Дидактические игры и упражнения с использованием конструктора Лего как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР

крикун сталина
Дидактические игры и упражнения с использованием конструктора Лего как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР

«Дидактические игры и упражнения с использованием конструктора ЛЕГО и его аналогов как эффективное средство

развития речи дошкольников с ТНР»

В современном мире, с каждым годом все больше и больше растёт процент детей с задержкой речевого развития. Дети начинают говорить поздно, мышцы лица развиты слабо, у детей наблюдается вялая мелкая моторика, скудный словарный запас, происходят сложности в составлении предложений, дети дают односложные ответы и многое другое.

Это связано с рядом причин.

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развитияможет возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Недостаток общения родителей со своими детьми, нехватка человеческого общения, зависимость от компьютера, игнорирование речевых трудностей, все это лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра.

Используя популярные игрушки в игровой деятельности, можно решить образовательные и коррекционные цели и задачи.

В нашем случае цель - это развитие связной речи, звуковой аналитико-синтетической активности, мелкой моторики рук, совершенствование грамматического строя речи, расширение и активизация словарного запаса у дошкольников с ТНР посредством дидактических игр и упражнений с использованием ЛЕГО конструктора и его аналогов.

Поиск новых современных образовательных технологии позволил открыть такое современное (не смотря, что Lego более 80 лет) направление как Lego-конструирование.

На сегодняшний день Lego — это самый узнаваемый бренд среди множества производителей детских игрушек. В него с удовольствием играю как взрослые так дети.

Наборы позволяют собирать модели автомобилей, самолётов, кораблей, зданий, роботов и многое другое.

Процесс сборки, сама постройка побуждает ребёнка к монологической и диалогической речи. А благодаря манипуляциям с мелкими деталями у детей развивается и совершенствуется мелкая моторика рук, активизируя при этом отделы головного мозга, отвечающие за речь.

Апробирование Лего-конструктора в коррекционно - логопедической работе с детьми с ОВЗ позволило разработать дидактические игры и упражнения и выделить 3 основных направления работы по развитию связной речи у дошкольников с ТНР:

1 направление - Совершенствование грамматического строя речи

2 направление - Развитие звуковой аналитико-синтетической активности

3 направление - Развитие связной речи

Рассмотрим каждое направление немного подробнее.

Первое направление – игры на совершенствование грамматического строя речи.

Данное направление решает такие образовательные цели, как упражнение в образовании прилагательных, развитие умения согласовывать числительные с существительными.

Детям предлагают варианты игр «Кто лишний», «Сосчитай», «Один – много», «Чей, чья, чьё?». Игра «Жадина» (Я тебе не дам, это мой медведь, моя фигурка и т. д.)

Все упражнения выполняются по речевой инструкции педагога.

При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди»; правильно использовать предлоги в речи «под», «над», «в», «на», «за»; различать понятия «между тем и тем» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.

Хочется отметить, что игры и игровые упражнения могут плавно перетекать из одной игры в другую….Например: Игра «Один-много» плавно перетекает в игру «Сосчитай-ка!» потом в «Четвёртый лишний», затем «Назови ласково»- «Назови где?».

Например:

Один рыцарь – много рыцарей

1 рыцарь, 2 рыцаря, 3,4, 5 рыцарей ….

Внимательно рассмотри рыцарей, скажи кто лишний, объясни почему?

Как можно назвать ласково назвать рыцаря (рыцарик, рыцаречик….)

Какой по счету рыцарь в красных доспехах?

Назови, где находится панда, между кем и кем? С какой стороны находится лев? И т. п.

А теперь назови ласково каждое животное

Игра «Назови ласково»

Второе направление – игры на развитие звуковой аналитико-синтетической активности, позволяют развивать умение дифференцировать гласные и согласные звуки.

Составляя и подбирая соответствующую схему к названию фигурки (или картинки) или к слову, у детей формируется навык звукобуквенного анализа.

Ребенку предлагается фигурка Lego (или любая картинка наклеенная на кубик Lego)и устная инструкция:

Посмотри на фигурку. Назови её. Составь из букв слово, обозначающее фигурку. Составь звуковую схему слова. Подбери к каждому звуку кирпичик нужного цвета. Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки? Зеленым. В нашем слове есть мягкие согласные? Назови их. Правильно. Прикрепи сверху кирпичик зеленого цвета к нужной согласной. Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? Синим. В нашем слове есть твердые согласные? Назови их. Правильно. Прикрепи сверху кирпичик синего цвета к нужным согласным. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Красным. Правильно… Ищем гласные….

Детям предлагаются и другие игровые упражнения,такие как:

«Определи звук в слове». Где находится звук (в начале, в середине, в конце) Назови. Произнеси звук. Придумай слова на этот звук.

Задание: Где находится звук «Р» в слове тигр? Порычи как тигр. Какие слова еще ты знаешь, начинающиеся на звук Р.

«Поменяй буквы местами, чтобы получилось новое слово» (Кот-Ток, кто; Нос-Сон; Рука - Кура)

«Замени или добавь 1 букву, чтобы получилось новое слово» (Рука – Мука; Утка –Шутка)

Детям можно предложить выложить из мелкого лего слово или отдельные буквы.

Варианты игровых заданий способствуют развитию у детей с ОВЗ мелкой моторики рук, памяти, мыслительных операций, концентрации внимания на выполняемых действиях и умению следовать устным инструкциям.

Третье направление – развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи.

Используя Лего – детали, дети учатся не только конструированию по схеме, но и составлять рассказ-описание по серии сюжетных картин или по одной. Данное упражнение наводит ребенка на рассуждение, позволяет делать логические выводы и умозаключения.

Можно предложить ребенку несколько вариантов дидактических упражнений для развития связной речи:

Составить рассказ изображенного на кубике овоща (какой на вкус, какой по цвету, по форме).

«Расскажи сказку». Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки и назвать сказку. Затем в правильной последовательности ее расставить и рассказать сказку с опорой на картинки. Затем можно дать дополнительное задание. Выложить название сказки из букв и составить схему звукового анализа.

«Разложи в нужной последовательности и придумай историю». Расставь картинки в правильной последовательности, придумай название и расскажи историю, опираясь на картинки. Затем снова можно дать дополнительное задание. Выложить название истории из букв и составить схему звукового анализа. И дать задание смастерить что-нибудь из Lego по сюжету истории (сделай кормушку для птиц или смастери из Lego для бабушки стол и т. п).

«Расскажи что получилось». Детям предлагается сконструировать из Lego любую поделку или поделку по заданной теме напр.: «Космос» смастерить необычный космический корабль. Затем рассказать всем детям о ней (придумать небольшой связный рассказ по ней из 5 - 6 предложений).

Тем самым у ребенка,решаются сразу несколько задач: у дошкольников, в неназойливой форме развивается связная речь, дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию,

отрабатывается умение выступать перед сверстниками, развивается мелкая моторика, фантазия и воображение.

Таким образом, использование дидактических игр и упражнений с использованием конструктора ЛЕГО и его аналогов является эффективным средством развития речи дошкольников с ТНР. Конструирование из Lego – конструктора полностью отвечает интересам детей и его применение, позитивно отражается на качестве коррекции и обучения детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группеДидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Дидактические упражнения по развитию речи «Звучащее слово» с использованием звуковой линейки Дидактические упражнения по развитию речи "Звучащее слово"с использованием звуковой линейки. Цель данных упражнений, показать детям, что.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения с использованием конструктора Лего как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР
Опубликовано: 16 января 2021 в 18:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Обогащение образовательной среды. Театрализованная деятельность
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фото -отчет о том, как сделать театр из бросового материала своими руками. Цель:формирование интереса к...
Мастер-класс по созданию коллективной аппликации-коллажа «Мой любимый Бузулук» детьми...
Цель: Закреплять знания старших дошкольников о родном городе. Совершенствовать навыки изображения города с помощью материалов сделанных своими руками в...
Рисуем весенний пейзаж с ребенком подготовительной к школе группы на тему «Ранняя...
Для пополнения методической копилки педагогов предлагаю образец рисования пейзажа с ребенком подготовительной к школе группы на тему: «Ранняя весна....