Папки-передвижки

Опыт работы «Чтение художественной литературы как средство развития речи детей младшего возраста»

Елена Четвергова
Опыт работы «Чтение художественной литературы как средство развития речи детей младшего возраста»

ФГОС дошкольного образования выделяет речевое развитие, как одно из приоритетных направлений в развитии детей раннего возраста. В ранний период дошкольного детства происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. По мнению Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой и других педагогов активное овладение способностью передавать в образном слове содержание происходит благодаря освоению средств художественной выразительности речи, в т. ч. произведениями художественной литературы. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Для детей раннего возраста характерны : бедность речи, недостаточный словарный запас. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная»)Плохая дикция. Неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Мною была поставлена цель: развивать эмоциональную, выразительную речь детей раннего возраста средствами художественной литературы. Для достижения цели выдвинуты следующие задачи:

Публикация «Опыт работы „Чтение художественной литературы как средство развития речи детей младшего возраста“» размещена в разделах

1. Познакомить детей с различными художественными произведениями (сказки, потешки, прибаутки, стихи). 2. Формировать потребность в общении, научить слушать образную речь. 3. Развивать активную речь (воспроизведение коротких предложений, фраз, посредством формирования умения общаться по различным поводам со взрослыми, детьми, задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления). 4. Учить воспроизводить движения в соответствии с текстом, воспроизводить звукосочетания, слова, запоминать небольшие интересные тексты. Для системного подхода был разработан перспективный план по работе с детьми и их родителями. В процессе ознакомления с художественной литературой : дети учатся тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка; в речи активизируются имена прилагательные и глаголы; обогащается словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики; улучшается звуковая культура речи; раскрываются творческие способности; формируется нравственность и культура поведения; формируются представления о жизни, труде, об отношении к природе; развивается социальный опыт и трудовая деятельность дошкольника. Перед взрослыми стоит задача по развитию не только разговорной бытовой речи, но и литературной. Речь – наиглавнейшее средство познавательной деятельности. Она пронизывает все 5 образовательных областей развития ребенка. Поэтому художественное слово использовалось во всех видах непосредственно образовательной деятельности. На занятиях по лепке, рисованию часто использовалось художественное слово как стимул к поисковым действиям, или отклик на затруднительное положение героя, например: «Вышел кот на порог, кот слепил себе пирог, а пока лепил и пек, ручейком пирог утек.» - испечем пирог. Или «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на поднятых парусах.» - нарисуем волны нашему кораблику.

Использую в работе технологию совместно-партнерской деятельности: в режимных моментах, во время самостоятельной деятельности детей, в содружестве с родителями. Для улучшения детского звукопроизношения предложила родителям комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики. Также в течение года я разработала несколько рекомендаций и консультаций для родителей на темы: «Учим с ребенком стихи», «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей», «Пестушки, потешки и прибаутки», «Воспитание детей через художественное слово», «Научите ребенка красиво говорить», «Сказка в развитии речи детей». А на стендах выставляется перечень произведений для чтения дома, материал для заучивания наизусть. Родители активно включились в процесс приобщения детей к художественной литературе и произведениям русского фольклора. В своей работе я использую следующие методы и приемы при ознакомлении с художественной литературой. Чтение и рассматривание обычных книг, озвученных, книг с музыкальным сопровождением. Дети групп раннего возраста еще очень малы, они еще только начинают говорить и «читать». Книги, которые мы подбираем,- яркие, красочные, интересные и соответствуют возрастным требованиям. Чтобы ребенок запомнил не только название, но и содержание произведения, приходится многократно читать, рассказывать его, прибегая к таким методам наглядного сопровождения, как показ игрушек, картинок, использование театральных атрибутов. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями. При обучении детей рассказыванию использовала мнемотаблицы, которые способствуют быстрому запоминанию текста. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая. Этапы работы (младший возраст)

1 Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено2. Осуществляется перекодирование информации - преобразование из абстрактных символов в образы. 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. 4. Делается графическая зарисовка - мнемотаблицы. 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. Для лучшего усвоения художественной литературы в свободной деятельности предлагаем детям: игры на развитие речи, логического мышления. «Собери сказку», «Расскажи сказку». Широко использую различные виды театра: пальчиковый, настольный, театр масок, театр шапочек, куклы «Бибабо». Большую роль отвожу организации развивающей предметно-пространственной среде. Работая с детьми по формированию выразительной речи, стараюсь создавать эмоционально благоприятные ситуации, которые способствуют возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно художественная литература помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются. В ходе НОД часто меняю виды детской деятельности, чтобы предупредить утомляемость, вношу разнообразие, проводя занятия. Система работы с детьми в данном направлении позволяет сделать благоприятные выводы. Сравнительный анализ показывает уровень успешного овладения детьми коммуникативными навыками. Словарь детей к концу году обогатился новыми словами, оборотами, выражениями. Сформировался первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе; Дети овладели инициативными и эмоциональными навыками общения со взрослыми и сверстниками. Выработалось положительное отношение к режимным моментам. У родителей укрепилось понимание необходимости использования произведений художественной литературы в развитии речи детей.

Художественная литература является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины, позволяет передавать опыт речевого поведения.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Сидим дома. Чтение художественной литературыСидим дома. Чтение художественной литературы Сергей Козлов «Как ежик с медвежонком протирали звезды» Задачи: развивать связную речь, беседуя по содержанию сказки. Формировать устойчивый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Чтение художественной литературы как средство развития речи детей младшего возраста»
Опубликовано: 19 апреля 2021 в 20:43
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД