МААМ-картинки

Консультация для педагогов ДОУ «Экологическое воспитание в детском саду»

Киселева Наталья
Консультация для педагогов ДОУ «Экологическое воспитание в детском саду»

«Всё хорошее в людях –из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем;

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб Земля расцветала

И росли, как цветы малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!»

Н. Луконин

Формирование экологической культуры – это основное средство воспитания у детей осознанного правильного отношения к природе, являющейся важной, необходимой составляющей воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями, введением федеральных государственных образовательных стандартов.

Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Экологическое воспитание в детском саду“» размещена в разделах

Проработав в детском саду 24 года, экологическую проблему в деле воспитания дошкольников считаю самой актуальной, очень часто встает вопрос о необходимости экологического воспитания. Нужно ли именно в дошкольном возрасте начинать эту деятельность? Многие воспитатели считают, что это не основная задача дошкольной педагогике. Я же считаю, что это одно из важнейших направлений. В настоящее время очень остро встал вопрос о загрязнении окружающей среды. А следовательно все человечество должно позаботиться хотя бы о сохранении, не говоря уже о улучшении окружающей среды. И эта проблема всех людей, не зависимо от их возраста и профессии.

Именно дошкольный возраст является точкой отсчета экологического воспитания. А как же правильно ввести ребенка в этот мир природы, научить его наблюдать, заботится о природе.

Основной целью экологического воспитания я считаю это- научить ребёнка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного познавательного опыта через экологическое воспитание. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребенка к окружающему миру (внимание и повышенная заинтересованность, эмоциональное отношение). Только в деятельности ребенок приобретает необходимые знания, умения, навыки.

В своей работе с детьми использую такие формы и методы, в которых дети получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности, растет познавательный потенциал.

Формы и методы работы с детьми использую самые разнообразные это:

*организация решения познавательных задач (Могут ли растения расти без света? Почему качаются ветки)

*исследования и экспериментирования;

*экскурсии;

*прогулки;

*разбор проблемных ситуаций и их решения;

*разгадывание загадок;

*наблюдения;

*коллекционирование;

*чтение художественной литературы, энциклопедий;

Всем известно, что игры экологического содержания являются наиболее эффективным и интересным средством экологического воспитания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях окружающей природной среды, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. («Кто чем питается?», «Кто где живет?», «Что сначала, что потом?», «Когда это бывает?» и др.) Большое значение в экологическом воспитании детей придаю играм. Использую дидактические игры с экологическим и природоохранным содержанием. В играх дети уточняют, закрепляют и расширяют имеющиеся знания и представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, о правилах поведения в ней, природных взаимосвязях. Например: «Что такое природа?», «Природа и человек», «Связь живой и неживой природы», «Что опасно для природы?», «Чьи следы?» и т. д. В процессе игр я расширяла у детей сенсорный опыт и обогащала жизненный опыт, а также развивала такие качества, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, целенаправленность, последовательность.

Особое внимание при формировании знаний у детей уделяла чтению художественной литературы. Знакомила детей с произведениями известных детских писателей – природоведов М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Сладкова, К. Паустовского, Г. Скребицкого. Разучивала с детьми стихи о природе А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина, Ф. Тютчева.

Экологическое воспитание детей необходимо начинать с уголка природы так в моей группе был создан уголок природы, где всего было два цветочка, но с помощью родителей их число возросло. Были собраны разнообразные виды растений, с разными листьями, цветами, что позволило разнообразить уход за растениями. Дети ежедневно соприкасаются с прекрасным миром растений, учились наблюдать, взаимодействовать с ним, ухаживать и заботиться, одни мы протирали тряпочкой, другие чистили зубной щёткой. Большое воспитательное значение имеет труд в уголке природы. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям, дети учатся бережному отношению к труду взрослых. В процессе ухода дети получали представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создать.

В группе, мы разбили огород на подоконнике. Дети с интересом наблюдали прорастание семян, их рост и развитие. Создавали альбомы с зарисовками и нашими наблюдениями. С этой темой мы выступили на НПК, где заняли первое место. Так же веду кружок «Наш дом - природа».

В своей работе использую метод проектной деятельности, который помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлен на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. В данном направлении разработаны и реализованы проекты: «Наши друзья - насекомые», «Лук – здоровью друг», «Посадили огород-посмотрите что растёт».

Затем с помощью родителей мы накопили природный и бросовый материал, из которого мы создавали различные поделки.

На территории нашего детского сада создан опытный участок, где воспитанники проводят опытно-исследовательскую деятельность, наблюдают за ростом различных растений и кустарников, наблюдают за погодой, делают выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе, выступают в роли исследователей. Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Так же на прогулке я провожу подвижные игры природоведческого характера, связанные с подражанием повадкам животных, их образу жизни вызывают у детей особую радость и интерес. Дети с удовольствием выполняют упражнения и быстро запоминают необходимую информацию. («В лесу», «Воздух, земля, вода» (игра с мячом, «Летает, плавает, бегает» и др.)

Важным аспектом в системе экологического образования явилась и работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс.

Большое место уделяла совместной деятельности детей и их родителей:

– проводила родительские собрания экологической направленности;

–родители принимали участие в совместной игровой деятельности;

– выезжали с детьми на природу;

–принимали участие в озеленении территории детского сада;

– принимали участие в тематических выставках поделок из природного материала, рисунков о природе (сделанных совместно с детьми).

Такой подход способствовал сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.

Экологическому просвещению родителей способствует оформление экологического стенда в приёмной группы детского сада, включающего в себя несколько рубрик (экологические события в стране, регионе, эколого-оздоровительная работа с детьми, мероприятия, проводимые в детском саду, музыка и природа, материал в которых постоянно обновлялся.

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семье проводилось анкетирование родителей, беседы. Результаты анкетирования выносились на родительские собрания для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми. Такая работа с семьей способствовала повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогла создать для детей более благоприятную обстановку в семье.

В заключении хочется отметить, что работая в экологическом направлении проводится не зря! Наблюдая за растениями и животными, работая на домашней грядке, «огород на подоконнике», дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту. Многие дети, я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогли обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Публикации по теме:

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников посредством создания ориентировано-направленных макетов в детском саду» Актуальность данной работы обусловлена тем, что современное образование часто носит репродуктивный характер и это негативно сказывается.

Консультация для педагогов ДОУ «Экологическое воспитание детей в ДОУ» «Консультация для педагогов ДОУ "Экологическое воспитание детей в ДОУ"» Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя Берегите.

Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение образовательного мониторинга в детском саду» Подготовил: воспитатель МБДОУ ДС № 48 «Одуванчик» Купаева О. Н. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».

Консультация для педагогов «Физическое воспитание детей 2–3 лет группы раннего возраста в детском саду» Важным фактором развития детей раннего возраста (2-3 лет) в условиях детского сада, является, безусловно, физического воспитание. Эффективнее.

Консультация для педагогов «Лего-конструирование в детском саду» Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. В.

Консультация для педагогов по театрализованной деятельности в детском саду Консультация для педагогов Театрализованная деятельность в ДОУ. Театр в детском саду надо делать ни для того, чтобы в результате получилось.

Консультация для родителей в детском саду «Воспитание добротой» Консультация для родителей в детском саду "Воспитание добротой" Ч. Айтматов «…Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь, добру.

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в детском саду» Театрализованная деятельность в детском саду Пахомова Н. И., воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 189», Метальникова.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Успех в экологическом воспитании 2-3-летних малышей обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей.

Экологическое воспитание в детском саду: программы и методы Экологическое воспитание в детском саду. Проблема экологии сегодня затрагивает все слои населения. Дети нацелены обучаться бережливо, относиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ «Экологическое воспитание в детском саду»
Опубликовано: 26 ноября 2018 в 16:36
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД