Лучший педагог года

Консультация для инструкторов по физической культуре «Основные понятия предмета. Теория и практика физического воспитания»

Елена Шамардина
Консультация для инструкторов по физической культуре «Основные понятия предмета. Теория и практика физического воспитания»

Тема: «Основные понятия предмета. Теория и практика физического воспитания»

Научные основы физической культуры закладывались в России выдающимися учеными: П. Ф. Лесгафтом, И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, П. А. Покровским, П. Ф. Каптеревым и др. Значительный вклад в ее развитие внесли виднейшие ученые XX века: врачи В. В. Гориневский, Л. И. Чулицкая, Е. А. Аркин и др. ; педагоги А. И. Быкова, Е. Г. Гори- невская, М. Ю. Кистяковская, Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева и др. ; психологи - А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев и др. Таким образом, основные понятия методики физического воспитания фундаментальны и научно обоснованы. Знание и понимание специальной терминологии поможет педагогам творчески реализовать задачи данного раздела программы.

Публикация «Консультация для инструкторов по физической культуре „Основные понятия предмета, Теория и практика физического воспитания“» размещена в разделах

Остановимся на понятиях, которыми оперирует методика физического воспитания.

Здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения, под этим подразумевается гармоничная, слаженная работа всех органов и систем, благоприятные социальные условия и микроклимат, в котором воспитывается ребенок. Если на первые два компонента педагог повлиять не в состоянии, то обеспечение благоприятного микроклимата на занятиях является его прямой обязанностью.

Физическое развитие - процесс формирования и последующего изменения на протяжении жизни

естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.

Понятие физическое развитие в более узком смысле слова означает совокупность не-которых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показателей роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояния осанки; изгибов позвоночника; измерения свода стопы; динамометрии; становой силы и др.).

Понятие физическое развитие в более широком смысле слова включает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т. д.).

Физическая культура - часть общей культуры, совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека. Под физической культурой понимается творческая деятельность, направленная на преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений.

Формируя культуру тела, важно гармонически развивать личность ребенка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать творчество.

Консультации

С момента рождения ребенка его свобода ограничена рамками того социума, где он живет. Ограничение свободы действий часто приводит к нездоровью. Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться к окружающему миру и быть в гармонии с ним. Развитие телесной культуры и психофизических возможностей обеспечивает состояние относительного здоровья. То или иное заболевание - расплата за упущенные потенциальные возможности в развитии психики и тела (М. З. Воробьев, Л. П. Матвеев, Э. Я. Степаненкова).

Понятие "физическая культура" тесно связано с понятием "физическое воспитание".

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, на достижение физического совершенства. Оно играет важнейшую роль не только в формировании физической культуры ребенка, но и в усвоении им общечеловеческих (универсальных) и национально-культурных ценностей.

Физическая подготовленность - соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.

Физическое образование - овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.

Физические упражнения - специальные движения, а также сложные виды двигательной деятельности ребенка, применяемые в качестве средств физического воспитания. Они используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия духовному развитию ребенка.

Термин "упражнение" обозначает неоднократные повторения двигательного действия.

Двигательная деятельность - это деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.

Двигательная активность - основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена главному закону здоровья: приобретая расходуем. Согласно теории индивидуального развития ребенка, особенности энергетики всего организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды.

Двигательная активность направлена на обязательное избыточное восстановление энергетического фонда. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие. Двигательная активность носит биосоциальный характер.

Спорт - достижение наивысших результатов, выявленных в процессе соревнований в каком-либо виде физических упражнений.

Консультации

Понятия теории и методики физического воспитания, их содержание, возникшее в разные исторические эпохи развития общества, постоянно совершенствуются, углубляются и уточняются.

Опираясь на научный понятийный аппарат, педагог должен самостоятельно и творчески осуществлять выбор вариативных, парциальных и других программ. Ведущим принципом отбора разнообразных форм организации двигательных действий является известный принцип "Не навреди!"

В настоящее время необходимо серьезно пересмотреть методику обучения и воспитания дошкольников. Особого внимания требуют занятия по физической культуре. Во-первых, потому, что в некоторых программах к занятиям относят утреннюю гимнастику, физкультурные праздники, досуги и другую двигательную деятельность. Во-вторых, ряд авторов выступает против обучения движению несмотря на то, что все произвольные движения человека являются результатом обучения.

Физкультурные занятия - основное средство обучения детей физическим упражнениям. Методика их проведения должна быть направлена на поэтапное, последовательное и систематичное формирование двигательных навыков ребенка. Важную роль на занятиях играет сочетание наглядного, словесного, практического, игрового, соревновательного и других методов и приемов, обеспечивающих сознательное и творческое освоение движений ребенком. Зачастую педагогами не соблюдается методика повышения физиологической, психологической и эмоциональной нагрузки. Например, наибольшая физиологическая нагрузка дается в вводной части физкультурного занятия - предлагается 2-3-минутная пробежка без соответствующего разогрева мышц, подготовки организма к такой высокой нагрузке. По утверждению известного психолога В. П. Зинченко, вопрос о том, как надо учить движениям, является одним из сложнейших. Среди тысяч реализаций элементарного человеческого движения нет двух одинаковых.

Каждый ребенок неповторим и уникален. При обучении необходимо развивать его индивидуальность, вооружать определенным двигательным опытом. При этом педагог должен помнить, что все движения приобретаются прижизненно как результат научения.

Важную роль в формировании грациозности, пластичности, выразительности, красоты движений, в развитии психофизических качеств играют общеразвивающие упражнения.

Общеразвивающие упражнения - специально подобранные упражнения, направленные на оздоровление организма. Они способствуют формированию правильной осанки; укреплению опорно-двигательного аппарата; улучшению кровообращения, дыхания, обменных процессов, деятельности нервной системы. С их помощью развиваются и укрепляются крупные группы мышц - плечевого пояса, туловища, ног; подвижность суставов; нормализуются процессы напряжения и расслабления; также они содействуют развитию психофизических качеств ребенка.

Общеразвивающие упражнения способствуют постепенному вовлечению организма в деятельное состояние, повышению жизненного тонуса. При составлении комплексов таких упражнений следует придерживаться анатомического принципа.

Первая группа упражнений направлена на развитие и укрепление мышц плечевого пояса и рук. Они тренируют сердечную мускулатуру, выпрямляют позвоночник, совершенствуют полноценное дыхание. Важную роль в этой группе играют упражнения для мышц лица, глаз и рук.

Ребенку предлагают улыбнуться, нахмуриться, высунуть язык, надуть щеки, показать, как задувают спичку, изобразить поцелуй и т. д.

В каждый комплекс включаются упражнения для пальцев и кистей рук. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга было известно еще во II в. до н. э. в Китае. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей "Сороки-белобоки" и др.) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функцию высшей нервной деятельности, на развитие речи. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с лица, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное "представительство" в коре больших полушарий головного мозга.

Педагог учит ребенка простейшим манипуляциям: сжать руку в кулак и раскрыть ладонь, имитировать умывание, действовать с массажными мячами. Н. И. Озерецкий отмечал, что если в четыре года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Вторая группа общеразвивающих упражнений направлена на укрепление мышц спины, на формирование правильной осанки, что способствует развитию гибкости позвоночника (наклоны вперед, в стороны, повороты, вращение туловища).

Третья группа упражнений направлена на развитие и укрепление мышц ног и брюшного пресса. Это предохраняет внутренние органы от сотрясения, препятствует застою крови.

Консультации

Каждое общеразвивающее упражнение начинается с исходного положения тела (туловища, рук, ног). Смена исходного положения усложняет или упрощает выполнение физического упражнения. Приведем примеры основных исходных положений (с использованием требуемой терминологии). Для ног в положении стоя:

1) стойка - пятки вместе, носки врозь (иногда с подъемом на носки) - используется перед началом и по окончании упражнения; при полуприседании и полном приседании (прямая спина, колени разведены в стороны, пятки приподняты); при подъеме и сгибании ног в колене, при отведении ног вперед, влево, вправо, назад;

2) стойка - ноги врозь, на ширине ступни (шага, носки слегка развернуты;

3) стойка - ноги врозь, на ширине плеч, носки слегка развернуты;

4) стойка - ноги сомкнуты, носки и пятки вместе - используется при приседании;

5) стойка - ноги скрестно, одна нога находится перед другой, ступни параллельны;

6) стойка на коленях - колени, голени, носки опираются о пол, носки вытянуты - используется при поворотах сидя на пятках;

7) стойка - ноги слегка расставлены, ноги на ширине ступни, стопы слегка в стороны, но не внутрь. Для рук в положении стоя:

1) руки опущены вдоль тела, ладони обращены к туловищу;

2) руки вперед, вверх, пальцы сомкнуты, ладони обращены друг к другу;

3) руки в стороны, ладони обращены вниз или вперед;

4) руки на пояс, четыре пальца - вперед, вниз, локти и плечи - назад;

5) руки перед грудью - локти на высоте плеч, ладони обращены вниз;

6) руки за голову - локти отведены назад, пальцы касаются затылка;

7) руки вытянуты вперед, кисти согнуты в кулак, одна рука над другой;

8) руки за спину, кисти "в замок" или одна кисть положена на другую.

В положении сидя:

1) ноги вперед - прямые, сомкнутые, носки оттянуты и слегка развернуты;

2) ноги врозь - прямые, разведены, носки оттянуты и слегка развернуты;

3) ноги согнуты в коленях, сомкнуты, ступни на полу; ноги скрестно.

Положение рук - в зависимости от содержания упражнений.

В положении лежа:

1) на спине - прямые ноги сомкнуты, носки слегка расставлены, оттянуты, руки вдоль туловища, ладони вниз;

2) на животе - прямые ноги сомкнуты, руки, согнутые в локтях, опираются о пол, ладони перед собой (одна над другой) или, опираясь на ладони, приподнять туловище;

3) на правом (левом) боку, прямые ноги сомкнуты, руки подняты вверх.

Важную роль в развитии творчества, грациозности и красоты движений играют имитационные упражнения. Они широко используются во всех возрастных группах. Выполнению упражнений предшествует ознакомление детей с имитируемыми персонажами: чтение художественной литературы, наблюдение за окружающей природой, просмотр диапозитивов, видеофильмов и т. д. Так, например, ребенок выполняет разнообразные упражнения типа "собачка", "кошечка", "воробышек", "цирковая лошадка", "Ванька-встанька", "самолет", "любопытный котенок" и др. При этом он стремится передать характерные особенности, настроение своих персонажей: воробышек, например, может быть веселым, грустным, больным; зайчик - добрым, сердитым и т. д. Такие упражнения формируют у ребенка культуру мимики и жеста.

Известно, что обучение физическим упражнениям проводится в три этапа (А. В. Кенеман, Э. Я. Степаненкова, Н. В. Полтавцева и др.) :

первый этап - первоначальное разучивание;

второй - углубленное разучивание;

третий - закрепление и совершенствование движений.

На каждом этапе педагог активизирует сознание ребенка, развивает творчество. Так, на этапе углубленного разучивания используются различные варианты упражнения, обращается внимание на то, что его можно сделать по-другому: из иного исходного положения, с различными предметами; стоя в колонне, шеренге. К составлению вариантов привлекаются дети. На этапе закрепления, совершенствования используется метод творческих заданий: "придумай, как можно сделать упражнение по-другому" (всем вместе, стоя в колонне, шеренге и т. д.).

Дети с удовольствием выполняют придуманные ими имитационные упражнения ("Цветок", "Японский зонтик", "Пловец", "Мишка" и др.). Это побуждает их к самовыражению, самореализации.

Подобная работа подводит детей к использованию двигательных навыков в подвижных играх, которым в настоящее время уделяется недостаточное внимание. Эти игры, являясь основным средством и методом физического воспитания, должны занимать ведущее место в развитии движений.

В подвижной игре удовлетворяется естественная потребность ребенка в деятельности: закрепляются и совершенствуются двигательные навыки основных движений, общеразвивающих упражнений. Играя, ребенок познает окружающий мир, преображая его, развивая свои способности.

Чрезвычайно важна атмосфера добра, радости и веселья в игре. Это не означает, что воспитатель не должен быть требовательным, но его главная задача - помочь ребенку раскрыть свои интеллектуальные и физические способности.

В небольшой консультации невозможно охватить многочисленные проблемы физической культуры дошкольника. Важно, чтобы педагоги делали все для того, чтобы ребенок рос в гармонии с самим собой, окружающими людьми, природой. От нас, взрослых, зависит воспитание жизнерадостного, жизнестойкого, здорового, творческого поколения.

Публикации по теме:

Организация физического воспитания детей в соответствии с требованиями СанПиН ДОО Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных образовательных учреждений, призванных заложить основы крепкого.

Фотоотчет «Инструктор по физической культуре в ДОУ»Фотоотчет «Инструктор по физической культуре в ДОУ» Наталья Николаевна Бойко, работает инструктором по физической культуре в МАДОУ «Волшебница». Больше двадцати пяти лет она приходит в любимый.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация для воспитателей «Обеспечение безопасности при проведении занятий по физической культуре в ДОУ» Детство – маленькая удивительная страна. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное.

Мастер-класс по физической культуреМастер-класс по физической культуре Новшество в работе. В конце месяца в детском саду, инструктор по физической культуре Кардашова И. А. провела мастер – класс гимнастики «Хатха.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Портфолио инструктора по физической культуреПортфолио инструктора по физической культуре «Единственная красота, которую я знаю, -это здоровье» Генрих Гейне, немецкий поэт Бойко Светлана Владимировна Год рождения: 18 октября.

Портфолио инструктора по физической культуреПортфолио инструктора по физической культуре Инструктор по физической культуре 1. Ф. И. О. Зыкова Любовь Васильевна 2. Дата рождения: 23 мая 1959 г. 3. Образование: среднее специальное.

Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников»Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, представляю Вам практическую часть семинара-практикума прошедшем в нашем ДОУ «Традиционные игры коренных малочисленных.

Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей. МБДОУ Детский сад комбинированного вида №2 "Солнышко. " Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для инструкторов по физической культуре «Основные понятия предмета. Теория и практика физического воспитания»
Опубликовано: 30 января 2020 в 21:58
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД