Лучший педагог года

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Обучаем детей игре на деревянных ложках»

Инна Козлова
Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Обучаем детей игре на деревянных ложках»

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

Со времён XVIII века деревянные ложки использовались в нашей стране в качестве ударного инструмента. Это был самый доступный музыкальный инструмент. Уже в старинных печатных изданиях встречаются описания деревянных расписных ложек и приемов игры на них. А теперь почти в каждом городе России есть ансамбль «ложкарей».

Публикация «Консультация для музыкальных руководителей ДОУ „Обучаем детей игре на деревянных ложках“» размещена в разделах

Ритм имеет "эмоциональную природу", поэтому любая ритмическая деятельность ребенка прекрасно соотносится с его возрастным психо-эмоциональным состоянием. В процесс музыкального воспитания детей дошкольного возраста включается большой спектр различных шумовых инструментов и самый любимый, самый яркий инструмент - деревянные ложки. Игра на ложках помогает решить комплекс задач музыкального воспитания дошкольника. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов - ложек позволяет ребенку накопить и развить первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха для восприятия и повторения разнообразных ритмов, ребенок постепенно получает представление о других видах музыкальных соотношений-тембровых, динамических, темповых. Приемы игры на ложках быстро осваиваются,т. к. ложки имеют особые легко усваиваемые музыкально- акустические и тембровые параметры. Для детей создаются условия активного музицирования, самостоятельной деятельности и импровизации. Обучение детей игре на ложках проводится в игровой форме, организованно и последовательно, как на музыкальных занятиях и так и индивидуально,например в кружке" Ложкари".

Знакомство с деревянными ложками начинаем с первой младшей группы. Оно проводится постепенно, усложняя задание от занятия к занятию. Сначала мы с малышами рассматриваем расписную деревянную ложку, ее части. У ложки есть ручка, и та часть, которой черпают суп - поварешка. Эта ее обратная сторона называется «щекой».

Интерес детей к ложкам возникает при личном контакте ребенка с ними. Давая малышу в руки инструмент,мы учим его играть что-нибудь конкретное: капает дождик, тикают часы, птички клюют зернышки, кто -то постучался в дверь и т. д. При этом происходит не просто игра, а восприятие ритма, обучение звукоизвлечению. В этом возрасте осваиваем 2-3 приема игры на ложках: «прямые удары», игра «щечками», зажатыми в кулачках. Желательно создать у детей радостное настроение от общения с ложками. Например, в гости к ребятам приходит петушок с корзинкой, а в ней лежат ложки. Игрушки (куклы,мишки,зайка и т. д) ходят, бегают, топают, хлопают, пляшут, а на ложках дети воспроизводят ритмические изменения и именно так у детей развивается чувство ритма.

Во второй младшей группе знакомим детей с деревянными ложками,как с ударным инструментом (объясняем, что извлекается звук ударом одной ложки о другую). Играя приемом «прямые удары», дети передают ритмический рисунок своего имени с одновременным его проговариванием (Во-ва – 2 удара, Ан-дрю-ша – 3 удара). Ударяя ручкой ложки о «щечку» другой ложки, изображают, как капает дождь в песне «Дождик» р. н. п. (2 удара - «кап-кап», а в конце песни пошел сильный дождь (играют ручками ложек). Перед игрой на ложках ведется подготовка исполнительского аппарата - рук. Исполняя песенку «Петушок», дети хлопают ладошками ритмический рисунок и только когда исполнение будет ритмичным, дети берут в руки ложки и стучат тот же ритмический рисунок песни различными приемами игры. В этом возрасте дети уже самостоятельно отмечают 2-х частную форму музыкальной пьесы. Есть полезная дидактическая игра «Пальчики и ручки» - тихое и громкое звучание (тихо - постукивают ручками ложек, громко – «щечками»). В этой игре дети учатся изменению динамики. Незаменимым методическим пособием при обучении игре на ложках являются музыкально-дидактические игры с использованием фланелеграфа. Вспоминаем и обыгрываем музыкально-дидактические игры хорошо знакомые по 1-й младшей группе. Постепенно усложняем их и они приобретают новую форму, становятся подвижными играми или тренингами для рук. Например, «Наши ручки», «У кота-воркота» - дети учатся правильно реагировать на текст - движениями, а так же следовать своими действиями за ритмическими акцентами. Например, «Я на горку шла» р. н. м. подпевать текст, подсказывающий способы игры на ложках: «Ложки бей, бей, бей. Ложки бей веселей. Щечкой ложечки ударь – и еще сильней» - такой метод работы воспитывает у детей логическое мышление, внимание.

В средней группе добавляются приемы игры на двух ложках: ручкой одной ложки стучать по «щечке» другой; стучать приемом «прямые удары» по ложкам соседа; прием игры «шофер».

Уделяется много внимания положению рук и одновременным ритмичным хлопкам,так укрепляется исполнительский аппарат - руки. После того, как дети усвоят ритмический рисунок песни в хлопках, этот же рисунок играется на ложках. Напевая песенку, дети исполняют ритмический аккомпанемент сначала одним приемом игры, например, «прямые удары» (отрабатываем ритмичную игру, а затем вводятся другие приемы игры - «скользящие», «ручкой ложки о «щечку». Таким образом, создается интересный аккомпанемент.

Знакомим детей с понятием долгий и короткий звук. Например, рассматривая иллюстрацию песенки «Я иду с флажками» Е. Тиличеевой, поем и хлопаем ритмический рисунок, подводим детей к выводу, что звуки бывают долгие и короткие. При сопоставлении долгих звуков - «прямые удары» и коротких - «скользящие» отрабатывается координация совместных действий детей для дальнейшей игры в ансамбле.

С целью развития метрической пульсации у детей и расширения возможностей ручного инструментария используем метод - по показу педагога. В качестве физкультминуток выполняем метроритмические упражнения под музыкальное сопровождение, под собственное пение или речитатив. Песня «Паровоз» З. Компанейца: дети демонстрируют вокальное исполнительство в сочетании с собственными метроритмическими движениями: притопы, хлопки, ритмичная ходьба, танцевальные движения. Под фоновое звучание русских народных мелодий, "экспромтом" играем метроритм пьесы знакомыми детям приемами игры на ложках. Такие тренинги вырабатывают у детей навыки слышать и передавать в игре на ложках метрическую пульсацию исполняемого произведения, ненавязчиво активизируют коллективную игру - игру в ансамбле. У дошкольников обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость.

В старшей группе большинство детей не испытывают трудностей в коллективной игре на ложках. Продолжаем обучение игре на ложках более углубленно,например в кружковой работе. Проводим с детьми беседу об истории деревянной ложки, ее разновидности, показываем слайды и видеоклипы детских ансамблей ложкарей. Знакомим детей с определенными правилами поведения в работе ансамбля. Проводим работу по технике безопасности, по постановке рук (ложки держать одинаково на одном уровне) и организации общего внимания у детей, знакомим с дирижерским жестом.

В старшей группе обучаем детей следующим приемам игры на ложках: «прямые удары», «тремоло», «хлопок», «маятник», «литавры», «туки, туки» или «копытца», «солнышко», «шофер», «тик-так» или «скольжение». Все эти приемы игры варьируются во время игры в парах. Процесс разучивания приемов игры на ложках начинается со специальной разминки рук без инструмента. Движения исполнительского аппарата при игре разными приемами имеют свою индивидуальную спецификуи разминка позволяет подготовить исполнительский аппарат к игре, сформировать и отрефлексировать мышечные ощущения, развить координацию движений. Таким образом, вырабатываются определенные навыки исполнительских задач, согласовываются движения, закрепляются сенсорно-моторные ощущения. Хорошим помощником в обучении музыкальной грамоте и обучении игре на ложках являются музыкально-дидактические игры такие как: «Прогулка», «Кто подошел к теремку?», «На бабушкином дворе», «Музыкальный поезд», «Лесенка», «Эхо». Используем карточки с ритмическими рисунками, потешки, дразнилки, просто словосочетания,песенки. Мелодии этих песен строятся на одном-двух звуках, поэтому петь их детям не представляется особых трудностей и здесь важно правильно передать ритмический рисунок. Дети поют песенку, передают ее ритмический рисунок в хлопках и схематично выкладывают его на фланелеграфе, затем по схеме играют всеми приемами. На знакомых упражнениях отрабатываем правильное звукоизвлечение разными приемами игры на ложках и запоминаем положение рук и ног. У детей вырабатывается реакция, внимание, ответственность.

Итак, от индивидуального и подгруппового исполнения простых песенок, прибауток, дразнилок мы постепенно переходим к более сложным заданиям – игре аккомпанемента русских народных и программных песен полным составом – ансамблем. В игре «Веселый оркестр» дети придумывают и исполняют свои собственные ритмические аккомпанементы к знакомым песням. Детям нравится играть импровизационные аккомпанементы с включением (по инициативе детей) других ударно-шумовых инструментов: бубен, трещотки, треугольник, коробочки, колокольчики. В старшей группе дети играют ритмический рисунок музыкального произведения, соблюдая общую динамику, темп, включаются сольное исполнение или переклички (солисты по дирижерскому жесту вступают и заканчивают игру). Такие импровизации –великое детское творчество и дети познавют мир музыки, развивают свое слуховое восприятие и музыкальную память. Выступление ансамбля ложкарей на концертах, утренниках, развлечениях стимулирует детей!

В подготовительной группе обучению в ансамбле уделяется особое внимание. Здесь отрабатываются задачи старшей группы и ставятся новые более сложные цели. Встает вопрос, как детям " влиться в мир звуков" ,не нарушив их гармонию, как научиться слушать и слышать музыку, как откликаться на позитивно звучащий мир, как достигнуть совершенства в гармонии и ансамбле с миром звуков.

Обучение детей игре на ложках ведется в комплексе с изучением музыкальной грамоты, знакомством с композиторами, с анализом музыкального произведения, с понятием "партитура". Большое внимание уделяется освоению техники игры, вырабатываются навыки коллективного музицирования, идет полным ходом развитие творческих и исполнительских способностей детей. Дети знакомятся с музыкальными терминами,хорошо понимают дирижерский жест. Ведется работа по развитию слухового восприятия и музыкальной памяти, чувства ансамбля, прививается любовь к русской народной музыке. Применяются разнообразные методические приемы: слушание музыки, демонстрация иллюстраций, игрушек, работа с фланелеграфом, музыкально-дидактические игры, тренинги, мониторинги.

Дети знакомятся с приемами игры: «мячики» или «хлопушка», «малая и большая дробь», «лягушка» или «кастаньетки».Освоение технических приемов игры на ложках обыгрывается сюжетно и вербально, варьируется в игре парами и различными способами извлечения звука. Разучивание каждого приема игры начинаем с разминки, упражнение выполняется с ложками только после развития до необходимого уровня координации и автоматизации движений исполнительского аппарата. Во время подготовительной работы к разучиванию того или иного приема игры на ложках создаются различные варианты упражнений, вплоть до импровизаций. Одни и те же задания исполняются с различными изменениями темпа, динамических оттенков (форте – пиано, крещендо - деминуэндо, изменение последовательностей ритмических рисунков, с применением различных музыкальных и ударно-шумовых инструментов, комбинирование различных изменений (одновременно темпа и ритмического рисунка или динамики). Уделяем особое внимание импровизационной игре и детским авторским сочинениям. Предлагаем детям самостоятельно выбрать вариант исполняемого задания или придумать свой. Этот прием усиливает мотивационные установки на качество выполняемого задания, а также детям предоставляется возможность соотнести уровень сложности задания со своими возможностями. Ребенок, проговаривая все это своим речевым аппаратом, подкрепляет и координирует движения рук, что помогает ему более быстро выработать необходимые навыки. Активизируют детей различные упражнения – игры: «Кто быстрее», «Кто лучше сыграет», «Контрасты». С приобретением необходимых навыков игры на ложках, дети задействуют для произведения ударов практически любую часть своего тела и часть тела соседа - музыканта, а также создают дополнительные звучащие точки: ложки привязываются к рукам, ногам, закладываются за пояс.

Чтобы равномерно распределить нагрузку, исполнить произведение ритмично и красиво, надо правильно выбрать и проанализировать музыкальный репертуар. Основные требования к репертуару – это высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения. При выборе музыкального произведения учитываем, как оно помогает решению воспитательских задач, расширению детских представлений, углублению чувств, что оно вносит в усвоение исполнительских навыков и какова степень трудности его исполнения, отвечает ли оно интересам и потребностям детей. Большое значение имеют особенности музыкального языка: небольшие музыкальные фразы, несложный ритм, умеренные темп и динамика. Подобрав репертуар для игры ансамблем, слушаем с детьми и внимательно анализируем. Руководствуясь методическим пособием Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь», для наглядности, большей доступности и подсказки детям составлена схема анализа музыкальных произведений. Дети с помощью схемы легко определяют, какой звучал оркестр, инструменты, жанр, структуру строения (части или куплеты, музыкальные фразы и предложения) и прочие средства музыкальной выразительности. Такой глубокий анализ обеспечивает взаимопонимание в работе над ритмическим аккомпанементом. Отрабатываем игру по партиям, работаем индивидуально. Затем соединяем все партии и работаем над темпом, динамикой и ансамблем звучания произведения (добиваемся сыгранности, выразительности исполнения, своевременного включения в игру, исполнения сольных партий).

Дети подготовительной группы знакомятся с разновидностями музыкальных оркестров, получают теоретические знания об их составах, слушают их звучание, со звучанием русских народных инструментов. Знакомятся с предметами быта, которые народ использовал в качестве ударных инструментов (коса, пила, рубель, ухват и т. д.). По возможности и по желанию дети импровизируют на некоторых из них. Полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти детей, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов. Игра в ансамбле ложкарей формирует у детей потребность к самостоятельному мышлению и анализу, развивает творчество, побуждает применять свои знания в самостоятельных видах деятельности в повседневной жизни. Дети могут организовать концерты в кругу семьи. Последний этап работы ансамбля – это выступление перед публикой: концерты, развлечения, родительские собрания, выездные концерты, конкурсы. При такой работе широко используется музыкальный фольклор и на его примере привлекаем наших воспитанников к мысли о таких понятиях, как добро, дружба, любовь к природе, к малой родине, к России.

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ
Публикации по теме:

Консультация для музыкальных руководителей «Роль музыкального руководителя ДОУ в сплочении коллектива» Любой руководитель заботится о микроклимате в своей организации. Никому не нужны склоки и раздоры, мешающие эффективной деятельности коллектива.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Дети с ОВЗ и музыка» Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Костюмерная детского сада»Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Костюмерная детского сада» Все мы знаем,что ни один праздник в ДОУ не обходится без специальных костюмов. Костюмы на утренниках ДОУ одевают как дети,так и взрослые.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни на осенний праздник в старшей группе»Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни на осенний праздник в старшей группе» На осенний праздник я стараюсь брать две разнохарактерные песни -одну плавную на легато, другую веселую на стаккато. В прошлом году дети.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни Великой Победы»Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни Великой Победы» Прошло 75 лет со дня Победы, но песни того далекого и грозного времени звучат и сегодня, потрясая наши сердца. В настоящее время воспитание.

Консультация для музыкальных руководителей «Как выбрать синтезатор» Дорогие коллеги! Сегодня я решила помочь вам разобраться в огромном количестве синтезаторов,которые нам предлагают разные фирмы и магазины. В.

Консультация для музыкальных руководителей «Методика раннего музыкального развития Железновых» Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет" Особенности слуха и голоса детей 4-5.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» для музыкальных руководителей Звучит песня Л. Зыкиной «Гляжу в озёра синие» – 1 куплет. Звучит фон Что может быть милей бесценного родного края? Когда человек появляется.

Куклы на деревянных ложкахКуклы на деревянных ложках Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня мне захотелось поделиться с Вами своей работой в изготовлении кукол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Обучаем детей игре на деревянных ложках»
Опубликовано: 26 мая 2020 в 08:59
+239Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 65.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД