Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Что такое сказкотерапия?»

Наталия Грачева
Консультация для педагогов «Что такое сказкотерапия?»

Существуют различные формы профилактической работы девиантного поведения дошкольников: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально-важным навыкам; активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий; повышение роли семьи в профилактике, повышение воспитательной роли образовательных учреждений, развитие целесообразного взаимодействия семьи и дошкольных учреждений; взаимодействие ребенка в процессе его развития и воспитания.

Публикация «Консультация для педагогов „Что такое сказкотерапия?“» размещена в разделах

Одним из наиболее эффективных средств профилактики возникновения девиантного поведения у дошкольников являются игровые технологии. Для организации профилактической работы с дошкольниками специалистами широко применяются такие игровые технологии, как игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия и их элементы, а также психогимнастика, релаксационные упражнения.

Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения является сказкотерапия, которая позволяет осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения. Кроме того сказка дает необходимую гамму переживаний, создает особенное настроение, вызывает добрые чувства.

Сказка - это жанр литературного творчества, придуманная история с победой добра над злом и обязательно со счастливым концом. Часто в сказках присутствует волшебство, приключения и другие невероятные в обычной жизни события. Именно поэтому сказки любят дети раннего и дошкольного возраста. В психологии уделяется большое значение сказке в процессе развития детей. Сказка нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка, его развития, привития нравственных норм, правил поведения, формирования цели жизни, достойного отношения к другим народам.

Достоинством сказки является то, что она несет в себе огромную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера которая строится на уважении к своим предкам.

Во время прослушивания сказки происходит активное общение детей с ее героями, что способствует обогащению эмоционального опыта детей, формированию образно-эмоционального обобщения художественного материала, поскольку эмоциональное отношение к героям всегда ярко окрашено. Для того, чтобы дошкольники научились переносить проживаемые во время восприятия сказок и литературы эмоции в реальную жизнь, необходимо создавать для них условия для развития способностей, воспринимать в жизни ситуации, аналогичные сказочным, для развития нравственных чувств детей.

Сказка формирует у ребенка первоначальные представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, заставляет задуматься и прочувствовать то, что невозможно в реальной жизни.

В сказках для детей очень привлекательным является противопоставление добра и зла, фантастические и наделенные особой смысловой нагрузкой нравственные образы, выразительный язык, динамика событий.

Повышенная эмоциональная активность содействия-сопереживания подчеркивается сказкой : она полна драматических, экстремальных ситуаций, вызывающих у ребенка эмоциональные переживания. Эмоциональное воздействие сказки достигается крайним проявлением добра и зла, проявляясь посредством сказочной оппозиции -"истинный - преображенный","добрый-злой".

Почему сказка так эффективна при работе с детьми, особенно дошкольного возраста?

Во–первых, в дошкольном возрасте восприятии сказки становится специфической деятельностью ребенка, позволяющей ему мечтать и фантазировать. Но сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступном для понимания ребенка форм постигать их.

Во–вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, то есть эмоционального объединения себя с другим человеком и присвоения его норм, ценностей, образцов, как своих.

Дети очень любят слушать невероятные истории, расширяющие сферу их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка и неподдающиеся влиянию современной цивилизации и приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица кажутся неправдоподобными, сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла.

Вспомним, как в реальной жизни взрослые сталкиваются с добром и злом: форма их восприятия не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается легко.

Сказки нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребенку занятие; напротив, сказки–эффективное средство развития в ребенке тонкого понимания о своем будущем, внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности.

Сказка удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста:

1. Потребность в автономии. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути берет на себя ответственность, принимает решения, делает выбор, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;

2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия на своем пути и обычно оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;

3. Потребность в активности. Герой всегда активен и находится в действии: кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, куда-то идет, с кем-то борется, от кого-то убегает. Иногда в начале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Таким образом, благодаря мягкому влиянию на поведение ребенка, возможности узнать себя в сказочных образах, «разрешить» сказочные проблемы, сказка является эффективным средством профилактики девиантного поведения детей дошкольного возраста.

Список используемой литературы:

1. АлябьеваЕ. А. Волшебные нравственно-этические сказки/ ВоспитательДОУ. -2010.-№12.-с. 111.

2. БабаеваТ. И., Николаева А. Г. Организациясоциально-направленной деятельности старших дошкольников в детском саду. // Детскийсад:теорияипрактика. -2014.-№5.-с. 34-46.

3. ВаськоваО. Ф., ПолитыкинаА. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург,Детство-Пресс,2012 -178с.

4. ДавыдоваО. И. Этнопедагогика народной сказки : учебное пособие/О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец. – Барнаул:АлтГПА,2011.–174с

5. Дошкольное воспитание№7,2012,20с.

6. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребёнком-дошкольником/ Психология дошкольника. –М. :Академия,1948.–172с.

7. ЗахаровА. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. -М. :Просвещение,2003.-192с.

8. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д. Сказки для мальчиков и девочек/ Т. Зинкевич-Евстигнеева/ Обруч: образование, ребенок, ученик. –2006.-№6.-С. 13

Публикации по теме:

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» для детей второй младшей группы на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Что такое хорошо и что такое.

Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5–6 лет Конспект организованной образовательной деятельности «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5-6 лет Образовательная область: речевое.

Консультация для педагогов. «Что такое способность и одарённость у детей». Консультация для педагогов. «Что такое способность и одарённость у детей». 1. Способности – это индивидуальная психологическая характеристика.

Консультация для педагогов «Что такое толерантность?» Консультация для педагогов «Что такое толерантность?» Подготовила воспитатель :Ищенко Л. А. Санкт-Петербург 2017г. Сегодня мы часто слышим.

Консультация для педагогов «Куклотерапия. Сказкотерапия» В последние годы в специальном образовании заметно усилился интерес к использованию арттерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми,.

Консультация для педагогов «Что такое игры с пальчиками» «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло.

Консультация для педагогов «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников» Консультация для педагогов. «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников». Развитие речи становится всё более актуальной.

Консультация для родителей «Что такое осень» Цель : - Учить детей называть приметы осени, изменения в погоде, использовать для осени образные слова и выражения; - учить сравнивать существенные.

Презентация для дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» «Что такое хорошо и что такое плохо» Основные задачи: - развить коммуникативные навыки детей, научить играть дружно, делиться игрушками,.

Консультация для педагогов «Сказкотерапия» Сказкотерапия Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Что такое сказкотерапия?»
Опубликовано: 17 февраля 2018 в 10:10
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД