Лучший педагог года

Ознакомление детей дошкольного возраста с живой и неживой природой через экспериментально-исследовательскую деятельность

Прокофьева Анна Алексеевна
Ознакомление детей дошкольного возраста с живой и неживой природой через экспериментально-исследовательскую деятельность

План

Ознакомление детей дошкольного возраста с живой и неживой природой через экспериментально-исследовательскую деятельность

2 слайд.

Дошкольный возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Дети по природе своей исследователи. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познаёт мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач дошкольных учреждений.

Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с живой и неживой природой через экспериментально-исследовательскую деятельность» размещена в разделах

Экспериментально - исследовательская деятельность в ознакомлении дошкольников с природой даёт навык работы с информацией, получаемой в результате взаимодействия с реальным миром.

Формы работы: Наблюдения, прогулки, игры - путешествия, опыты (эксперименты, труд, экскурсии.

3 слайд

Ребё нок учиться:

• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

• Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

• Развивается речь ребёнка, так как ему необходимо давать ответ об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

• Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

4 слайд

Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки.

В учреждениях дошкольного образования создаются уголки природы и экспериментирования для ознакомления с живой природой, и организуется деятельность на прогулке, где дети непосредственно участвуют в обследование окружающей среды.

Младший возраст

Начиная с младшего дошкольного возраста, дети при помощи наглядно-действенного мышления знакомятся с окружающим миром. Так как их жизненный опыт ещё мал, то экспериментально - исследовательская деятельность строится на наблюдении за воспитателем и простейшим манипулированием предметами.

Например: Экспериментирование с водой. (Воспитатель переливает воду из одного сосуда в другой, один полный другой пустой, Следовательно изучается свойство воды – текучесть.) Позже дети повторяют действия воспитателя.

На песке остаются следы (Воспитатель оказывает детям отпечаток своей ладошки на песке, дети наблюдают и приходят к выводу, что это след, повторяют действия воспитателя.)

Посадка лука. Изучение лука его свойств, Посадка лука в воду или в пову.

В среднем дошкольном возрасте, задачи усложняются. В данном возрасте активно происходит развитие речи и обогащение словарного запаса. Но всё же ещё основным источником ответов на его вопросы является взрослый. Присуще наглядно-образное мышление.

Опыты предполагают активизировать познавательную деятельность, побуждать задавать много вопросов и стараться самим же найти на них ответ.

Например: Налить воды в песок. Куда вода делась?

Принести снег в группу и когда он растает, спросить, откуда появилась вода? Почему она грязная?

Огород на окне. Посадка лука, семян растений.

Посадка цветов: изучение семян, почвы и посадка их, ухаживание за ними в течении времени, пересадка по необходимости, высадка на участок.

Опыты с окраской воды, таянье снега и раскраска снега.

Изучение песка и глины. Свойства. Различия. (глина вязкая пластичная, песок сыпучий, плохо держит форму).

Старший возраст самый интересный и осознанный период для исследовательской деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети уже сами проводят несложные опыты.

Тематика может быть разнообразной: выращивание растений; движение воздуха и воды; откуда берётся дождь; свойства металлов; свет и цвет; «как устроены стихи» и др. Вводятся эксперименты с разделом «Человек» (исследование своего организма».

Растение на свету и в темноте.

Изучение песка и глины, их свойства.

Вода растворитель.

В подготовительной группе основная задача ознакомление с природой – это получение элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы : растений от комплекса условий, зависимости строения и образа жизни животного от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями жизни растений и животных в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.

Фильтрование воды (песок, глина, в литературе используется ещё крахмал)

Проекты по «Хлеб всему голова», «Кому нужна вода?».

15 слайд

Для фиксации результатов наблюдений существуют несколько видов:

• Календарь природы

• Календарь погоды

• Дневник наблюдений

Литература:

1. Экспериментальная деятельность детей” Л. Н. Менщикова.

2. “Опытно-экспериментальная деятельность” В. В. Москаленко.

3. “Экологические занятия с детьми 6-7 лет” Т. М. Бондаренко.

4. “Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические

рекомендации” Л. Н. Прохорова.

5. “Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. ” А. И.

Иванова.

6. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет/ А. А. Мартынова, И. М. Сучкова. Волгоград: Учитель, 2011.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Ознакомление детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром через игровую деятельность «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».

Развитие познавательной активности детей через совместную экспериментально-исследовательскую деятельность Непрерывная работа по данному направлению велась на основе перспективного планирования, занятия проводились 1 раз в неделю. Актуальность.

Развитие речи детей через ознакомление дошкольников с природой «Природа -единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания»-сказал В. И. Гёте. Дошкольное детство -это начальный этап.

Развитие речи детей дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность Речь человека - это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. В.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать,.

Консультация «Задачи формирования у детей дошкольного возраста знаний о живой природе и неживой природы» Консультация «Задачи формирования у детей дошкольного возраста знаний о живой природе и не живой природы.» Выполнила :Воспитатель Сунко.

Ознакомление детей с живой и неживой природой Структура занятия Тема: «Ознакомление детей с живой и неживой природой» Возраст 6-7 лет Цель. Развивать интерес и любознательность к окружающему.

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с природой Цель: - формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности. Задачи: - развитие трудовых.

Проект «Почемучки — экспериментаторы. Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с объектами неживой природы» Проект: «Почемучки – экспериментаторы» Тема: «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с объектами неживой природы: песок, воздух.

Консультация «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через позновательно-исследовательскую деятельность» РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Черепанова Галина Викторовна, учитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей дошкольного возраста с живой и неживой природой через экспериментально-исследовательскую деятельность
Опубликовано: 20 марта 2018 в 20:21
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД