МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Роль игры при подготовке ребенка к школе»

Еремеева Ирина
Консультация для педагогов «Роль игры при подготовке ребенка к школе»

Консультация для воспитателей :

«Роль игры при подготовке ребенка к школе»

Дошкольный возраст - замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда, развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Все это происходит в собственной активности ребенка - в игре, рисовании, конструировании, пении, танцах. Игровая деятельность- ведущая для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жить. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре. Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться читать и писать. Многие думают, что чем раньше ребенок начнет читать и писать, тем развитее он будет. Но это абсолютно неверное представление. Письмо - это навык, который практически ничего не дает для личностного развития, для мотивации. Лучшая подготовка к школе - это нормально прожитые детские годы. Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребенка : «Поиграй со мной, ну пожалуйста!». И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской.

Публикация «Консультация для педагогов „Роль игры при подготовке ребенка к школе“» размещена в разделах

Игра для ребенка - это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение - необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе.

«Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, - пишет Б. В. Никитин. - Чтобы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как, по вашим представленьям, купается в нем ваш ребенок. И надо это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь».

Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее не заменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие характеристики свободной игровой деятельности - оказывают неоценимую роль в формировании личности будущего школьника. Если сюжетно - ролевые игры оказывают более широкое общеобразовательное влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание с ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять (узнать каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т. п.); чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например, настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.

Какие требования предъявляет школа к ребенку?

Личностное взросление

Школа – это социальный институт, который существует и живет по определенным правилам. Они весьма условны, но ребенок должен быть готов «играть» по ним, понимать и принимать условность ситуации, в которую он попадает.

Ребенок «играет» роль ученика. Задача дошкольных учреждений : подготовить ребенка к освоению нового социального статуса. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Усвоить роль учителя и ученика ребенок может, играя в школу. Если ребенок посещает детский сад, где проводятся специальные занятия, много играет, общается с большим количеством сверстников, то он имеет хороший шанс подготовиться к школе в плане усвоения её социальных норм и требований. Занятия воскресной школы также способствуют успешной адаптации к школе.

В другом варианте в школе у ребенка могут возникнуть следующие трудности:

не реагирует на замечания, мешает проводить уроки, паясничает, эмоционально неустойчив;

неусидчивость, болтливость, но при этом учеба дается хорошо;

чрезмерная подвижность, суетливость, легкая возбудимость.

Причины:

избалованность;

«негативная демонстрация»;

двигательная расторможенность.

Действия родителя:

установить тесный контакт с учителем;

уделять ребенку больше внимания;

замечания свести к минимуму;

лучше таких детей занять в театральных кружках;

использовать спокойный стиль взаимоотношений;

консультация у специалистов (психиатра).

Важнейшим критерием готовности ребенка к школе является желание учиться в ней. Причины здесь могут быть самые важные: стремление поскорей стать большим, и сравняться в правах с другими членами семьи, интерес ко всему новому, желание пробрести новых друзей.

Мотивация:

внешняя;

внутренняя.

Для формирования внутренней мотивации необходимо проявлять живой интерес к тому, что сделал ребенок, что запомнил, что понял, интересоваться не оценками и похвалой учителя, а именно содержанием занятий. Если ребенок научиться объяснять маме, как он решил задачу, почему слово пишется так, а не иначе, все это будет оказывать положительное влияние на развитие у него учебной мотивации.

Не менее важной характеристикой личностной готовности к школе является умение ребенка критически относиться к своим способностям, знаниям, действиям, объективно себя оценивать. Если ребенок не твердо знает буквы, но говорит, что умеет читать, значит, потребности читать, у него еще нет. Если же ребенок говорит : «Я хорошо считаю до 10», это значит, что он не только умеет считать, но адекватно оценивает свои знания, видит их ограниченность, а значит, у него может возникнуть желание и потребность изучать математику.

Вероятные трудности в обучении детей с неадекватной самооценкой:

не выполняет самостоятельно задания или делает их намного хуже;

безразличен к отметкам и к происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу;

отвечает неуверенно.

Рекомендации родителям:

поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности;

поддерживать доброжелательные взаимоотношения;

найти и обеспечить сферу успеха.

Важнейшей способностью, необходимой для успешного обучения в школе, является то, что психологи называют произвольностью поведения. Произвольность поведения характеризуется умением ребенка управлять своим поведением, организовывать работу. В детском саду произвольность формируется через игру, коллективные занятия, на которых можно обучить ребенка подчинять свои действия разным правилам, воспроизводить образец, строить и выполнять сложные последовательности действий. Развитию произвольности способствует самостоятельность. Например, если у ребенка 6-ти лет есть свои маленькие обязанности, пусть очень простые, то такой ребенок оказывается лучше готовым к школе, чем тот, за которого все делают родители.

Интеллектуальная готовность.

Первоклассник должен быть способен выполнять разнообразные интеллектуальные действия: уметь выделять характерные признаки, делать простые умозаключения, сравнивать и обобщать, классифицировать, находить общее и различия.

Показатели интеллектуального развития:

развитие пространственных представлений и образного мышления (этот показатель лежит в основе освоения детьми начертания букв, правил сложения и вычитания);

умение ориентироваться на систему признаков (этот показатель позволяет выявить, сколько признаков одновременно может учитывать ребенок при выполнении того или иного задания);

развитие знаково-символической функции (этот показатель необходим для усвоения понятий числа, звукобуквенных связей, любого абстрактного содержания).

С интеллектом тесно связано развитие речи ребенка. Ребенок 6-ти лет должен уметь формулировать смысл различных грамматических конструкций, с помощью которых формулируются объяснения на уроке, иметь богатый словарный запас.

При низкой интеллектуальной готовности могут возникнуть трудности с освоением школьной программы.

Причины школьной дезадаптации :

наследственный фактор (индивидуальные различия, касающиеся интеллекта, особенностей темперамента, предрасположенности к неврозам и другим личностным особенностям);

остаточные явления повреждения мозга (нарушения в период внутриутробного развития);

большое значение имеет и общее состояние организма;

важную роль в развитии ребенка играет социальная среда, которая его окружает (редкое общение с ребенком в период становления речи; недостаточные условия для двигательного развития; повышенная опека);

определенную роль в формировании школьных трудностей играют половые различия в созревании мальчиков и девочек, которые обычно не учитываются.

Из выше сказанного можно сделать несколько важных выводов:

чтобы подготовить ребенка к школе, требуется серьезная работа, как детского сада, так и родителей;

если своевременно проконсультироваться со специалистами, оценить сильные и слабые стороны психологической готовности ребенка к школе, получить рекомендации, то у родителей возникнет реальная возможность подготовить своего ребенка к школе таким образом, чтобы он ходил туда с удовольствием, чувствовал себя уверенно и хорошо учился.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «О значении игры в подготовке к школе» Психологическая готовность к школе не возникает на подготовительных курсах. Она формируется постепенно, как итог всей дошкольной жизни ребенка.

Консультация для педагогов «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья ребенка» На протяжении многих лет система дошкольного.

Консультация для педагогов ДОУ «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» Детские книги играют большую роль в речевом развитии детей. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка,.

Консультация для педагогов из опыта работы «Живопись на стекле и её роль в общем психическом развитии ребенка» Все педагоги знают, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза.

Консультация для педагогов «Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка дошкольника» Дошкольный возраст - наиболее важный период для формирования двигательной активности. Дети стремятся удовлетворить свою биологическую потребность.

Консультация для родителей «Роль игры в развитии ребенка» Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во что играли вы в своём детстве? Игра - это свободная деятельность.

Консультация для воспитателей «Использование сказки при подготовке детей к школе» Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №1155 Дошкольное отделение №2 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:.

Родительское собрание «Роль семьи в подготовке ребенка к школе» Начать разговор хотелось бы с нравственной и психологической готовности ребёнка к школе. Очень важно привить ему такие качества, как ответственность,.

Консультация для родителей на родительском собрании «Роль игры при подготовке детей к обучению в школе» Начало школьного обучения в психологическом плане является одним из сложных периодов в жизни ребёнка. Изменяется вся его жизнь — к ребёнку.

Выступление на родительском собрании на тему «Подготовка детей к школе. Роль игры при подготовке к школе» Дошкольный возраст - замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда, развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Роль игры при подготовке ребенка к школе»
Опубликовано: 21 апреля 2018 в 10:39
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД