Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Чистота речи»

Марина Цыганкова
Консультация для педагогов «Чистота речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

«Чистота речи – важное условие грамотной коммуникации с родителями дошкольников»

Одним из важнейших коммуникативных качеств является чистота речи. «Чистой» мы называем речь, в которой нет элементов, чуждых литературному языку (жаргонизмы, варваризмы, слова-паразиты) и отвергаемых нормами нравственности (бранные слова, вульгаризмы).

Публикация «Консультация для педагогов „Чистота речи“» размещена в разделах

Среди часто встречающихся чужеродных элементов необходимо выделить так называемые «навязчивые слова, или слова-паразиты: ну, это, вот, значит, как бы, типа, короче, как его и т. п. Отдельные слова и даже целые выражения, которые используют к месту и не к месту приобретают свойство особой живучести, превращаются в своеобразную вредную привычку. Основные причины использования слов паразитов – недостаточная развитость связной речи и малый словарный запас, что и подталкивает к интуитивному поиску спасительной соломинки в не несущих смысла, но «все-таки» словах.

Жаргон – нелитературные слова и выражения, которые используются в непринужденном общении в группах людей, объединенных профессией, общими интересами, увлечениями (врачи, музыканты, спортсмены, студенты, школьники и т. д.). Вспомним школьно-студенческие словечки: «Если ты не ботаник и не сделаешь хорошую шпору, то автомат тебе не светит и можно легко завалиться (пролететь, срезаться, схватить пару) на экзамене, отрастив длинный хвост».

С жаргоном не следует путать блатной язык, который принято определять как арго – совокупность особенностей нелитературной речи социально замкнутых групп людей, стремящихся к обособлению, засекречиванию своей (чаще противозаконной) деятельности, желающих сделать собственную речь непонятной для непосвященных (преступники, заключенные, наркоманы, представители тоталитарных сект и т. п.).

В группе словесных «сорняков» выделяется наиболее обобщенный и по-разному понимаемый лингвистами сленг – явление более открытое, чем арго, и более широкое, чем жаргон. Чаще всего о сленге говорят как о нелитературном варианте языка, используемом людьми, объединенными преимущественно по возрастному признаку (молодежная субкультура). Именно этот термин можно применить для определения таких приглянувшихся современным детям словечек, как тусоваться, клёвый, прикольный, сиперский, фишка, чувак и т. п.

Между тем следует отличать жаргон и сленг от сквернословия – использования ругательств и вульгарно-просторечных слов и выражений. Употребление бранных слов по-научному именуется инвективой (лат. - Бранная, ругательная речь). При этом инвективно окрашенным оказывается достаточно широкий спектр ненормативной лексики: от относительно приемлемых слов «дурак», «идиот», «дрянь» до слов, которые определяются как непристойные, табуированные, запрещенные в приличном обществе. В бытовом общении мы подобные слова называем матом, нецензурными выражениями. Помимо этого, в повседневной речи активно используются вульгаризмы – отмеченные резкостью, грубостью стилистически сниженные, просторечные слова и выражения, заменяющие литературные варианты (например, рожа, башка, припереться, жрать).

Анализируя ситуации речевого общения, приходится признать:

• во-первых, часто мы, взрослые, требуем от ребенка вежливости и чистоты речи, не замечая грубости и бестактности собственного речевого поведения;

• во-вторых, несмотря на то, что сквернословие само по себе может не иметь агрессивной направленности, примеры показывают, что частое и неконтролируемое использование ругательств в повседневном бытовом общении демонстрирует низкий уровень речемыслительной культуры, бедность словарного запаса, невоспитанность, неумение выражать мысли и чувства литературным языком.

Зачастую в родную речь попадают иноязычные слова и выражения, которые не обогащают ее, поскольку просто дублируют уже существующие в языке наименования. Конечно, далеко не всем современным реалиям можно найти точное и однословное обозначение в родном языке. Однако засилье иностранных слов, бесспорно, характеризует современное состояние современного языка. В последнее время в нашу речь все активнее стали проникать «вау!», «хай», «бай» и тому подобные «не наших словечки».

Напомним, что речь взрослых выступает для ребенка, речь которого изначально формируется в общении с родителями, а позднее активно развивается во взаимодействии с воспитателями и учителями, моделью для наблюдения и эталоном для подражания. Поэтому профилактику детских словесных «сорняков» необходимо начинать с анализа собственного речевого поведения, своих речевых привычек: «привязываются» ли к нам слова-паразиты; употребляем ли мы ругательства вне конфликтных ситуаций; как относимся к новомодным иностранным словам и щеголяем ли ими в своей речи; используем ли сленг в межличностных контактах, в общении с ребенком. С этих позиций целесообразно критически оценить речевую манеру других взрослых из ближайшего окружения ребенка – воспитателей в детском саду, руководителя кружка, тренера спортивной секции, взрослых членов семьи, родственников, знакомых.

Артикуляционная гимнастика

1. Напишите в воздухе языком свое имя, любую букву, геометрическую фигуру и т. п.

2. Быстро вытяните вперед сомкнутые губы, затем обнажите зубы в широкой улыбке, снова сомкните их. Упражнение выполняется до тех пор, пока не появится утомление. Чтобы снять его, сомкнутыми вытянутыми губами сделайте круговые движения сначала слева направо, затем в другую сторону. Следите за тем, чтобы работали только губы, а челюсть не двигалась. Далее произнесите «тпру!», и напряжение снимется.

3. Острым кончиком языка поочередно касайтесь щек с внутренней стороны, как бы прокалывая их. Затем сделайте круговые движения языка по деснам. Далее кончиком языка проведите по нёбу вперед (до зубов) и, загибая его, назад (до нёбной занавески).

4. Энергично высуньте язык (как у осы, которая жалит, потом быстро уберите его.

5. Широким языком дотянитесь до подбородка, загните кончик языка и затем дотянитесь им до носа («кошечка лакает молоко).

6. Кончик языка упирается в твердое небо и периодически производит цокающие действия («скачет лошадка»).

«Телеграмма»

Сидя, выстукивайте телеграфным ключом (карандашом) текст телеграммы, так чтобы гласный был коротким, согласный четким: лу-лу-лул, ло-ло-лол, ла-ла-лал, лэлэ-лэл, ли-ли-лил, лы-лы-лыл, пкто-пктопктог, пкта-пкта-пктаг, пктэ-пктз-пктэг, nкmи -пкти. - лхтиг, пкты-пкты-плстыг.

Самоконтроль. Звук без труда синхронизируется с ударом карандаша или согнутого пальца. Он произносится четко и резко.

«Скороговорочки»

Чтобы отработать правильную постановку губ и языка во время речи, их нужно тренировать, упражняясь со скороговорками. Тщательно выговаривая каждый звук, медленно, по складам прочитайте:

О-т т-о-п-о-т-а к-о-п-ы-т п-ы-л-ь п-о п-о-л-ю л-е-т-и-т. Повторяйте до тех пор, пока не почувствуете, что можете медленно, без запинки прочитать скороговорку.

Затем прочитайте ее в темпе обычного разговора. Убедитесь, что текст звучит четко и уверенно; повторяя скороговорку, наращивайте темп. Произнесите ее на пределе своих возможностей. Прочитайте скороговорку медленно и повторяйте, наращивая темп, пока не убедитесь, что можете произнести текст, не запинаясь. А потом снова снизьте темп до минимума.

• Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит,

• Краб крабу сделал грабли, дал грабли крабу краб – сено граблями, краб, грабь.

• На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.

• Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

• Однажды поп, галок пугая,

В кустах увидел попугая,

И говорит тот попутай:

«Пугать ты галок, поп, путай,

Но галок, поп, в кустах пугая,

Пугать не смей ты попугая».

Самоконтроль. Вы можете без запинки и разборчиво прочитать скороговорку любой степени трудности на максимальной скорости.

«Скороговорочные рассказики»

Задание. Сначала прочитайте, а затем вообразите образ рассказчика, определите задачи, значимые для вас лично, и исполните текст любого из предложенных рассказиков в придуманных обстоятельствах, выразив свое отношение к происходящим событиям.

• От топота копыт пыль по полю летит, едет баба из города, везет вестей с три короба: мол, съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом; мол, пришел Прокоп кипятить свой укроп; мол, супруги потом играли в лото. От топота копыт пыль по полю летит. Кто переносит вести, тому бы на день плетей по двести.

• Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Стоят да на соседний двор поглядывают. А на дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова. Не вместит двор дров - дрова выдворить. Бросились Егорки с горки дрова таскать. Где вместе возьмутся - толку добьются.

• Тень, тень, потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку-небылицу про красную девицу Маланью-болтунью, что молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша себе на уме: ел не ел, а за столом посидел – по усам текло, да в рот не попало. Вот вам сказка, а нам бубликов связка.

• Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь. Нечего руками рассуждать, коли Бог ума не дал. Речь умом красна. А если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой: тридцать три корабля лавировали, лавировали да и не вылавировали; у нас на дворе-подворье, пора размокропогодилась; сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, нужно колпак переколпаковать, перевыколпаковать, нужно колокол переколоковать, перевыколоколовать, нужно все скороговорки переговорить, перевыскороговорить, и тогда так разговоришь, словно реченька зажурчишь.

• В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену, что у них на дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова, не вместит двор дров, дрова выдворить давно пора. А Варька с Ларькой все хихиканьки да хаханьки, хихиканьки да хаханьки, как детишки махоньки, и не собираются дрова со двора выдворять.

Самоконтроль: Вы можете с помощью разнообразия интонаций выявлять логику рассказа, увлекая слушающих своими подтекстами и намеками.

Публикации по теме:

«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов Грамматическим строем языка ребенок начинает овладевать очень рано. Ребенок трех лет уже пользуется такими грамматическими категориями,.

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «Чистота — залог здоровья» Тема: "Чистота – залог здоровья" Цель: Закрепить представление о ценности здоровья, о культурно-гигиенических навыках; Упражняться в произношении.

Консультация для педагогов: «Поговорим о речи педагога» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Поговорим о речи педагога» Учитель-логопед Минеева Лидия Анатольевна (Слайд 1-3) Выступление я начну словами.

Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов в области информационных технологий»Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов в области информационных технологий» Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности.

Консультация для педагогов «Развитие речи и коммуникативных навыков в театрально-игровой деятельности» Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься. Цель: Повышение компетентности педагогов, как театральная.

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольников путем формирования звуковой культуры речи» «Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого,.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по предупреждению и коррекции нелюбви к чтению»Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по предупреждению и коррекции нелюбви к чтению» "Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают самих себя». В. А. Сухомлинский «Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам.

Консультация для родителей «Чистота залог здоровья» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Колобок» г. Ртищево Саратовской области. Консультация для родителей.

Консультация для родителей и педагогов «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов: «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста» Связная речь - развёрнутое изложение мыслей,.

Организация сюжетно-ролевой игры. Консультация консультация для начинающих педагогов Сюжетно-ролевые игры дошкольников. (консультация для начинающих педагогов) Игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника, являясь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Чистота речи»
Опубликовано: 7 сентября 2016 в 21:19
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Чистота речи»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Цыганкова (УИ 203559) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД