МААМ-картинки

Формирование у детей представления о социальной значимости взрослых в процессе ознакомления с профессиями людей

Алла Гурина
Формирование у детей представления о социальной значимости взрослых в процессе ознакомления с профессиями людей
▼ Скачать + Заказать документы

2016 Консультация для педагогов

Тема:

Формирование у детей представления о социальной значимости взрослых в процессе ознакомления с профессиями людей.

Дошкольное детство — самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра является наиболее свободной, непринуждённой, приносящей максимальное удовольствие деятельностью дошкольника.

Публикация «Формирование у детей представления о социальной значимости взрослых в процессе ознакомления с профессиями людей» размещена в разделах

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.

Игры незаменимы в воспитании дошкольников. Они вносят элемент творчества в действия детей. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых. Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра.

Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же сами создают его. То есть это в некотором роде театральное представление. Дети вживаются в свою роль и ведут себя так, как видят своего персонажа со стороны.

Сюжетно-ролевые игры занимают свое место в жизни ребенка тогда, когда он научится использовать предметы не только лишь по их непосредственному назначению, но и в соответствии с сюжетом игры. В процессе у ребенка появится желание копировать действия взрослых, он научится взаимодействовать с другими детьми в игре, или взрослыми. Такая игра носит творческий характер. Творчество проявляется в перевоплощении ребенка в образ взрослого человека, роль которого он взял.

Структура ролевой игры, согласно Д. Б. Эльконину, включает следующие компоненты. Первый — это роли, которые берут на себя дети в процессе игры; второй — игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними; третий — игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребенка, и, наконец, четвертый — реальные отношения между играющимися детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры. При этом центральным моментом является принятая ребенком роль. Выполняя взятую на себя роль, ребенок стремится подражать тем взрослым, старшим или сверстникам, образы которых сохранились в его опыте. Он должен подчиниться определенным правилам поведения, вытекающим из принятой роли. Эти правила устанавливаются самим ребенком, что существенно отличает их от правил в подвижной и дидактической играх, которые определяются и диктуются взрослыми.

Сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, что малыши, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, врача, не смогут разыграть роль врача. Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Однако необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде взрослых.

Педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому в перспективе ставятся следующие цели:

1. формирование осознания того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это по сути основа жизни;

2. воспитание чувства уважения к людям труда и результатам их деятельности;

3. знакомство с представителями тех или иных профессий, спецификой их работы: выполняемыми ими трудовыми навыками, развитие их трудовых способностей.

Ознакомление с трудом взрослых и профессиями должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс. Во время игры происходит смена ролей, это способствует повышению интереса детей к различным сторонам профессии, в которую идет игра. В необходимых случаях взрослые регулируют смену ролей в игре, не допускают засиживаться ребятам на одной и той же роли. Периодическая смена состава играющих способствует дальнейшему их взаимовлиянию друг на друга, расширению объема усваиваемой в процессе игры информации.

Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом. Одна из главных функций воспитателя в процессе игры является поддержание определенного "тонуса" игры.

Но не менее важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т. к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т. е. всего увиденного и услышанного.

Одной из форм работы может быть проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий. Беседы с родителями. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, а главное живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. Если есть возможность, можно сходить на экскурсию на место работы гостя. Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, которые можно подарить в младшие группы. Родители привлекаются к проектной деятельности.

В играх дошкольники проводят почти все свое время. Поэтому-то формирование основных представлений детей об окружающем мире идет в основном в игре. Понимание работы взрослых, формирование самых элементарных представлений об их профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе игры.

В младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей. В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей, перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин, труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.

В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, с трудом людей творческих профессий : художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства, результатами их труда. Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему транспорт совершенствуются знания Правил дорожного движения. В играх дети стараются изобразить профессии родителей. Дети седьмого года жизни жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на самолете летают пилоты; на пароходе есть капитан, штурман, матрос и т. д. развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т. д.).

Итак, в возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра в различные профессии идет с постепенным усложнением ее содержания и характера. Воспитателю необходимо создать условия для игры, чтобы она стала увлекательной деятельностью.

В создание условий входит обогащение детей реалиями об окружающем: о предметах, явлениях, кроме того, дети должны знать о взаимоотношениях людей. Для достижения этой цели используются следующие методы: наблюдение; экскурсии; встречи с людьми разных профессий; чтение литературы; рассказ о взаимоотношениях людей, о занятиях людей разных профессий с использованием фотографий, фильмов; инсценировки.

Любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Все полученные знания дети отражают в игре. Игры детей становятся эмоционально насыщенными, с развернутым игровым сюжетом, с длительной перспективой. Дети широко используют в играх знания о профессиональной деятельности людей. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра остаётся наиболее характерным видом его деятельности. Дети стремятся в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно – ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Уже в дошкольном возрасте можно сделать первые предположения о развитии интереса к труду взрослых. Ведь у ребёнка в этом возрасте закладываются предпосылки будущей профессиональной деятельности Именно поэтому, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – является важным направлением социального и познавательного развития дошкольников.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Социализации детей дошкольного возраста в окружающем мире посредством ознакомления с профессиями через экскурсии»Фотоотчёт «Социализации детей дошкольного возраста в окружающем мире посредством ознакомления с профессиями через экскурсии» Социализации детей дошкольного возраста в окружающем мире посредством ознакомления с профессиями через экскурсии. Ознакомление детей старшего.

Конспект ознакомления детей с профессиями в подготовительной группе «Мастера строители» Ознакомления детей с профессиями в подготовительной группе. "Мастера строители" ГБОУ Школа935 Программное содержание: Цель: Расширить представления.

Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями Обобщение опыта на тему: «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями».

Педагогические условия формирования трудолюбия старших дошкольников в процессе ознакомления с миром взрослых Организационно-педагогические условия нами определяются как совокупность требований к содержанию, формам, методам, приемам руководства,.

Проект «Формирование у дошкольников представлений о социальной значимости сельскохозяйственного труда взрослых» Педагогический проект: «Формирование у дошкольников представлений о социальной значимости сельскохозяйственного труда взрослых». ПАСПОРТ.

Проект «Формирование у детей любви к природе в процессе ознакомления с заповедниками» Актуальность темы обусловлена тем, что экологические проблемы в современном обществе приобрели первостепенное значение. Дошкольное экологическое.

Вкр особенности формирования социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста. Часть 1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ».

Вкр особенности формирования социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста. Часть 2 Краткие выводы по первой главе Таким образом, профессиональная деятельность воспитателя должна основываться на социально-педагогических.

Вкр особенности формирования социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста. Часть 3 2.2 Особенности работы воспитателя детей дошкольного возраста История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена.

Вкр особенности формирования социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста. Часть 4 Глава 3. Эмпирическое исследование по определению уровня социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста в системе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей представления о социальной значимости взрослых в процессе ознакомления с профессиями людей
Опубликовано: 30 января 2018 в 17:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у детей представления о социальной значимости взрослых в процессе ознакомления с профессиями людей» (включая файлы) размещена пользователем Алла Гурина (УИ 978174) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД