МААМ-картинки

Консультация для логопедов и родителей «Использование трейнеров и вестибулярных пластин в работе логопеда у детей с ОВЗ»

Татьяна Щербакова
Консультация для логопедов и родителей «Использование трейнеров и вестибулярных пластин в работе логопеда у детей с ОВЗ»

Речевые патологии на сегодняшний день являются широко распространенной проблемой. По данным мировой статистики число речевых расстройств неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей принимает глобальный характер. Эффективность результатов речевой коррекции зависит от правильно построенного алгоритма работы логопеда и его взаимодействия с сопряженными специалистами.

Публикация «Консультация для логопедов и родителей „Использование трейнеров и вестибулярных пластин в работе логопеда у детей с ОВЗ“» размещена в разделах

Воспитание чистой речи, четкой дикции в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Правильное произношение звуков может быть сформировано лишь только в том случае, если у ребенка достаточно развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции, если развито речевое дыхание, если дошкольник умеет ощущать и чувствовать движения органов артикуляции.

В большинстве случаев речевые нарушения, так или иначе, связаны с врождёнными или приобретёнными дефектами органов речи. Чаще всего отклонения в развитии артикуляционного аппарата проявляются именно в период сформированного молочного прикуса, когда у детей закрепляются вредные привычки.

Наиболее распространенная из них – сосание пальца, языка или пустышки. Если сосательный рефлекс не угасает после года, это свидетельствует о задержке созревания тех или иных функциональных систем в организме. К трехлетнему возрасту у детей, постоянно сосущих палец или соску формируется открытый прикус. Привычка ребенка сосать большой палец приводит к сужению верхней челюсти и ассиметричной деформации ее во фронтальном отделе. Помимо того давление оказываемое пальцем на нижний зубной ряд вызывает смещение резцов и усугубляет недоразвитие нижней челюсти, наблюдается значительная деформация зубного ряда. Неумеренное использование бутылок с сосками тоже может навредить здоровью ребенка и привести к формированию симметрично открытого прикуса. При этом верхние зубы выглядят более короткими и недостаточно развитыми.

Преждевременное удаление молочных зубов, привычка сосать палец, инфантильное глотание, неправильный прикус, все эти аномалии развития зубочелюстной системы тесно связаны с нарушением артикуляции и естественно с нарушением звукопроизношения.

На сегодняшний день при коррекции речевых нарушений учителя-логопеды используют широкий спектр технологий, методик, методов и приемов, апробируя и адаптируя их к условиям каждого образовательного учреждения.

Значительно оптимизировать процесс овладения звуковой культурой речи позволяет применение в процессе логопедических занятий трейнеров и вестибулярных пластин – мягких силиконовых миофункциональных позиционеров, корректирующих положение языка и способствующих нормализации мышечного баланса приоральной области.

Использование трейнеров и вестибулярных пластин возможно с 3 до 7-8 лет.

Трейнер изготовлен из мягкого гипоаллергенного силикона, что позволяет ребенку без труда адаптироваться к ношению аппарата. Выпускается в двух цветах – голубой и розовый (для мальчиков и для девочек). Существуют трейнеры для молочного и сменного прикуса.

Использование трейнера позволяет : 1 – воздушные отверстия способствуют мягкому, но активному стимулированию развития жевательных структур, что ведет к гармоничному росту всего челюстно-лицевого аппарата;

2 – «маркерный» язычок трейнера приучает язык находиться в правильном небном положении, при этом язык не оказывает негативного давления на зубные ряды. Правильное положение языка способствует формированию нормального типа глотания.

3 – бампер от межзубного прокладывания языка предотвращает сосание пальцев и мешает прокладыванию языка между зубными рядами, ведущему к формированию открытого прикуса.

Вестибулярные пластинки выпускаются двух размеров.

Пластинка размера I с красным кольцом предназначена для детей с молочным прикусом, пластинка размера II с синим кольцом – для детей в сменном прикусе (5-7 лет). В тех случаях, когда нарушения выявлены еще в молочном прикусе, использование пластин позволяет нормализовать развитие зубочелюстной системы и способствовать, таким образом, коррекции речевых нарушений.

Пластинки сделаны из прозрачного гипоаллергенного материала, что помогает контролировать положение языка.

Различные виды вестибулярных пластинок позволяют :

*эффективно бороться с детской привычкой сосать соску и пальцы;

*перевести ротовое дыхание ребенка в носовое;

*развить круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ;

*корректировать инфантильное глотание и недоразвитие нижней челюсти;

*осуществлять миофункциональную тренировку;

*стимулировать процесс естественной саморегуляции растущего организма;

*эффективно корректировать дефекты речи.

Последние исследования подтвердили, что длительное использование соски-пустышки замедляет формирование функции жевания и вертикальный рост альвеольных отростков, способствует сохранению инфантильного типа глотания. В данном случае рекомендуется эластичная пластинка, которая предлагается детям, начиная с двухлетнего возраста при длительном сосании пустышки или пальца, провоцирующем возникновение открытого прикуса, для скорейшего и безболезненного отвыкания ребенка от этих вредных привычек и профилактики возникновения речевых нарушений. Если у ребенка уже наметился открытый прикус, при использовании профилактической пластинки он закроется естественным образом, т. к. резцам ничего не мешает смыкаться.

Если у ребенка открытый прикус – при межзубном сигматизме, и он не может придать своему языку нужное положение на логопедических занятиях во время постановки свистящих звуков, то необходимо использование вестибулярной пластинки с заслонкой, которая мешает ребенку располагать язык между зубами, помогая таким образом при постановке свистящих звуков. К тому же правильное положение языка во рту будет способствовать исправлению открытого прикуса.

При искажениях произношения шипящих звуков, которым способствует глубокий прикус, прогнатия, ограниченная подвижность языка и губ, также эффективна тренировка при помощи вестибулярной пластинки с бусинкой. Бусинка, закрепленная на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном небном положении.

Помимо разминки языка здесь добавляется тренировка круговой мышцы рта. Пластинку с бусинкой можно применять при артикуляционной гимнастике для коррекции звука Р, а также при дизартрии, при которой характерны парезы артикуляционных мышц. Поместив пластинку в ротовую полость, ребенок сразу начинает инстинктивно катать бусинку языком по твердому небу, стимулируя таким образом тонус язычной мышцы. Применять пластинку можно как во время занятий с логопедом, так и дома.

Пластика с бусинкой эффективна при лечении функциональной ринолалии, обусловленной ограничением подвижности мягкого неба и недостаточным его подъемом, фонацией у детей с вялой артикуляцией; врожденной ринолалии, после операции. Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности. Пластинка с бусинкой улучшает тонус, способствует тренировке вялых мышц и тканей полости рта.

Применение пластинки с бусинкой эффективно помогает ребенку устранить трудности в произношении необычных и трудных слов. Хорошие результаты дает использование пластики с бусинкой и при заикании – одном из проявлений нарушения темпоритмической организации речи, поскольку применение пластинки оказывает расслабляющее действие и мягко снимает судорожное напряжение мышц речевого аппарата.

В логопедической практике применение пластинок возможно как в ходе групповых занятий, в индивидуальной работе с логопедом в ДОУ, так и дома. Основная задача - убедить родителей в необходимости использования данных приспособлений. Для этого необходимо вести разъяснительную работу с родительской общественностью : предоставлять объективную и разнообразную информацию в "Уголке логопеда" о повышении эффективности логопедической коррекции при использовании трейнеров и вестибулярных пластин у детей с ОВЗ.

Идеальным вариантом считается приобретение родителями ребенка индивидуальных вестибулярных пластинок. А в сети ДОУ их использование возможно при наличии стационарного ультрафиолетового стерилизатора. Хранятся пластинки в футлярах, обязательно индивидуальная маркировка, которая по необходимости обновляется. Необходимо отметить, что не всегда возможно использование пластинок с детьми, у которых сильно развит рвотный рефлекс.

При регулярном использовании вестибулярных пластинок и трейнеров в работе с детьми с речевыми патологиями отмечается наличие положительной динамики, значительно повышается эффективность логопедической коррекции, а сроки коррекции звукопроизношения фактически сокращаются.

Публикации по теме:

Метод сенсорной интеграции в индивидуальной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗМетод сенсорной интеграции в индивидуальной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребенка, предназначенная для оказания комплексной.

Социальное проектирование в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать.

Технология альтернативной коммуникации в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Альбом с карточками PECSТехнология альтернативной коммуникации в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Альбом с карточками PECS Применение в коррекционной деятельности данной системы, направлено на достижение основной цели - организации взаимодействия с детьми с ОВЗ.

Инновационные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ На сегодняшний день приоритетной проблемой образования и воспитания подрастающего поколения является укрепление и сохранение здоровья наших.

Использование камешков Марблс в работе логопеда Использование камешков Марблс в работе логопеда. Использование камешков Марблс в работе логопеда. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Использование мнемотаблицы в работе учителя-логопедаИспользование мнемотаблицы в работе учителя-логопеда Развитие устной связной речи – одна из основных задач обучения и развития дошкольника. Для достижения положительных результатов в данном.

Использование технологии ТРИЗ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ Учитель-логопед МБДОУ № 22 Фомина Е. В.

Консультация для родителей «Использование фольклора в работе с детьми» Консультация для родителей. Использование фольклора в работе с детьми. Слово фольклор – английского происхождения, оно значит: народная.

Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» Организуя театральные игры с детьми дошкольного возраста мы часто наблюдаем случаи отказа детей от участия в этом виде деятельности. Если.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей» Проблема взаимоотношений и сотрудничества логопеда с родителями в литературе освещена мало. Только в некоторых методических разработках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для логопедов и родителей «Использование трейнеров и вестибулярных пластин в работе логопеда у детей с ОВЗ»
Опубликовано: 20 января 2019 в 13:43
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД