«Гиперактивный ребенок». Консультация для педагогов

Надежда Ежова
«Гиперактивный ребенок». Консультация для педагогов

Термин «гиперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования. К внешним проявлениям гиперактивности многие авторы относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность.

Существует много мнений о причинах гиперактивности ребенка. Среди них могут быть генетические факторы, родовые травмы, инфекционные заболевания и др.

У гиперактивных детей отмечаются некоторые поведенческие особенности: беспокойство (69,7%, невротические привычки (69,7%, нарушения сна (46,3%, аппетита (35,9%, тики, назойливые движения, двигательная активность и неловкость и т. д.

Быстрые и импульсивные дети не умеют сдерживать свои желания, организовать поведение. В любой ситуации доставляют окружающим много хлопот.

Гиперактивные крайне "неудобны" для воспитателей, учителей и даже родителей. Данный вариант развития ребенка становится весьма распространенным в дошкольном учреждении и в школе. Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики, и прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в генезисе произвольных форм поведения.

Ребенок становится "трудным" не потому, что у него снижена интеллектуальная активность, а потому, что нарушается структура темперамента и, следовательно, поведения, причина которого в особенностях его воспитания, взаимоотношениях с родителями, и прежде всего с матерью.

Гиперактивного ребенка (а бывает, что их двое, трое и больше в группе) можно заметить, если понаблюдать, как дети приступают к деятельности. Такой ребенок начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время, когда другие дети обычно уже активно включаются в работу, он не знает, что нужно делать.

Гиперактивный ребенок либо продолжает бесцельные действия, либо назойливо переспрашивает, что и как делать. Несколько раз в ходе выполнения задания он меняет цель, а в некоторых случаях может и вовсе забыть о ней. Во время работы часто отвлекается, причем нередко по поводам, совершенно не связанным с выполнением деятельности. Ребенок не пытается хоть как-то организовать свою работу, чтобы облегчить выполнение задания, не использует предложенные средства, поэтому допускает много ошибок, которых не видит и не исправляет.

Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении, независимо от того, чем он занимается. Однако результативность подобной "брызжущей" активности не всегда имеет высокое качество, а многое начатое просто не доводится до конца.

Внешне создается впечатление, что ребенок очень быстро выполняет задание, и, действительно, быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом у него много лишних, побочных, ненужных и даже каких-то навязчивых движений.

Дефицит внимания, контроля и самоконтроля подтверждается и другими особенностями поведения: перескакиванием с одного дела на другое, недостаточно четкой пространственной координацией движений (заезжает за контуры рисунка, задевает при ходьбе за углы). Тело ребенка как бы не "вписывается" в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то, что нередко у таких детей "живая" мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, выключаются, "выпадают" из деятельности и из всей ситуации, то есть "уходят" из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее "возвращаются".

Важное значение и для понимания природы гиперактивного поведения детей, и для коррекции отдельных ее проявлений являются разнообразные симптомы и нарушения эмоциональной сферы.

Во-первых, дети этого типа часто или возбудимы, или внутренне напряжены. Для них характерны смена настроений, переживание, чувства страха, проявления тревожности, негативизма.

Во-вторых, эти дети бедны эмоциональными ощущениями: у них не выразительны в цветовом отношении рисунки, стереотипны и поверхностны образы; беден эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения; неглубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям.

В-третьих, чему следует уделить особое внимание, подобная картина эмоционального поведения дошкольника может быть существенно дополнена изучением эмоциональной взаимосвязи между ребенком и близким взрослым, в первую очередь между ребенком и матерью.

Гиперактивные дети имеют огромный дефицит физического и эмоционального контакта с матерью. В силу своей повышенной активности они как бы сами "уходят", отстраняются от таких контактов с матерью, но на самом деле глубоко нуждаются в них. Из-за отсутствия этих важных контактов чаще всего и возникают нарушения в эмоциональной сфере: тревожность, неуверенность, возбудимость, негативизм. А они, в свою очередь, отражаются на умении ребенка контролировать себя, сдерживаться, быть внимательным, переключаться на другое.

Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.

В повседневном поведении им свойственны непоследовательность, импульсивность, непредсказуемость. Все это делает их нежелательными членами детского коллектива, осложняет взаимодействие со сверстниками, а дома с братьями, сестрами, родителями.

Как помочь гиперактивному ребенку

Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы (занятий, мероприятия) воспитатель может провести индивидуальную беседу, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно материальное). Гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять. Например, каждые 15—20 минут выдавать ему жетоны, которые в течение дня он может менять на «награды»: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда и др.

Воспитателю необходимо помнить, что все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими (не более 10 слов).

Зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию родителями и воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослый должен помнить: в любой ситуации ему нужно сохранять спокойствие.

Игровые приемы работы с гиперактивными детьми

При подборе игр следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре гиперактивному ребенку трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок» Гиперактивный ребенок В ряды гиперактивных детей сегодня принято зачислять едва ли не каждого непоседливого малыша. На самом деле важно.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок» Гиперактивный ребенок Консультация для родителей «ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК» Причины неусидчивости ребенка: расстройства слуха или зрения,.

Консультация «Гиперактивный ребенок, какой он?» ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК КАКОЙ ОН? ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЬ Коноплева Т. В. г. РЕВДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ. «СДВГ, что расшифровывается как.

Консультация для педагогов «Одаренный ребенок» Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым продуктивным.

«Гиперактивный ребенок». Консультация для родителей Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок» Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он.

Консультация для родителей «Озорной непоседа или гиперактивный ребенок? Когда следует бить тревогу?» Консультация для родителей «Озорной непоседа или гиперактивный ребенок? Когда следует бить тревогу?» Очень важно отличить гиперактивных.

Памятка для педагогов «Гиперактивный ребенок. Как найти общий язык с непоседой?» Рекомендации при работе с гиперактивными детьми: 1. Не следует заставлять гиперактивного ребёнка заниматься больше, чем он может. Например,.

Памятка для родителей «Гиперактивный ребенок — что делать, как быть?»Памятка для родителей «Гиперактивный ребенок — что делать, как быть?» Играем с гиперактивными детьми Поиграйте со своим ребенком. Попробуйте в начале игры создать положительное эмоциональное настроение и.

Социально-психологический семинар для педагогов «Конструктивное общение в паре «взрослый — ребенок»; «ребенок-ребенок» Социально- психологический семинар для педагогов: «Конструктивное общение в паре «взрослый - ребенок»; «ребенок- ребенок» Цель: освоение.

Консультация для педагогов и родителей «Тревожный ребенок»Консультация для педагогов и родителей «Тревожный ребенок» онсультация для педагогов и родителей. Признаки повышенной тревожности: - суетливость, повторяющиеся движения (кручения волос,обгрызание.

Автор публикации:
«Гиперактивный ребенок». Консультация для педагогов
Опубликовано: 28 ноября 2018 в 13:55
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

23 октября. Выставка самодельной посуды на МААМ

Посуда как часть нашей повседневной жизни сопровождает нас тысячелетиями. От первого глиняного кувшина и котелка до современных высокотехнологичных кастрюль – такова история развития посудной цивилизации....

Мастер-класс в старшей группе на тему: «Веточка облепихи»
Мастер-класс в старшей группе на тему: «Веточка облепихи» Образовательная область: «художественно - эстетическое развитие» Интеграция с другими...
Фотоотчет праздника для пожилых людей «Нам года — не года»
Стало доброй традицией отмечать День пожилых людей. Этот день – день благодарения за тепло сердец, отданные работе силы, опыт, которым старшее поколение...
Конкурс чтецов «Дагестанские поэты — детям»
УЧАСТНИКИ КОНКУРСА СРЕДНЯЯ ГРУППА 1. Инанмасова Лейла «Лето» Фазу Алиева 2. Ибрагимова Тамам «Стану белее» Фазу Алиева 3. Мурачуев Рамазан «Кошка и...