Консультация для педагогов «Давайте будем грамотны»

Наталья Попова
Консультация для педагогов «Давайте будем грамотны»

Русский по-взрослому

Консультация для педагогов «Давайте будем грамотны»

Русский по-взрослому

Предлагаю сегодня заняться небольшим всеобучем. И темой будет наша грамотность или «Русский по-взрослому». Почему я вновь приглашаю вас к этому вопросу? Да потому, что не задумываясь о собственной репутации грамотного человека, мы часто допускаем оплошности при написании, а иногда и просто ошибки. Но многих из них можно избежать, если на мгновение задуматься и пробежать глазами написанное ещё раз. Предлагаю вашему вниманию небольшие напоминания-подсказки.

Говорят, что по интернету ходит такая шутка:

- в России только две проблемы: -ться и -тся. Из курса школьной (помните) программы нас учили при написании возвратных глаголов задавать проверочный вопрос. Если в вопросе есть мягкий знак, мы пишем его и в слове. Если нет, то и мы его не пишем. Но есть ещё одна подсказка. Написание можно проверить и ударением. Часто в случае, когда ударение падает на первый слог, мягкий знак не пишется, если ударение стоит на втором – пишется. Пример: учИться и Учится, трудИться и трУдится. Но, к сожалению, это подсказка действует не всегда. В остальных же случаях, себя надо просто внимательно ПРОВЕРЯТЬ.

- «Вы» или «вы»? Сложно, но предлагаю разобраться. При обращении в ситуации повышенной торжественности, повышенной вежливости, особенно если мы не знакомы с персоной, мы употребляем, конечно, обращение с заглавной «В», но при дальнейшем общении, заглавное «В» превращается в строчное. В случаях ритуальных – поздравления, соболезнования, обращение в гендиректору какого-либо учреждения, повторяю - с которым мы не знакомы – мы используем тоже всегда заглавное «В». А вот продолжая общение на бытовом плане, мы переходим к строчному «в». «В» - это праздничное, ритуальное, повышено-ситуационное обращение. А «в» - это повседневный, рабочий вариант!

- Неоправданное использование заглавных букв в текстах. По правилам заглавная буква пишется только в начале текста и в имени собственном (сюда же относятся и географические названия, названия кампаний). А мы видим, как часто в наших текстах неоправданно стали появляться заглавные буквы. Например - «Желаю Радости и Удачи, Счастья и Здоровья!» Писать так нельзя по одной причине: это не грамотно. А может, просто кажется, что нам не поверят и тогда мы используем заглавную букву для вящего усиления эффекта? Нет, делать этого не стоит!

- Кушать или есть? Вспомните, чему нас учили в школе. Да, давно это было, но было же! Глагол «кушать» употребляется в торжественных случаях (в старинных текстах – даже подобострастье говорящего, его раболепие, для того, чтобы подчеркнуть важность гостя или церемонии. Когда мы говорим про себя или о своих близких в быту, приглашаем их столу, говорим: «Садитесь есть, пожалуйста!» или «Я сегодня на завтрак ел необыкновенное блюдо!». Ел, а не кушал! Давайте не будем чванливы.

- О приветствиях. С некоторых пор мы стали употреблять странные выражения в приветствиях. К этому нас подтолкнула новая форма общения – электронные письма. Доходят наши электронные сообщения тут же, но мы не уверены, когда они будут прочитаны и поэтому пишем несуразицу вроде: «Доброго времени суток!» Это безграмотно. Во-первых потому, что налицо несоответствие падежной формы началу общения. Оно может и должно быть ТОЛЬКО в именительном падеже. «ДОБРОЕ УТРО!» А во-вторых словосочетание «времени суток» - это единица измерения, которая не может иметь при себе прилагательного-определения, тем более, имеющее степень сравнения. Мы же не говорим: «Даёте мне хорошенький килограмм яблок». А вот при окончании общения мы используем фразу ТОЛЬКО в родительном падеже: «Всего доброго». Оба слова в родительном падеже.

- Восклицательный знак - !. В тексте он может быть только один. В любом. В русской графике нет ни двойного, ни тройного и никакого прочего восклицательного знака. Где и когда он ставится, мы прекрасно знаем. При некой повышенной эмоции. Она может быть любой. Но нам в голову вдруг приходит мысль о том, что наша эмоция может быть или не понята или неправильно истолкована, и мы ставим множество восклицательных знаков. Не делайте этого, друзья. Это выглядит смешно и безграмотно.

- Подпись в письме или под текстом-обращением. В электронных подписях, а очень часто и в письмах, мы встречаем запятую. Нужна ли она? Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте восстановим старый рамочный вариант формы прощания в письмах: «С уважением к вам остаётся ваша любящая дочь Анна». Ведь здесь запятой нет и быть не может, не правда ли? Разберите эту фразу по членам предложения. «Дочь Анна» – подлежащее, а «остаётся с уважением» - сказуемое. Между ними запятой быть не может. Так почему же она появилась в сокращённом варианте окончания письма? В таком случае запятая будет означать обращение. Так получается, что написавший письмо обращается к самому себе? Нелепость. Итак, запятая не нужна.

- и последнее, если позволите. Обращение к друзьям-коллегам со словом "Молодцы" говорит о том, что адресовано оно нескольким людям. А автор публикации лишь один. В редких случаях есть соавторы. Тогда такое обращение оправдано. Но если всё же автор один, тогда правильно написать: молодец. И это совсем не умалит вашего уважительного к нему отношения.

На этом я останавливаюсь. Хочу обратить ваше внимание на то, что я сама ни в коем случае не претендую на абсолютную грамотность. Иногда, как ни проверяй, что-то от внимания ускользает и тогда, благодаря друзьям, можно ещё исправить ляпсусы и «очепятки», а если, паче чаяния, время вышло, то приходится с ними смиряться, посыпая голову пеплом.

Удачи всем нам в поддержании репутации грамотных людей.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Акция в защиту бездомных животных «Давайте будем добрее»Фотоотчет «Акция в защиту бездомных животных «Давайте будем добрее» Сегодня всем хотим сказать - Животным надо помогать, Делиться с ними пищей, А лучше приютить! Четвероногий друг вас будет Всю жизнь свою.

Консультация для родителей «Будем с музыкой дружить» Консультация для родителей Обычно в 5-6 лет родители помогают ребенку выбрать занятие по интересам. Многие выбирают занятия музыкой и приводят.

Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов по проблеме формирования у детей связной речи» Цель: Повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ по проблеме формирования у детей дошкольного возраста связанной речи, через.

Консультация для педагогов «Организация совместной деятельности педагогов и родителей в физическом воспитании детей» Развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи, и родителям необходимо заботится о правильном физическом развитии детей, регулярно.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Давайте будем грамотны»
Опубликовано: 20 апреля 2019 в 17:54
+294Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 187.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 мая. День химика

Химия – это не какая-то отвлечённая теоретическая наука, а самая что ни на есть прикладная и практическая. Её плодами все мы пользуемся ежедневно: колготками и чулками, стиральными порошками и моющими...

26 мая. Юбилей сказки П. Ершова «Конек-горбунок»

185-летний юбилей отмечает в этом году русская стихотворная сказка, переведенная на 27 языков мира и напечатанная общим тиражом в 7 миллионов экземпляров. Такая популярность этого произведения объясняется...

Прогулка «От клумбы до огорода». (средняя группа)
Прогулка. «От клумбы до огорода». Воспитатель: Решетникова Мария Юрьевна Возраст: дети 4-5 лет ( средняя группа) Педагогическая цель: укрепление...
Фотоотчёт «Посткроссинг на МAAM — письма друзей»
Здравствуйте дорогие друзья и коллеги! Спешим поделиться радостным событием, что наша группа «Росинка» получила бандерольку от наших друзей группы...
Фотоотчет об аппликации «Божья коровка» во второй младшей группе
Здравствуйте, Уважаемые коллеги, друзья! Сегодня хочу представить Вашему вниманию фотоотчет по аппликации: «Божья коровка». Занятие проведено в рамках...