном единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре.»

На основе собственных наблюдений за повседневной деятельностью детей в общине К. Оталора проанализировала особенности детских игр. Опираясь на концепцию Д. Б. Эльконина, она выявила наиболее характерные для детей разных возрастов игры:

1. Игра-развлечение — игра, в которой полностью отсутствует сюжет. Ее цель — развлечь, развеселить участников. Так, наиболее частым развлечением у девочек было бегать друг за другом, чтобы, догнав, пощекотать. Обычно, закончив такое действие, ребенок смеется.

2. Игра-упражнение — отсутствует сюжет, преобладают физические действия, при этом одно и то же действие повторяется несколько раз подряд. Дети разных возрастов поднимались на деревья, ползали по бревну или просто бегали. Чаще этот вид игры наблюдался у мальчиков моложе семи лет. У более взрослых детей (11-12 лет) обычной игрой была борьба. Они брались за руки, сравнивая свою силу.

3. Сюжетная игра — есть игровые действия и воображаемая ситуация, хотя и в зачаточной форме. Наиболее частыми сюжетами были приготовление пищи и сбор фруктов.

4. Процессуально-подражательная игра — воспроизведение действий или ситуаций, которые ребенок наблюдает в настоящий момент. Подражательная и сюжетная игра близки друг к другу.

5. Традиционная игра — та, которая передается из поколения в поколение, в нее играют взрослые и дети, она имеет правила, но в ней отсутствует воображаемая ситуация (общине Аруако это игра в волчок).

Игра берет свое начало в глубокой древности и в тоже время заглядывает в будущее, являясь первой деятельностью, которая развивает и формирует личность.

Игра является важным видом деятельности и, что через игру можно добиться больших успехов в развитии личности и ее лучших сторон, так как игра выступает универсальным средством психического развития, кристаллизующие рядовые способности человеческой деятельности. Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, является уникальным средством формирования духовных потребностей и раскрытие творческого потенциала личности ребенка. Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильно отражаются правила и условия игры, в ней заложены устойчивые традиции и нормы, а повторение правил игры создает тренинговую основу развития ребенка.

Игра необычно информативна, она знакомит детей с окружающим миром и многое «рассказывает» ребенку о нем самом педагогу. Дети играют для себя, выражая свои мечты и стремления. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей. Она развивает внимание, зрительную память, слух и т. д., что дает возможность полнее воспринимать окружающий мир. В целом можно сказать о том, что в образовании в период детства через игру возможно становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения детей к их природному и социальному окружению, основанного на сплаве знаний, чувств и действий.

Детство без игры аномально и аморально. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваимого опыта жизни, признаков примет социальной практики, богатства и микроклимата отношений, коммуникативности, индивидуального самопогружения, активизации познания мира.

Публикации по теме:

Консультация «Детство детей должно быть счастливым, творческим, талантливым, озорным, но главное оно должно быть безопасным» Добрый день, уважаемые члены жюри, участники конкурса, коллеги! Сегодняшнее детство наших детей – это наше завтра. Каким же должно быть.

Консультация «Детство — это игра. Игра — это детство» Цель: Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей. Повышать методический уровень. Способствовать творческому поиску педагогов.

Консультация «Безопасное детство» Воспитатель МАДОУ №231 г. Кемерово Безопасное детство. Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте.

Консультация «Безопасное детство» Главное преимущество дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что дети данного возраста выполняют четко сформулированную.

Библиотека изображений:
  • Логические загадки
  • Логические загадки
  • Логические загадки
Автор публикации:
Консультация «Детство и игра»
Опубликовано: 15 октября 2018 в 05:18
+304Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 188.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет об экологической акции «Синичкин день»
Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12...
Развитие математических способностей у детей 5 лет, фотоотчет
Дать ребенку понятие о том, что такое "цифра" и что с ней делать? всегда не просто, поделюсь своими играми на развитие математического мышления....
Отчет о проведении тематического дня посвященного теме «Меры времени»
Отчет о проведении тематического дня посвященного теме «Меры времени» Подготовила: воспитатель Облова Е И. Как известно, дети очень часто путаются во...
План по сотрудничеству с семьей в старшей группе
План по сотрудничеству с семьей в старшей группе Актуальность План работы с родителями был разработан с учетом опыта общения с детьми и призван помочь...
Рабочая программа кружка дополнительного образования в средней группе по аппликации...
Пояснительная записка Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства,...