МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Формирование ответственности у старших дошкольников»

Надежда Лягаева
Консультация для педагогов «Формирование ответственности у старших дошкольников»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10»

Консультация для педагогов

«Формирование ответственности у старших дошкольников»

Подготовила воспитатель

1 квалификационной категории

Лягаева,Н. В.

г. Магнитогорск 2019 г.

Публикация «Консультация для педагогов „Формирование ответственности у старших дошкольников“» размещена в разделах

Дошкольное детство- это особенное время развития. Суть в том. Что в этот период у ребёнка возникает внутренняя психическая жизнь, внутренняя регуляция поведения; он начинает сам определять собственную деятельность, осознавать свои возможности. У него появляются индивидуальные особенности в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками. И если он ответственен, то должен выполнить порученное ему дело, значимое не только для него, но и для других.

В различных видах деятельности старший дошкольник сначала при помощи взрослых, а потом и самостоятельно устанавливает, и осознаёт связь между реальным результатом и своим вкладом в его достижение. Он накапливает личный опыт ответственности за последствия своего поведения.

Возникновение произвольного поведения – важнейшее новообразование в период старшего возраста : поведение опосредуется нормами и правилами, впервые создаётся предварительный образ своего поведения, выступающего в качестве регулятора. В этом возрасте ребёнок начинает понимать, что он умеет, а что нет. Знает своё место в системе отношений с другими людьми, осознаёт не только действия, но и внутренние переживания, открывает свою внутреннюю жизнь, которая и составляет суть самопознания. Поэтому и есть возможность сформировать у него чувство ответственности. Особенно успешно это происходит в условиях учебно- воспитательного процесса.

Прочность, устойчивость ответственности как качества личности будут зависеть от того механизма, какой был положен в основу педагогического воздействия. Всё это должно базироваться на механизме нравственного воспитания. Методика реализации этих форм работы предполагает :

1. Обучение воспитателей способам формирования у детей чувства ответственности.

2. Поэтапное формирование у старших дошкольников чувства ответственности в различных видах деятельности: игровой, учебной, познавательно речевой.

На первом этапе дети выполняют прямые указания. Проводим комплексные занятия по ознакомлению с нравственными нормами и правилами поведения на материале художественной литературы, иллюстраций, наблюдений, игр с правилами. Игры см правилами дают возможность решать самые разные задачи, направленные на такие виды развития

способности познавать себя и других. Это такие примы и игры «Ласковые дети», «Назови себя», «Подарок другу» и др.

Эмоциональная осведомлё нность: «Цветное настроение», «Маски», «Мы артисты»

Невербальные средства общения: «Угадай кто я», «Зоопарк», «Где мы были мы не скажем, а что видели покажем».

Вербальные средства общения: «Подари цветок», «Молчанка»

Умение вести разговор в различных ситуациях: «Разговор по телефону», «Как нам быть».

Занятия по ознакомлению с художественной литературой: стихи, сказки, рассказы так же формируют различные нравственные качества, в том числе и ответственность. Учитывая психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и перечень литературы, рекомендованную программами нового поколения, на занятиях предлагаю послушать литературные произведения, а затем разыграть ситуацию.

Не менее эффективны для формирования ответственности, как нравственные качества личности – это беседы. Уже два- три вопроса взрослого позволяют понять, о чём дети думают, что знают, каков их личный опыт.

Совсем иной характер носят эстетические беседы «Будь всегда вежлив», «Что такое хорошо и что такое плохо». На примере героев у детей закрепляются в сравнении с отрицательными качествами персонажей (жестокость, злость, лень); представления о доброте, скромности, смелости, об умении прийти на помощь.

На втором этапе происходит становление практических навыков, проявление ответственного поведения. Основные направления работы на данном этапе – проблемные ситуации с последующим анализом, который должен произвести ребёнок; комплекс занятий, комплекс сюжетно – дидактических игр, а так же методы педагогического стимулирования.

Любую проблемную ситуацию можно рассматривать как творческую задачу, в основе которой кроется неразрешённое противоречие. Поэтому проблемные ситуации – это эффективное средство формирования ответственного поведения у старших дошкольников. Проблемные ситуации может создавать воспитатель специально в различных видах деятельности – игровой, трудовой, и учебной.

Что бы выяснить какие нравственные ценности значимы для старших дошкольников, на что они ориентируются предлагаю провести задание «Неоконченные рассказы». Первая группа рассказов –это произведения В. Дмитриевой «Малыш и Жучка», А. Гайдара «Чук и Гек», Л. Толстого «Косточка», Н. Носова «Карасик», «Огурцы» и др. Они акцентируют внимание детей на чувствах героев. Что бы понять, сопереживают ли им ребёнок, он должен описать их переживания, а затем спрогнозировать последующие действия.

Вторая группа рассказов (их создаёт сам педагог, беря за основу ситуации из жизни группы, носит провоцирующий характер, побуждающий ребёнка к выбору. Ведь герои рассказов их сверстники, признаваемые и отвергаемые.

Таким образом, поставленную задачу – сформировать ответственность у детей в процессе нравственного воспитания в образовательном процессе дошкольного учреждения можно решить посредством комплекса мероприятий. Их основная цель:

1. Развивать представление о содержательной и социальной значимости норм принятых в обществе.

2. Выработать личное отношение к нормам принятым обществом.

3. Развивать умение анализировать поступки людей и собственное поведение, формировать самооценку ответственности.

Решать эти задачи возможно посредством тем, близких и понятных детям. Например «Семья», «Профессия». Анализируя отношение представителей разных профессий к выполняемой работе. Дети должны понять, что такое долг, обязанность, ответственность.

Публикации по теме:

Семинар для педагогов «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников» Формирование предпосылок универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте Важнейшей задачей современной системы образования.

Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности» Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности» Воспитатель: Ларионова.

Консультация для педагогов «Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников» Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями.

Консультация для педагогов «Проблема приобщения старших дошкольников к изобразительному искусству» Консультация для педагогов «Проблема приобщения старших дошкольников к изобразительному искусству» Проблема приобщения старших дошкольников.

Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников» Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников». Одна из важных задач современного дошкольного.

Консультация для родителей «Воспитание ответственности у дошкольников» Чувство ответственности - характеристика зрелой личности, но закладываться оно уже в детские годы. Ребенок постепенно овладевает нормами.

Консультация для родителей «Формирование математических представлений старших дошкольников через сказку» Консультация для родителей "Формирование математических представлений старших дошкольников через сказку" Прежде чем давать знания надо,.

Консультация для воспитателей «Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни» Тема: "Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни " Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей.

Консультация педагога-психолога для педагогов «Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с ЗПР» Консультация педагога-психолога по формированию социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с ЗПР для педагогов ДОУ. Как показывает.

Консультация для педагогов «Занимательная математика для старших дошкольников»Консультация для педагогов «Занимательная математика для старших дошкольников» Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей огромный интерес. Дети могут подолгу перекладывать палочки или другие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Формирование ответственности у старших дошкольников»
Опубликовано: 13 июля 2019 в 14:13
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД