МААМ-картинки

Дидактические игры и упражнения с использованием конструктора Лего как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР

крикун сталина
Дидактические игры и упражнения с использованием конструктора Лего как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР

«Дидактические игры и упражнения с использованием конструктора ЛЕГО и его аналогов как эффективное средство

развития речи дошкольников с ТНР»

В современном мире, с каждым годом все больше и больше растёт процент детей с задержкой речевого развития. Дети начинают говорить поздно, мышцы лица развиты слабо, у детей наблюдается вялая мелкая моторика, скудный словарный запас, происходят сложности в составлении предложений, дети дают односложные ответы и многое другое.

Публикация «Дидактические игры и упражнения с использованием конструктора Лего как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР» размещена в разделах

Это связано с рядом причин.

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Недостаток общения родителей со своими детьми, нехватка человеческого общения, зависимость от компьютера, игнорирование речевых трудностей, все это лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра.

Используя популярные игрушки в игровой деятельности, можно решить образовательные и коррекционные цели и задачи.

В нашем случае цель - это развитие связной речи, звуковой аналитико-синтетической активности, мелкой моторики рук, совершенствование грамматического строя речи, расширение и активизация словарного запаса у дошкольников с ТНР посредством дидактических игр и упражнений с использованием ЛЕГО конструктора и его аналогов.

Поиск новых современных образовательных технологии позволил открыть такое современное (не смотря, что Lego более 80 лет) направление как Lego-конструирование.

На сегодняшний день Lego — это самый узнаваемый бренд среди множества производителей детских игрушек. В него с удовольствием играю как взрослые так дети.

Наборы позволяют собирать модели автомобилей, самолётов, кораблей, зданий, роботов и многое другое.

Процесс сборки, сама постройка побуждает ребёнка к монологической и диалогической речи. А благодаря манипуляциям с мелкими деталями у детей развивается и совершенствуется мелкая моторика рук, активизируя при этом отделы головного мозга, отвечающие за речь.

Апробирование Лего-конструктора в коррекционно - логопедической работе с детьми с ОВЗ позволило разработать дидактические игры и упражнения и выделить 3 основных направления работы по развитию связной речи у дошкольников с ТНР :

1 направление - Совершенствование грамматического строя речи

2 направление - Развитие звуковой аналитико-синтетической активности

3 направление - Развитие связной речи

Рассмотрим каждое направление немного подробнее.

Первое направление – игры на совершенствование грамматического строя речи.

Данное направление решает такие образовательные цели, как упражнение в образовании прилагательных, развитие умения согласовывать числительные с существительными.

Детям предлагают варианты игр «Кто лишний», «Сосчитай», «Один – много», «Чей, чья, чьё?». Игра «Жадина» (Я тебе не дам, это мой медведь, моя фигурка и т. д.)

Все упражнения выполняются по речевой инструкции педагога.

При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди»; правильно использовать предлоги в речи «под», «над», «в», «на», «за»; различать понятия «между тем и тем» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.

Хочется отметить, что игры и игровые упражнения могут плавно перетекать из одной игры в другую…. Например: Игра «Один-много» плавно перетекает в игру «Сосчитай-ка!» потом в «Четвёртый лишний», затем «Назови ласково»- «Назови где?».

Например:

Один рыцарь – много рыцарей

1 рыцарь, 2 рыцаря, 3,4, 5 рыцарей ….

Внимательно рассмотри рыцарей, скажи кто лишний, объясни почему?

Как можно назвать ласково назвать рыцаря (рыцарик, рыцаречик….)

Какой по счету рыцарь в красных доспехах?

Назови, где находится панда, между кем и кем? С какой стороны находится лев? И т. п.

А теперь назови ласково каждое животное

Игра «Назови ласково»

Второе направление – игры на развитие звуковой аналитико-синтетической активности, позволяют развивать умение дифференцировать гласные и согласные звуки.

Составляя и подбирая соответствующую схему к названию фигурки (или картинки) или к слову, у детей формируется навык звукобуквенного анализа.

Ребенку предлагается фигурка Lego (или любая картинка наклеенная на кубик Lego) и устная инструкция:

Посмотри на фигурку. Назови её. Составь из букв слово, обозначающее фигурку. Составь звуковую схему слова. Подбери к каждому звуку кирпичик нужного цвета. Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки? Зеленым. В нашем слове есть мягкие согласные? Назови их. Правильно. Прикрепи сверху кирпичик зеленого цвета к нужной согласной. Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? Синим. В нашем слове есть твердые согласные? Назови их. Правильно. Прикрепи сверху кирпичик синего цвета к нужным согласным. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Красным. Правильно… Ищем гласные….

Детям предлагаются и другие игровые упражнения, такие как:

«Определи звук в слове». Где находится звук (в начале, в середине, в конце) Назови. Произнеси звук. Придумай слова на этот звук.

Задание: Где находится звук «Р» в слове тигр? Порычи как тигр. Какие слова еще ты знаешь, начинающиеся на звук Р.

«Поменяй буквы местами, чтобы получилось новое слово» (Кот-Ток, кто; Нос-Сон; Рука - Кура)

«Замени или добавь 1 букву, чтобы получилось новое слово» (Рука – Мука; Утка –Шутка)

Детям можно предложить выложить из мелкого лего слово или отдельные буквы.

Варианты игровых заданий способствуют развитию у детей с ОВЗ мелкой моторики рук, памяти, мыслительных операций, концентрации внимания на выполняемых действиях и умению следовать устным инструкциям.

Третье направление – развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи.

Используя Лего – детали, дети учатся не только конструированию по схеме, но и составлять рассказ-описание по серии сюжетных картин или по одной. Данное упражнение наводит ребенка на рассуждение, позволяет делать логические выводы и умозаключения.

Можно предложить ребенку несколько вариантов дидактических упражнений для развития связной речи :

Составить рассказ изображенного на кубике овоща (какой на вкус, какой по цвету, по форме).

«Расскажи сказку». Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки и назвать сказку. Затем в правильной последовательности ее расставить и рассказать сказку с опорой на картинки. Затем можно дать дополнительное задание. Выложить название сказки из букв и составить схему звукового анализа.

«Разложи в нужной последовательности и придумай историю». Расставь картинки в правильной последовательности, придумай название и расскажи историю, опираясь на картинки. Затем снова можно дать дополнительное задание. Выложить название истории из букв и составить схему звукового анализа. И дать задание смастерить что-нибудь из Lego по сюжету истории (сделай кормушку для птиц или смастери из Lego для бабушки стол и т. п).

«Расскажи что получилось». Детям предлагается сконструировать из Lego любую поделку или поделку по заданной теме напр. : «Космос» смастерить необычный космический корабль. Затем рассказать всем детям о ней (придумать небольшой связный рассказ по ней из 5 - 6 предложений).

Тем самым у ребенка, решаются сразу несколько задач: у дошкольников, в неназойливой форме развивается связная речь, дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию,

отрабатывается умение выступать перед сверстниками, развивается мелкая моторика, фантазия и воображение.

Таким образом, использование дидактических игр и упражнений с использованием конструктора ЛЕГО и его аналогов является эффективным средством развития речи дошкольников с ТНР. Конструирование из Lego – конструктора полностью отвечает интересам детей и его применение, позитивно отражается на качестве коррекции и обучения детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группеДидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Дидактические упражнения по развитию речи «Звучащее слово» с использованием звуковой линейки Дидактические упражнения по развитию речи "Звучащее слово"с использованием звуковой линейки. Цель данных упражнений, показать детям, что.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Проект во второй младшей группе «Дидактические игры как средство развития речи» МБДОУ ДС «Звездочка» Интегративно – коммуникационный проект Во 2 младшей группе Проект: «Дидактические игры как средство развития речи».

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНРИспользование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР В логопедической группе развитие мелкой моторики у детей является одним из основных направлений. В том числе и летом, когда непосредственно.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения с использованием конструктора Лего как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР
Опубликовано: 16 января 2021 в 18:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД