Ольга Попова Владимировна
Консультация для педагогов «Двигательная активность детей на прогулке в зимний период»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 50.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Двигательная активность детей на прогулке в зимний период»
Подготовила: Заместитель заведующего по ВМР
Попова Ольга Владимировна
г. Ангарск, Иркутская область
ПЛАН
1. Понятие двигательной активности.
Публикация «Консультация для педагогов „Двигательная активность детей на прогулке в зимний период“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зима. Консультации для родителей в зимний период времени
- Зимние прогулки, игры и забавы. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
2. Показатели двигательной активности.
3. Эффективные пути повышения двигательной активности.
4. Виды горок:
• Деревянная
• Горка-петля
• Морская звезда
• Тоннель
• Мамонтовая горка
• Земляная горка
• Снежная горка
5. Правила катания.
6. Вариативность игр.
7. Двигательное творчество через упражнения с санками.
8. Принципы.
1. Понятие двигательной активности.
Двигательная активность – естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является условием их полноценного развития.
В настоящее время проанализированы основные причины несовершенства двигательного режима дошкольников, определены задачи, содержание и способы рациональной организации двигательной деятельности детей.
Однако в практике дошкольного воспитания эта проблема остается актуальной до сих пор.
2. Показатели двигательной активности.
Наблюдаем низкие показатели двигательной активности характерные для прогулок в зимний период, что объясняется причинами объективного и субъективного характера.
К объективным причинам можно отнести следующие:
• в результате снижения государственного финансирования сократилось количество оборудования для спортивных игр и упражнений (таких как санки, лыжи, коньки, хоккейные принадлежности).
• теплая одежда не способствует разнообразию двигательного содержания прогулки; из-за этого движения ребенка неловки, существует возможность перегрева.
Субъективной причиной является то, что воспитатель чаще всего не стремится проявлять изобретательность в подборе и комбинации упражнений, так как это требует затрат личного времени.
3. Эффективные пути повышения двигательной активности.
Наиболее естественным, недорогим и достаточно эффективным путем повышения двигательной активности детей на зимней прогулке видится использование упражнений и игр на санках.
Преимущество этого вида спортивных упражнений заключается в комплексном воздействии на организм, большой интенсивности и эмоциональности двигательной деятельности, а также возможности развития творческих способностей и воспитания самостоятельности.
Организация условий для обучения катанию на санках предусматривает подготовку оборудования (санки, сопутствующие предметы – кегли, дуги, строительство горок и т. д. В зависимости от возраста детей конструкция санок различна.
4. Виды горок.
Для скатывания на санках используются деревянные, земляные и снежные горки. В городах и там, где нет естественных возвышенностей, довольно просто построить деревянные горки. Они хороши тем, что с них можно скатываться зимой даже при небольшом снежном покрове, а весной – при утренних и вечерних заморозках, когда снежные горки теряют форму. Деревянная горка удобна, так как собрать ее можно быстро. Но самое главное ей не страшна оттепель, так как наращенный заранее ледяной слой не так быстро растает. Когда настанет мороз, горку нужно снова поливать. Деревянная горка должна быть со скатом, лесенкой и лотком (по нему везут санки вверх).
Желательно, чтобы скат, лесенка и лоток были с одной стороны. Это даст возможность устроить горку в одном из углов площадки. Рекомендуется делать скат длиной 5 – 6м. и шириной 90см. Высота горки 1 – 1,5м. Длина верхней площадки – 2м., ширина – 1,5м. К скату прилегает лоток (справа или слева) шириной 42 см. с бортами для ввоза санок. Борта у ската и лотка необходимы для того, чтобы удержать санки от падения. Ширина борта – 10см. К лотку прилегает лесенка шириной 50см. Высота перил у площадки лесенки – 70см. Высота ступенек лестницы – 12 – 14см., ширина ступенек – 23 - 25 см.
Горка-петля. Интересна тем, что, скатившись по ней, описываешь петлю и возвращаешься к лестнице для новых стартов. По замыслу конструкторов она примыкает к какому-либо сооружению на территории, чтобы иметь большую устойчивость. Кроме того, тень от здания дольше сохраняет ледяной покров. Высота горки – 2 – 4м. Ширина самого желоба примерно – 80 – 100см. Чтобы спуск был безопасным, раскат на горке огораживают деревянными бортиками. Пройдя полпути по желобу, лежащий или сидящий на санках проскакивает через снежный тоннель и заканчивает спуск у ступенек, ведущих на стартовой стол. В соответствии с местностью и имеющимися в распоряжении материалами горку можно рассчитать так, чтобы были не только спуски, но и подъемы.
Морская звезда. Горки для катания привлекают так много желающих, что порой образуются очереди. Поэтому при строительстве горок хорошо предусмотреть возможность массового катания. Можно рекомендовать санную горку в форме морской звезды, имеющей пять лучей – пять раскатов. Раскаты могут быть короткие и более длинные, крутые и более отлогие. К каждому из них ведут свои ступеньки. Делать горку можно целиком из снега или на деревянном каркасе.
Тоннель. Спускаться с горки еще интереснее, если на спуске построить тоннель. Его делают на каркасе из досок и брусков, каркас обкладывают снегом. Длина тоннеля составляет не более 3 – 5м. Высота не должна быть ниже 1 – 1,5м., чтобы спускающийся на санках не пригибался, въезжая в него. Если разгон сильный и протяженность проката больше 50м., на пути спуска можно устроить не один, а несколько тоннелей.
Мамонтовая горка. Кататься с горки еще интереснее, если она оформлена в виде какого-нибудь животного или сказочного чудовища.
Для катания на санках хорошо использовать земляные горки. Как только они покрываются снегом, их можно полить водой со стороны ската, и тогда у детей будет возможность кататься с этих горок в первые же морозные дни. На участке должны быть небольшие пригорки, с которых малыши катают своих кукол и скатываются сами.
Снежные горки легко можно сделать силами персонала и родителей. Это делают следующим образом: снег сгребают в комья, складывают в кучу, утрамбовывают (ногами и лопатой) и придают форму горки. Высота ее для малышей – 1м., для детей среднего и старшего возраста – 1,5 – 2м. Наверху выравнивают площадку, переходящую в скат. По краям площадки и ската устраивают снежные валы (барьеры). Сзади или сбоку горки сооружают лесенку с нешироким лотком. Для малышей лесенка должна быть слева от лотка, чтобы ребенку было удобней правой рукой ввозить на горку санки.
Снежную горку слегка обрызгивают холодной водой, которая, замерзая, образует ледяную корку. На второй день горку более интенсивно поливают водой (начиная сверху). Ступеньки лесенки и верхнюю площадку немного засыпают снегом, а в дальнейшем песком, чтобы не образовалась скользящая поверхность (ступеньки можно сделать из досок).
Целесообразно строить горку во время оттепели. Тогда легко складывать снег комьями и придавать ему нужную форму. Скат горки должен быть пологим (наклон 20 – 30 градусов, лоток для ввоза санок – более крутым. Чем выше и длиннее горка, тем увлекательнее катание с нее. Дорожку ската поливают водой, когда подморозит, лучше горячей. В конце проката насыпают песок или сугроб снега, чтобы санки вовремя остановились. За состоянием горки нужно систематически следить: очищать ступеньки от снега, посыпать их песком.
5. Правила катания.
Катанием детей на санках надо руководить, так как, увлекаясь, они не замечают утомления, а известно, что дети затрачивают при этом много энергии. Катание на санках с горки может быть травмоопасным, если не соблюдать определенных правил.
1. С широкой горки дети могут спускаться по нескольку человек одновременно, расстояние между ними должно быть не менее 3м.
2. С искусственной (деревянной) горки дети должны кататься по одному.
3. После спуска необходимо быстро встать и отвезти санки в сторону, чтобы другой ребенок сразу мог начать спуск с горы.
4. Спускаться можно только тогда, когда скат уже пустой.
5. Подниматься на горку надо с края ската, чтобы не мешать другим детям. Воспитатель указывает место подъема и отмечает его кеглями.
6. Воспитатель должен находиться на горке, внимательно следить за поведением и требовать строго придерживаться правил движения.
7. Санки нужно возить только за веревку, а не носить в руках.
8. Если на санках едут двое, управлять санками должен сидящий сзади.
При спуске с горки для старших дошкольников целесообразно использовать достаточно сложные задания, развивающие двигательные качества (ловкость, координацию, равновесие и др). Например:
• спуститься с горки, управляя санками с помощью ног, лежа на животе, стоя на коленях, парами;
• спуститься с горки, выполняя поворот в правую и левую стороны (объезжая флажок, палку и т. д.);
• при спуске с горки попасть в мишень (щит, корзину, обруч) снежком или маленьким мячом, собрать расставленные вдоль склона 2 – 3 флажка.
•
6. Вариативность игр.
Продуктивное проведение игр и упражнений предполагает их вариативность. Вариативность деятельности обеспечивает многократное повторение упражнений, сохранение мотивации, что формирует двигательные навыки и повышает двигательную активность. Ниже дается описание игр с применением санок.
«Кто дальше уедет?». Соревнование проводится на дальность спуска. Скользить на санках нужно от условной отметки. Положение на санках неподвижное, скользить до полной остановки. Варианты спуска: сидя на санках вдвоем, лежа на груди головой вперед, лежа на спине ногами вперед. Выигрывает тот, кто дальше всех сможет проехать на санках.
«На вершину склона». По сигналу ребенок, держа санки за веревку, должен вбежать на вершину склона. Соревнование можно проводить в парах, со всей группой детей одновременно. При этом нужно обязательно помнить: на вершине горки следует отдохнуть. Выигрывает тот, кто быстрее забежит на вершину склона.
«Санная путаница». Играющие колонной вслед за воспитателем бегут то к одним, то к другим расставленным по краям площадки санкам. Добежав до них, колонна обегает их по 2 круга и только потом направляется к другим. Передвигаясь, дети могут держаться за пояс стоящего впереди, и тогда их задачей будет – не расцепиться во время бега. Возможны и другие задания:
• бежать в колонне, перешагивая санки, стараясь не отставать друг от друга;
• двигаться в колонне вдоль санок, пропуская их между ногами;
• то же, но продвигаясь вперед прыжками;
• шагать одной ногой по санкам, другой по снегу.
«Хоровод с санками». Вокруг большого снежного кома или сугроба дети водят хоровод. За спиной у них на расстоянии 5 – 6 шагов от снежного кома стоят несколько санок. Их меньше, чем детей. Как только кто-нибудь из детей наступит на снежный ком, все бегут к санкам. Кто успеет сесть, тот поедет, а кто не успеет – повезет седока 2 – 3 круга. А потом начинается веселый хоровод. Педагогу необходимо учитывать физические возможности детей. Некоторым из них можно предложить выполнить задание вдвоем, тем более что выигравших детей немного. Сидящий на санках ребенок, передвигая ноги по снегу, помогает движению вперед.
«Гонки санок тройками». В этой игре-соревновании один ребенок везет санки, другой сидит на них, третий подталкивает сзади. По сигналу дети везут санки до ориентира, огибают его и возвращаются на линию старта. Выигрывает та команда, которая приходит первой. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не выполнит все три роли.
В этой игре дифференцирование физической нагрузки происходит естественным путем, так как более подготовленные дети выполняют движение несколько раз. Педагог, однако, может тактично прервать соревнование, если у детей наблюдаются признаки утомления. Регулировать нагрузку можно изменением расстояния забега. На этапе разучивания задание предлагается детям индивидуально.
«Гонки по номерам». В игре необходимы быстрота реакции и концентрация внимания. Дети делятся на команды по 4 – 5 участников. В команде они рассчитываются и строятся в колонну по порядку номеров (каждый с санками). Перед каждой колонной на расстоянии 5м. устанавливается кегля. Воспитатель называет номера в произвольном порядке. Вызванные дети везут санки до кегли, обегают ее и возвращаются обратно. Ребенок, быстрее выполнивший задание, выигрывает для команды очко. Содержание игры можно усложнить введением дополнительных заданий: во время бега огибать предметы (цветные льдинки, кегли, снежные фигурки, подлезать под скрещенные лыжные палки.
«Вдвоем». Участники объединяются в пары. Один сидит в санках, другой толкает санки сзади. Несколько пар выстраиваются на линии. По команде начинается соревнование. В парах можно поменяться ролями, устроить несколько «заездов». Вариантом этого задания является игровое упражнение «Два на два», когда дети садятся по двое на санки, ноги ставят на полозья и скользят вперед, отталкиваясь недлинными палками.
Еще сложнее соревноваться, сидя на санках по 2 человека спиной друг к другу. Успешность выполнения упражнения зависит от согласованности действий обоих детей.
7. Двигательное творчество через упражнения с санками.
Планирование работы на основе использования знакомых игр стимулирует двигательное творчество детей, так как им вполне по силам придумать самостоятельно варианты движений, сигналов, новые правила.
Самыми простыми, но достаточно привлекательными, являются упражнения с санками по типу общеразвивающих. Приведем несколько примеров таких упражнений.
1. Встать сбоку от своих санок, подальше друг от друга. Наклониться, взять санки за сиденье, прижать их к груди, затем держать на вытянутых руках перед собой, поднять над головой.
2. Поднять санки над головой и опустить их на снег с другой стороны.
3. Стоя к санкам лицом, наклониться и опереться о них руками, присаживаться и вставать, не отрывая рук от санок.
4. Встать лицом к санкам сбоку, встать на санки, сойти с них так, чтобы они не сдвинулись с места.
5. Устоять на санках на одной ноге как можно дольше.
Проведение игр и упражнений с санками в некоторой степени помогает снять проблему организации детей, так как для них интересно не только участие, но и наблюдение за ходом игры.
Как видно из приведенных примеров, для организации активной двигательной деятельности число санок не имеет решающего значения. Достаточно приобрести одни санки для двух, даже трех детей группы.
8. Принципы.
Организуя активную деятельность по обучению детей катанию на санках, педагог должен опираться на следующие принципы:
• чередование коллективных и индивидуальных форм работы;
• выполнение заданий разной интенсивности, сочетание двигательной и интеллектуальной деятельности;
• включение различных основных движений (прыжков, метания, лазания, равновесия) в содержание игр и упражнений на санках.
Это поможет обеспечить тренирующий эффект и избежать переутомления детей.
Используемая литература:
1. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ/ Под ред. Берсеневой З. И. – М. : Творческий центр «Сфера», 2004.
2. Пономарёв С. А. Растите малышей здоровыми. М. : «Старт», 1992.
3. Рунова М. А. двигательная активность ребё нка в детском саду: Пособ. Для педагогов дошк. уч. – М. : Мозаика – Синтез, 2004.
4. Харченко Т. Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду. – ООО «Детство – ПРЕСС», 2010.
5. Филиппова С. О. Мир движений мальчиков и девочек. - СПб. : «Детство – Пресс», 2001.