наталья ваулина
Консультация для педагогов детского сада «Особенности организации проектной деятельности в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Слово «проект» происходит от латинского слова projects, что означает брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает путь исследования. И так, проект – это замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования расчетов, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
Публикация «Консультация для педагогов детского сада „Особенности организации проектной деятельности в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Проект как форма организации активности человека или группы людей представляет собой комплекс протяжённых во времени мероприятий, направленных на решение единой задачи. Разрешение определённой проблемы. Стержень метода учебных проектов - самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познаёт себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Одним из родоначальников применения проектного метода в образовании детей был Дж. Дьюи. По его замыслу данный способ построения учебной деятельности должен создавать в организованном образовании условия, близкие к естественным. Прежде всего это касается свойств образовательной среды, которая в таких условиях становиться более насыщенной и разнообразной, чем это достижимо в условиях традиционного метода.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:
1. Подготовительно-проектировочный этап :
Деятельность педагога
1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (не жёстко)
Деятельность детей
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
2. Практический этап:
Деятельность педагога
1. Помогает в решении задачи.
2. Помогает спланировать деятельность
3. Организует деятельность.
Деятельность детей
1. Объединение детей в рабочие группы.
2. Распределение амплуа.
3. Обобщающе-результативный этап
Деятельность педагога
1. Практическая помощь (по необходимости).
2. Направляет и контролирует осуществление проекта.
Деятельность детей
1. Формирование специфических знаний, умений навыков
4. Презентация проекта
Деятельность педагога
1. Подготовка к презентации.
2. Презентация.
Деятельность детей
1. Продукт деятельности готовят к презентации.
2. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта :
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Творческие домашние задания для совместных работ детей и их родителей.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
В настоящее время проекты классифицируются :
1. по целевой установке;
2. по составу участников;
3. по тематике;
4. по срокам реализации
1. Виды проектов по целевой установке:
1. Исследовательско – творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна.).
2. По составу участников:
1. Межгрупповые: (между группами участников)
2. Индивидуальные: (в изобразительном и словесном творчестве);
3. Групповые.
3. По тематике: например( «Экологические», Спортивные, «Мир театра», «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».)
4. По срокам реализации
1. краткосрочные (одно или несколько занятий – 1-2 недели);
2. средней продолжительности;
3. долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является создание условий для развития свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.