Дарья Швыдченко
Консультация для педагогов «Что такое портфолио и зачем оно нужно будущему первокласснику»
▼ Скачать + Заказать документы
Появление понятия «портфолио» в педагогическом лексиконе связано с введением новых подходов в образовании и оценивании его новых форм. В последнее время в оценочной деятельности отмечаются, как минимум, две тенденции. Во-первых, к оцениванию активно привлекаются сами учащиеся, что укрепляет их умение учиться и развивать субъективную позицию в целом. Во-вторых, отмечается крен в сторону количественной оценки. Таким образом, актуальной стала необходимость поиска методик оценок качества. Как оказалось, портфолио может восполнить это пробел на разных уровнях образования, так как позволяет провести наглядное сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями.
Публикация «Консультация для педагогов „Что такое портфолио и зачем оно нужно будущему первокласснику“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Портфолио воспитателя и педагога
- Темочки
Вместе с тем практика внедрения портфолио показала, что эта форма педагогической работы эффективна не только при оценивании деятельности детей, но и при комплексном решении педагогических задач в образовательном процессе: от мотивации до контроля.
Изучение опыта дало основание считать, что особенно интересно использование портфолио при переходе ребенка с одного образовательного уровня на другой, так как позволяет обеспечить их преемственность. Эта сторона применения портфолио дает возможность рассматривать его как инновационную педагогическую форму.
Что же такое портфолио?
«Портфолио» - слово иностранное, переводится как «дверца», «папка», «планшет», «лист». Изначально портфолио – это папка с листами, соединенными между собой для удобства использования при рисовании. В современном толковании под портфолио стали понимать не только чистые листы бумаги, а уже «наполненные» результатами, завершенные подборки работ, которые могут помочь составить полный образ чего-либо.
Итак, портфолио в образовании – это подборка разнообразных материалов, позволяющих растущему человеку составить представление о себе как о личности и ученике и представить себя окружающим.
Специфика портфолио как педагогической формы зависит от целого ряда условий, среди которых значимыми являются возрастные особенности развития ребенка и образовательная программа, которую он осваивает.
Портфолио способствует росту саморегулируемого поведения. Важный вклад при этом вносят родители и воспитатели, которые участвуют в составлении портфолио. В совместной деятельности ребенка и взрослых зарождается и осознается совместное и обоюдное регулирование поведения ребенка. В процессе работы над портфолио естественным образом создаются ситуации, когда детям и взрослым приходится обсуждать различные проблемы, сомневаться по разным поводам, советоваться и находить компромиссы. А это все становится точкой приложения воли ребенка и ответственности за собственный рисунок поведения.
Работа над портфолио создает возможности для развития общения и коммуникации. Составляя портфолио, дошкольник обязательно обращается к взрослым, осваивает социальные контексты, способы обмена сообщениями и навыками субординации. Все это позволяет ребенку удерживать нить общения.
Еще один важный момент при создании портфолио ребенка – углубление его ориентировки в социальных связях и отношениях, так как он включается в актуальные ситуации взаимодействия.
Оформление портфолио позволяет формировать у ребенка рефлексию. Всевозможные способы актуализации рефлексии с помощью портфолио привнесут новизну и разнообразие в построение образа Я растущего человека.
Цель составления портфолио дошкольника как будущего первоклассника состоит в следующем : отразить мир представлений ребенка о себе для себя и мир представлений о себе для других.
Портфолио будущего первоклассника стоит формировать в течение года в подготовительной к школе группе. Это вполне достаточный срок для получения содержательно наполненного и качественно оформленного портфолио, и кроме того, именно в этом возрасте концентрируются психологические достижения ребенка, он начинает осознавать свой рост, определяет четкую перспективу своего взросления – переход из детского сада в школу.
Составление портфолио должно стать совместным делом детей, родителей и воспитателей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы каждый ребенок видел себя центральным звеном работы над собственным портфолио.
Портфолио будущего первоклассника должно быть обозримо для ребенка, важно, чтобы на страницах портфолио нашли место значимые для ребенка материалы о нем самом, о его семье, детском саде, его месте в системе общественных отношений. Исходя из этого, структура портфолио включает пять страниц: «Это я», «Моя семья», «Мой детский сад», «Я – будущий школьник!», «Сюрпризная страница».
На странице «Это я» размещаются анкетные данные ребенка: фамилия, имя, отчество, дата рождения. Стоит поместить и фотоснимки. Изюминка данной страницы – ее оформление. Хорошо, если ребенку удастся применить разные техники рисования. Это позволит ему продемонстрировать смекалку, широту кругозора.
Страница «Моя семья» предназначена для отражения позитивных интересов семьи ребенка. Страницу готовит семья ребенка при условии консультирования со стороны воспитателя. Как правило, на ней размещают «Генеалогическое дерево», показывая состав семьи, род занятий членов семьи, их увлечения. Здесь может быть размещен рисунок ребенка «Моя семья», фотографии могут интересно проявлять досуг семьи: семейные праздники, традиции.
Страница «Мой детский сад» выступает как дневник жизни ребенка в детском саду. Интересно если страница построена по тематическому принципу: «Один день в детском саду», «Я и мои друзья», «Я расту в детском саду», «Карта детского сада», «Играю и расту» и др. Немаловажными являются материалы, позволяющие с гордостью вспоминать о детском саде и группе.
«Я – будущий школьник!» - страница, на которой одновременно стоит отразить достижения ребенка как будущего ученика и перспективу его школьной жизни. Здесь можно разместить фотографии работ ребенка, победивших на конкурсах. Можно поместить составленный ребенком совместно с родителями фоторепортаж о школе, в которой он будет учиться. Вообщем, эта страница должна позволить ребенку и его семье создать проекцию на следующий период жизни, а так же дать возможность показать стремление ребенка к взрослению, его заинтересованность школой.
«Сюрпризная страница» составляется воспитателем втайне от ребенка и его родителей. На этой странице воспитатель с помощью различных художественных техник отражает две линии своего отношения: «такой, как ты, единственный и наша встреча не случайна» и «перед тобой открыт трудный, но интересный путь школьной жизни». На данной странице можно поместить коллаж, содержащий моменты сотрудничества воспитателя с ребенком; здесь может оказаться и письмо, написанное воспитателем своему воспитаннику, или какой-нибудь талисман, который передает воспитатель будущему первокласснику.
Необходимо сохранить индивидуальный характер портфолио каждого ребенка. Это позволит отразить особенности его личности: способности, социальные контакты, нюансы поведения.