Папки-передвижки

Консультация для педагогов ДОУ «Природа глазами художников»

Наталья Скрыпченко
Консультация для педагогов ДОУ «Природа глазами художников»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация «Природа глазами художников»

Цель: расширить представления педагогов о художниках-пейзажистах.

Представьте себе, что мы живём на Земле, а вокруг нас пустота, ни травинки, ни листочка – ужасно, правда! Или, наоборот: наша планета зелена то листвы и травы, а нас на ней нет – тоже страшная картина. Ведь…

Без человека ты нема, природа.

И не нужны все прелести твои.

Ты без него в тоске вложила годы,

Как женщина без друга и любви.

К чему журчанье вод и пенье птиц,

Дыхание цветов и речек бег,

К чему весны нарядное обличье,

Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Природа глазами художников“» размещена в разделах

Когда бы их ни видел человек!

Текли бы реки, пользы не давая

Была бы скудной щедрая земля.

И золото колосьев осыпая,

Тоскливо ждали осени поля.

И трелью не счастливой, а гнетущей

Звенел бы соловей в ночной тиши.

Заря, весна и в росах сад цветущий

К чему без человеческой души?

Кто станет любоваться алым маком,

Кого прохладой освежит листва?

Природа, совершенна ты, однако,

Без сердца человека ты мертва!

А нас бог наделил родиться в России – где широкие просторы, золотые ржаные поля, голубая, синь озёр и звенящее кружево белоствольных берёз, укрытых белым снегом. Представьте, что вы родились на Майами – где круглый год лето и совсем нет снега – это ужасно. А родиться в ледниках и никогда не увидеть, как по утренней росе косят пахучую луговую траву – тоже кошмар. А когда наблюдали за закатом солнца или его рассветом, думали и восклицали с жалостью: «Но почему я не художник? Ах, как жаль, что я не могу запечатлеть этот чудесный миг!»

Вот поэтому нам и нужны художники – пейзажисты, которые пишут живую природу. Природу можно писать бесконечно, она всё время меняется. Одна и та же местность – совсем разная в солнечную погоду и в пасмурную,

в предгрозье и после дождя. А как всё меняется – земля, небо, вода, трава, деревья в разное время суток: утром, днём, вечером, ночью.

Художник открывает красоту каждого нового мгновения, которую мы, занятые своими делами, часто не замечаем. На пейзажах мы встретим рассвет и ясный полдень, мрачные сумерки, час заката, тёмную ночь. Вот только как написать эту тёмную ночь? Кроме темноты – что увидишь ночью?

Но посмотрите, как много увидел, как сильно и точно рассказал о том, что увидел, А. И. Куинджи – великий русский пейзажист. Высоко в небе поднялся месяц. Земля, затянутое облаками небо, изогнутая полоса реки – залиты лунным светом. Сверкают края разорванных облаков. Серебрятся зеленоватые воды Днепра (картина «Лунная ночь Днепра»). Темно – и всё же мы не видим, а чувствуем, какой огромный простор раскинулся под таинственно сияющим небом. Мы будто слышим тишину этой тёмной ночи, разлитую над плавными водами реки, над замершей степью.

Когда закат последним блеском

Косынку высветлит свою,

Пойду к знакомым перелескам

По запылённому жнивью.

И будет тучка плыть лениво,

И будут птицы петь зарю,

И я со степью молчаливой

Наедине поговорю. В. Кочетков

И снова – берег Днепра (картина А. И. Куинджи «Днепр утром»). Снова необъятный степной простор. Снова тишина, только не ночная, гулкая, а утренняя, рассветная, глухая, как туман над водой.

Ясный месяц уже закончил свой ночной поход и скрылся из глаз, солнце пока не взошло. Блёклое небо затянуто едва различимыми бледно – сиреневыми, серебристо – белыми облаками. С берега, сплошь заросшего зелёной и бурой травой, полевыми цветами, видна тусклая гладь реки, над ней поднимается утренней пар. Даже не верится, что совсем недавно сияло и блестело в темноте лунной ночи. А сейчас природа будто замерла в ожидании. Взойдёт солнце, рассеяться туман над водой, над степью, засияет небо, и ему ответит синевой зеркало реки, степь запестреет красками трав и цветов.

Впереди, посредине картины, поднялся над землёй высокий куст колючего чертополоха, он словно всматривается вдаль – как бы не пропустить этот миг появления солнца.

Всякое время года манит художника своей особенной красотой. Рождает в его душе своё, особенное чувство. Посмотрите, как передал нам первое дыхание весны, прилёт грачей А. К. Саврасов. Начало весны – всё будто снова начинается. Хлопочут на деревьях, обживают гнёзда чёрные птицы. Грачи прилетели. Весенний голубоватый в рыжих и серых пятнах снег. Вокруг кривых берёзовых стволов он потемнел и просел. Концы корявых ветвей порозовели, свежие побеги жадно тянутся вверх. Стоят на земле студёные озерки талой воды – и в светлом небе, между облаками холодные промоины. Может быть, ещё ударит поздний морозец, но год повернул на весну. Мы снова радуемся, ждём, надеемся, как в стихотворении Юлии Жадовской «Скоро весна».

Скоро весна! Но смотри: под горячим лучом

Снег исчезает заметно; грачи прилетели,

В воздухе жизнь, и по небу плывут облака,

С крыш, точно жемчуг, звуча и сверкая,

Падают капли, дышит всё мыслью одной,

Полно одной надеждой: скоро весна!

Далеко – далеко, сколько хватает взгляда, раскинулась золотая рожь. Стоят среди равнины высокие старые сосны. И от этого ещё шире раздолье хлебного поля. Ярко светит солнце. Тёплый ветер колышет колосья. Исчезает во ржи, зовёт за собой дорога.

Ширь необъятная!

Поле, русское поле…

Конечно, И. И. Шишкин старался не только верно изобразить летний солнечный день, колосья, сосны, дорогу. Он мечтал, чтобы возле его картины люди чувствовали, как велика, богата и ласкова родная земля – Россия. Недаром на одном из набросков он пометил для себя: «Раздолье. Простор. Рожь…. Русское богатство».

Картина И. И. Левитана – тоже золотая. Но это – золото осени. Роща пылает кострами берёз. Золотыми россыпями светится земля. Осенний воздух свеж и прозрачен. Может кто-нибудь вспомнит, какое стихотворение больше всего подходит к этому пейзажу.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…. А. С. Пушкин

Осень Левитана – праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты и немного грусти. Ведь это красота прощания. Скоро зима. Но разве зима – лишь ровный белый снег, белое небо, тусклые, глухие краски?

Какую яркую, радостную зиму написал И. Э. Грабарь! И снова – берёзы. Снова – горят, сверкают на солнце. Сверкает чистая белизна ствола и ослепительная белизна ветвей, в гуще которых сияет небо.

Как много красок нужно, чтобы передать сверкающий на солнце снег! Попробуй одной белой краской – получится и тускло и уныло. Нет, тут нужно взять и голубую, и синюю, и фиолетовую, и розовую. И. Э. Грабарь назвал картину «Февральская лазурь». Лазурь – это светло – синий, в старину говорили – яркий и густой небесный цвет.

Сверкающий снег, белизна берёз заметнее рядом с яркой синевой неба. Прислушайтесь, и вы услышите высокую ноту пронзительной синевы.

Изменчивый месяц февраль.

Он любит весну, и зимы ему жаль.

Он льдистою дымкой стекло по утрам затемняет,

А в полдень с капелей он яркие слёзы роняет.

И, жмурясь, сквозь солнце глядит он в замлевшую даль,

Улыбчиво – грустный февраль. П. Соловьёва

«Надо понимать разговор воды и деревьев, - говорил Левитан. – Иначе хорошую картину не напишешь». Художник пейзажист постоянно беседует с природой и красками, записывает то, что рассказали ему вода, деревья, небо, ветер, снег, трава. Каждый художник пересказывает на холсте разговоры, которые ему больше по душе. А если собрать все картины про зиму, весну, лето, осень – перед нами откроется непрерывная, разнообразная жизнь природы. А художники пейзажисты позволяют нам её увидеть их глазами.

Публикации по теме:

«Ни минуты без музыки». План работы музыкального руководителя с воспитателями по оздоровительной работе с детьми План работы музыкального руководителя с воспитателями по оздоровительной работе с детьми. Цель: расширение знаний педагогов о возможностях.

Консультативная работа с педагогами Консультативная работа с педагогами на 2012-2013 учебный год преподавателя рисования и эстетики. Сентябрь Цель: расширение представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ «Природа глазами художников»
Опубликовано: 14 апреля 2013 в 19:48
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов ДОУ «Природа глазами художников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Скрыпченко (УИ 70004) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД