Ирина Зотикова
Консультация для молодого педагога «Формирование предметно-пространственной среды в группе»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
Согласно требованиям ФГОС ДО она должна быть:
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной и безопасной.
По определению С. Л. Новоселовой, «предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». Поэтому она должна быть комфортной, уютной, рационально организованной, наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Публикация «Консультация для молодого педагога „Формирование предметно-пространственной среды в группе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Предметы, которые окружают воспитанников, должны быть разнообразны (наличие всевозможного игрового и дидактического материала, доступны (расположение материала в поле зрения ребенка, центрированы (организация предметной среды) и обеспечивать индивидуальный комфорт и психологическую защищенность.
• 50% — сектор активной деятельности: центры двигательной активности и музыкально-театрализованной деятельности, игровые уголки;
• 20% — сектор спокойной деятельности: центр художественной литературы, природная зона и уголок отдыха;
• 30% — рабочий сектор: центры познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
• Чем младше возраст, тем больше пространство для двигательной активности.
В рабочем секторе также размещается оборудование для совместной и регламентированной деятельности.
Все сектора имеют условные границы, которые определяются в зависимости от конкретных задач образовательного момента. Часто дошкольники «заражаются» интересами сверстников, желают присоединиться к их игре. Поэтому планировать сектора надо так, чтобы они могли вместить всех желающих.
1. Элементы гендерного воспитания.
Так, для развития творческого замысла в игре девочки используют предметы женской одежды, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики, украшения и т. д.
Детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, технические игрушки — неотъемлемые атрибуты игр мальчиков.
В старших группах предусмотрены материалы для развития элементарных математических представлений и подготовки к обучению грамоте (настольно-печатные игры с цифрами и буквами, школьные принадлежности, печатные буквы, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, ребусами и т. д.).
Для развития познавательной активности дошкольников детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы.
2. Театральный уголок — любимый воспитанниками всех групп. Театрализованная деятельность объединяет детей интересными идеями и возможностью проявить себя.
Педагог вместе с воспитанниками изготавливают костюмы, атрибуты и декорации к представлениям, которые впоследствии становятся «богатством» и гордостью детского сада.
3. Природная зона служит саморазвитию дошкольников. Чтобы организовать ее, воспитатели подобрали растения и подготовили необходимое оборудование для ухода за ними (передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы и т. д.). Календари наблюдений за погодой.
В младших группах - кукла с комплектом сезонной одежды.
Украшение этой зоны — детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны. Также предусмотрены подставки на роликах для кашпо с цветами, которые дети легко перемещают по группе.
В природной зоне воспитатель проводит с дошкольниками наблюдения, опыты и занятия природоведческого характера. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда вызывают у детей неподдельный интерес.
Для организации познавательно-исследовательской деятельности воспитатели подобрали специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов.
4. Для центра искусства «Юный художник» светлое, хорошо освещенное место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Для этого есть необходимые изобразительные материалы.
5. Строительный центр занимает немного пространства и при этом мобилен. Достоинство его состоит в том, что легкие перегородки-тумбы свободно передвигаются в любое место.
Содержимое строительного центра позволяет организовать конструктивную деятельность как с подгруппой воспитанников, так и индивидуально. Дошкольники занимаются «строительством» на ковре и столе. Они сооружают постройки, обыгрывают их в сюжетно-ролевых играх и во время занятий ручным трудом.
6. Игровой центр: «Больница», «Семья», «Парикмахерская». Сюжетно-ролевые игры удобно хранить в пластиковых коробках, легко транспортируемых. В старших группах подписаны, в младших с наклеенной картинкой. Среда группы организуется так, чтобы у ребенка был выбор: с кем, как, где, во что играть. При этом для старших дошкольников педагоги не группируют игрушки по темам, дети подбирают их для игры сами. Для удобства игровой материал сформирован по группам :
• «игровая в саквояже» — это обычная коробка (чемоданчик, где хранятся куклы небольшого размера; игрушечная мебель, аксессуары; разнообразный подсобный материал;
• «бросовый материал» — «ненужные» вещи, из которых дошкольники создают отдельные предметы, игрушки.
7. Яркий, с нестандартным дизайнерским решением и нетрадиционным оборудованием спортивный мини-комплекс гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Здесь дошкольники могут самостоятельно выполнять различные движения: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. д.
8. В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия — уголок отдыха (уединения). Он располагает к тихим беседам и раздумьям. Как правило, уголок отдыха в группах отделен от других зон легкой шторкой. Уют создают комфортное кресло, коврик на полу, мягкие игрушки.
9. Погрузиться в волшебный мир книг помогает уютная домашняя обстановка в центре художественной литературы. Здесь воспитатель читает детям сказки и рассказы, организовывает выставку произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам, проводит литературные викторины и конкурсы.
10. Центр безопасного дорожного движения оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правил дорожного движения.
В старших группах обязательно : УГОЛОК ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ и УГОЛОК ДЕЖУРСТВА.
ВО ВСЕХ ГРУППАХ СОДЕРЖАНИЕ РППС ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ И ОТРАЖАТЬ ТЕМУ НЕДЕЛИ!
Групповое пространство
Театральный уголок: Ширма; маски сказочных персонажей; кукольный, теневой,«варежковый», перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра; костюмы; атрибуты героев
Природный уголок: Передники, перчатки, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы; полки для детских поделок, природных экспонатов; цветы (количество видов должно соответствовать возрастным особенностям группы, паспорт растений
Центр искусства «Юный художник» : Изобразительный материал (мелки, акварель, тушь, гуашь); схемы конструирования и аппликации, шаблоны для вырезания, бумага разной фактуры, размера и цвета; картон; стенд для детских работ «Творческие идеи» (желательно).
Строительный центр: Конструкторы разного вида; кубики; крупный и мелкий деревянный строительный материал; схемы и чертежи построек
Центр науки:
(исследовательский центр) Мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь; микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда; специальная детская литература, пооперационные карты (подсказки по изготовлению моделей, алгоритмы проведения опытов (можно разместить в уголке природы)
Игровой центр: («Больница», «Семья», «Парикмахерская»,) Куклы, изображающие семью, милиционера, врача, животных; игрушечная мебель, посуда, аксессуары; небольшой домик; разнообразный подсобный материал; атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
Спортивный мини-комплекс: Спортивное оборудование: извилистая дорожка, дуга, мячи, корзина для метания, канат
Уголок отдыха: Легкая шторка, кресло, коврик на полу, мягкие игрушки
Центр художественной литературы: Произведения детской художественной литературы; полки и стенды для тематических выставок (выставка обновляется еженедельно, в соответствии с комплексно-тематическим контролем).
Центр безопасного движения: Игрушечные транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки, напольный коврик с разметкой улиц и дорог, макет города, микрорайона.