Людмила Буланова
Консультация для начинающих логопедов коррекционных групп для детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ
Дошкольники, имеющие отклонения в речевом развитии, должны получать логопедическую помощь. От своевременного начала обучения и воспитания этих детей во многом зависит успех дальнейшей работы. Чем раньше начинаем работать с ними, тем более полной оказывается компенсация дефекта и готовность к усвоению школьной программы.
Публикация «Консультация для начинающих логопедов коррекционных групп для детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Мы выявляем и регистрируем детей, нуждающихся в логопедической помощи (как посещающих детские сады, так и неорганизованных). Проводим консультацию для родителей этих детей. При необходимости, направляем в ПМПК "Детство".
Детей, посещающих наш детский сад предварительно приглашаем с родителями на медико-педагогический консилиум детского сада (ПМПк).
Комплектование на следующий учебный год начинаем с осени. Родителей, дети которых получили направление ПМПК, приглашаем на общее организационное родительское собрание. Дети поступают в логопедическую группу в конце августа постепенно, знакомятся с детьми, сотрудниками, адаптируются к новой обстановке.
В течение учебного года логопед оформляет следующую документацию:
- годовой план логопедической работы;
- речевые карты детей;
- перспективный план;
- календарный план фронтальных занятий;
- тетрадь взаимосвязи воспитателей и логопеда;
- папки индивидуальной работы с детьми;
- отчет о результатах логопедической работы.
Первые две недели сентября проводится всестороннее обследование знаний и умений детей (учителем-логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем, физ. инструктором, психологом). После этого собираемся на педагогический совет, на котором присутствуют все эти специалисты и администрация детского сада (заведующий, методист). На педсовете даем индивидуальную характеристику каждому ребенку данной группы, определяем уровень его развития (высокий, средний, низкий). Здесь учитель-логопед знакомит других специалистов с основными дефектами в речевом развитии каждого ребенка (в соответствии с речевой картой, особенно подробно останавливается на содержании коррекционного обучения детей, имеющих наиболее тяжелые отклонения в развитии.
Сразу после обследования, то есть после 15 сентября, проводим и групповое родительское собрание, на котором знакомим родителей с результатами обследования группы, (не говоря индивидуально о детях, рассказываем о задачах, которые стоят перед нами, знакомим с режимом дня, расписанием фронтальных и индивидуальных занятий с детьми, показываем, как делать артикуляционную гимнастику, как заниматься с детьми дома.
Логопед проводит фронтальные занятия (их количество зависит от периода обучения) в утренние часы. На первом году обучения, пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладеть учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказывается отставание не только в развитии речи, но и снижение внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому целесообразно делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.
Например, с первой подгруппой : 9.00 – 9.20, со второй подгруппой : 9.30 – 9.50. В это же время воспитатель проводит с параллельной подгруппой занятие по развитию элементарных математических представлений (или другое).
К каждому фронтальному занятию должен быть составлен развернутый план (или конспект, где указаны: тема, цель, оборудование, основные этапы занятия. Заранее, методически правильно подбирается наглядный материал, обязательно доступный детям данной подгруппы.
С 10.00 до 13.00 логопед проводит индивидуальную или подгрупповую работу с детьми.
Индивидуальные папки ведутся на каждого ребенка отдельно. В них записываем содержание речевой работы с ребенком (слоговые упражнения, слова, предложения, чистоговорки, рассказы, стихи и т. д., упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления.
Папку ребенок берет домой, чтобы повторить занятие с родителями, выполнить упражнения на развитие мелкой моторики и др.
Ежедневно логопед записывает воспитателю задание для логопедической работы с детьми во второй половине дня. Сюда входят артикуляционные упражнения, проговаривание предметных и сюжетных картинок, повторение текстов и стихотворений, различные упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, фонематического слуха, формированию лексико-грамматических средств языка. Все виды заданий должны быть знакомы детям. В вечернее логопедическое задание не включается постановка звуков, а только закрепление звуков, поставленных логопедом.
Еженедельно, во второй половине дня логопед приглашает родителей на индивидуальные консультации.
Один раз в квартал, на родительском собрании, логопед рассказывает родителям о состоянии речевой работы в группе.
В конце учебного года оформляется отчет о проведенной логопедической работе, подводятся ее итоги. Один экземпляр отчета хранится у заведующего детского
сада, второй остается у учителя-логопеда.
Логопедический кабинет должен быть достаточно оснащен учебным и дидактическим материалом (см. консультацию "Систематизация материала в логопедическом кабинете).