МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи»

Светлана Юманова
Консультация для педагогов «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи»

"Сказкотерапия на занятиях по развитию речи"

В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к

библиотерапии – сказкотерапия. Сказкотерапия является самым древним

психологическим и педагогическим методом. Издавна жизненный опыт

передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно

просто рассказать историю, которая недавно произошла. А можно не просто

Публикация «Консультация для педагогов „Сказкотерапия на занятиях по развитию речи“» размещена в разделах

рассказать интересный сюжет, но и сделать определённый вывод, или задать

вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни.

Именно такие истории являются терапевтическими. Именно они являются

основой сказкотерапии.

Выделяют пять видов сказок :

• художественные сказки – это народные и авторские;

• дидактические сказки создаются педагогом для подачи учебного

материала;

• психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение

ребёнка, имеют ограничение по возрасту (примерно 11- 13 лет);

• психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл

происходящих событий;

• медитативные сказки создаются для накопления положительного

образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения.

Я предлагаю более подробно остановиться на дидактических сказках,

так их применения наиболее необходимо в процессе педагогического

воздействия.

Дидактические сказки создаются педагогом для «упаковки» учебного

материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки,

арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный

образ мира, в котором они живут. Этот вид сказок помогает раскрывать

смысл и важность определённых знаний.

Алгоритм дидактической сказки – задания :

1. Создания образа сказочной страны, в которой живёт одушевлённый

символ. Рассказ о нраве, привычках, образе жизни в этой стране.

2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать

злые сказочные персонажи (дракон, Кощей, стихийные бедствия (ураган,ливень, тяжёлое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие

друзей).

3. Восстановление страны, чтобы восстановить благополучие в стране

необходимо выполнить определённое задание (упаковка учебного

материала).

При работе со сказками у детей формируется положительная

мотивация к выполнению заданий, повышается эмоциональный фон занятия.

Занятия приобретают необычную окраску, переставая быть скучными и

однообразными.

Важнейшее место в организации совместной деятельности по

сочинению (передаче) сказочного сюжета отводиться коммуникативной,

диалогической составляющей. Взрослый ведёт сказку, задаё т интонацию:

выступая одновременно в роли доброжелательного, мудрого носителя

эталонов, заинтересованного слушателя. Подхватывает, воспроизводит

ситуацию ребёнок – рассказчик. Таким образом, сказка предоставляет

возможность ввести ребёнка в мир знаний, успеха, добра и красоты.

Дошкольный возраст, является сензитивным периодом в развитии речи.

У ребёнка необходимо вырабатывать и совершенствовать умение

рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая его к этому. В

рамках работы по сказкотерапии можно решать и данную проблему:

применять различные виды работы с текстом, помогая детям проникнуться

сюжетом сказочной ситуации (помощь герою, разрешение конфликта).

Сказкотерапия по своей сущности не может обойти стороной приёмы

драматизации и использования различных видов театрализованной

деятельности. «Проживание» множества жизней персонажей значительно

обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж

человека. Слушая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он

представляет себе действие и героев сказки. Таким образом, он в своём

воображении видит целый спектакль. Находясь достаточно длительное время

в активном состоянии, выполняя определённые действия, связанные с

показом и передачей сюжета, дошкольник осваивает новые умений и

навыков речевой и двигательной выразительности.

Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного

выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея

экспромта. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии

творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте

творчеств, а в самом процессе.

Важное значение в процессе работы над сказкой приобретает

социально – личностный аспект формирования личности ребенка.

Терпимость к ближнему, сопереживание - обязательный компонент

коммуникативных способностей и полноценного социального общения. Эти

качества можно сформировать путём «мягкого» влияния на поведение

ребёнка. Необходимо пытаться «заменить» неэффективный стиль поведения

на более продуктивный, объясняя дошкольникам, с помощью сказки, смысл

происходящего. Здесь пригодится не только «взрослый» опыт педагога, но и опыт общения детей в своих семьях, в группе и т. д. Главное – заронить в

душу ребё нка зерно осмысления: «А почему?». Слушая сказочные истории,

составленные педагогом и товарищами, дети накапливают некий

символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть

активизирован в случае необходимости. В основе работы лежит процесс

переноса сказочных смыслов в реальность, как один из факторов

эффективного осуществления социально – личностного развития детей.

Рекомендации по организации и проведению занятий.

Что нужно знать при проведении занятия?

1. Подготовка к занятию.

Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по

сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть,

расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.

2. Проведение занятий.

2.1. Места для занятия должно быть достаточно много. На занятиях

дети должны иметь возможность свободно выполнять упражнения и задания

по развитию различных видов моторики, иметь возможность принять позу

расслабления.

2.2. В процессе занятия детям периодически даётся возможность

говорить о своих ощущениях и чувствах.

2.3. Вхождение в сказку : создается настрой на совместную работу,

коллективное единство и сплоченность.

2.4. Текст сказки является связывающим звеном между упражнениями

и создаёт определённую атмосферу во время занятия.

2.5. Возможно повторение использование одних и тех же сказок через

определённые промежутки времени. Дети любят повторения, кроме того,

известные упражнения воспринимаются легче, а порой и с большим

интересом.

2.6. Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыкальные

произведения необходимо варьировать.

2.7. Роль ведущего в этих занятиях трудно переоценить. Именно от

него зависит какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет

направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их.

2.8. Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми: их слова,

движения, даже импровизация (их надо поощрять особо) являются

успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это

выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными,

раскрепощёнными, чтобы поверили в себя и свои силы. Каждый делает

лучшее, на что способен. Детей необходимо постоянно подбадривать,

словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.

Структура занятия :

1. Ритуал «входа» в сказку.

2. Повторение / вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие

выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились/.

3. Расширение / расширить представление ребёнка о чем – либо/.4. Закрепление / приобретение нового опыта, проявление новых

качеств личности ребёнка/.

5. Интеграция / связать новый опыт с реальной жизнью/.

6. Резюмирование/ обобщить приобретённый опыт/.

7. Ритуал «выхода» из сказки / закрепить новые знание, подготовить

ребёнка к взаимодействию в привычной социальной среде/.

Сказка окружает нас повсюду – это удивительное по силе

психологического воздействия средство работы с внутренним миром

ребёнка, мощный инструмент его развития. Сказка может дать ключи для

того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь

ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически,

воспринимать окружающее.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики на занятиях лепкой и рисованием» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Развитие мелкой моторики на занятиях лепкой и рисованием Подготовила: Воспитатель: Громова А. Г. Каждый ребенок.

Консультация для педагогов «Балансиры на речевых и Физкультурных занятиях»Консультация для педагогов «Балансиры на речевых и Физкультурных занятиях» Консультация для педагогов «БАЛАНСИРЫ НА РЕЧЕВЫХ И ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ» Составители: Лира Е. Ю инструктор по физической культуре, Купрацевич.

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия в образовательной деятельности по речевому развитию»Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия в образовательной деятельности по речевому развитию» "Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для педагогов «Использование народных игрушек на занятиях по изобразительной деятельности» Консультация для педагогов «Использование народных игрушек на занятиях по изобразительной деятельности» Народная игрушка и скульптура малой.

Консультация для педагогов «Виды устного народного творчества, способствующие развитию речи детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов по теме: «Виды устного народного творчества, способствующие развитию речи детей дошкольного возраста». Виды.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Консультация для воспитателей «Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи» Музыкальное искусство на занятии по развитии речи дошкольников – для чего и зачем это нужно? Давайте попытаемся разобраться вместе. У музыки.

Сообщение для педагогов «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников» Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников на занятиях» МДОУ «Детский сад №83 комбинированного вида» Консультация для педагогов Экологическое воспитание дошкольников на занятиях (все возрастные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи»
Опубликовано: 23 февраля 2019 в 12:27
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД