Приложение МААМ

Консультация для педагогов и логопедов ДОУ «Ознакомление с художественной литературой»

Наталья Караман
Консультация для педагогов и логопедов ДОУ «Ознакомление с художественной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы

При работе с детьми с ЗПР замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.

В силу этих и других причин дети с задержкой психического развития не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

Публикация «Консультация для педагогов и логопедов ДОУ „Ознакомление с художественной литературой“» размещена в разделах

Слайд № 2. При составлении перспективного планирования литература выбирается так, чтобы максимально приблизить художественное произведение к лексической теме выбранной дефектологом.

В систему работы ознакомления детей с художественной литературой входят сказки, рассказы, стихи и произведения «малых форм» фольклора: потешки, песенки, прибаутки.

Слайд № 3. При планировании работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, учитывая все особенности их развития, необходимо планировать занятия и индивидуальные планы коррекции так, чтобы по сложности, объему, смысловой значимости, они были доступны детям и обладали эффективным действием. Учитывая специфику работы с такими детьми, следует опираться на такие методы и приемы, которые развивали бы все компенсаторные функции человеческого организма (речь, слух, зрение, осязание, обоняние).

Слайд № 4. Непосредственная образовательная деятельность строится с учетом интеграции образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Слайд № 5. Чтение произведения или рассказывание сказки всегда предварялось преамбулой к тексту. Была ли это загадка, краткое введение в содержание, присказка - всё это также способствовало формированию детского интереса и желания послушать произведение.

В отличие от детей школьного возраста, дошкольники слушают, а не читают, поэтому главной задачей педагогов донести до них художественное произведение так, чтобы раскрыть замысел произведения, сформировать эмоциональное отношение к героям или описанным явлениям, развить воображение, расширить эстетический кругозор.

Одним из методов ознакомления с произведениями искусства была беседа. Опорные вопросы педагога помогали детям понять основные средства выразительности, которыми пользовался автор. В одном случае сосредоточивали внимание на характерах героев, в другом - на приемах передачи настроения, в третьем - на композиционном построении, что, в свою очередь также помогало детям запоминать текст произведения. При рассматривании иллюстративных материалов уделяется большое внимание анализу и оценке эмоциональных состояний персонажей и происходящих событий. В процессе занятий могут предусматриваться создание разноплановых проблемных ситуаций, что благотворно влияет на развитие у детей чувства эмпатии, активизацию спектра вербальных средств, эмоциональной лексики, которая способствует более точной и полной характеристике своих чувств, эмоциональных состояний, а так же оценке происходящих событий.

Слайд № 6

Устно. Было отмечено, что произведения подбираются максимально приближенно к лексической теме. Посмотрим, как можно познакомить со сказкой «Репка» с помощью символических изображений сказки (лексическая тема – «Овощи»)

Во время повторного чтения сказки выкладывается ряд символических изображений героев сказки (важно, по мере чтения отметить отличительную особенность героя – бабушка в платочке, дедушка с усами, репка с пышной ботвой и т. д.)

Слайд № 7. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше при использовании мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

Составить таблицу не сложно, возможен и подбор картинок, соответствующим предметному наполнению текста.

Н. Нищева “Ёлочка” (рис. 8).

Перед нами ё лочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

(картинки могут быть подобраны - ёлка, кишки, еловые иголки, шары и фонарики, зайцы, свечки, звезды, человечки: ни один из предметов не сложно нарисовать)

Слайд № 8. Рассмотрим разучивание потешки «Сидит белка на тележке» (лексическая тема – «Осень») по мнемотаблице.

Слайд № 9. Разучивание заклички «Божья коровка» (лексическая тема – «Насекомые»).

Используются в работе не только таблицы символов, но и изображения предметов, соответствующих контексту. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу.

Слайд № 10. Детская художественная литература, является одним из важнейших средств развития театрализованной игры, ведь благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребёнок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что очень важно для театра. Игра-драматизация строится на основе литературного произведения сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определяется текстом произведения.

Все знают, как можно использовать театр в драматизации, но использовать элементы театра можно следующим образом: например, в начале занятия по ознакомлению со сказкой «Охота на зайца» ,предлагаю детям рассмотреть игрушки, вспомнить герои каких сказок (возможно и оречевление ключевыми фразами сказки). Предлагаю разделить на группы так, чтобы получилось три сказки (обязательно название). Пальчиковый театр используется во время индивидуальных занятий.

Слайд № 11. Кроме того, в работе с художественными текстами используются иллюстрации из произведений, опорные картинки (как сюжетные. так и предметные). С детьми рассматриваются иллюстрации, особенно те, которые передавали эмоциональное настроение героев. Мы подобрали наиболее красочную, интересную литературу. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Устно. Рассмотрим знакомство со сказкой «Петух и краски» В. Сутеева.

Мною используется и знакомство с материалами. Например, перед чтением сказки «Три поросенка» - рассматриваем солому, ветки и камень (трогаем, определяем на ломкость, прочность, перед чтением сказки «Соломинка, уголек и боб» - рассматриваем, соломинку, уголёк, боб (состоящий из двух долек).

Слайд № 12. Даются такие задания, как «Восстанови последовательность», «Поменяй местами картинки», «Какого эпизода не хватает, «Какой эпизод лишний».

Используются не только сюжетные картинки, но и предметные. Очень удобны в использовании и привлекают своей мобильностью картинки и предметные изображения на магнитной основе.

Устно. Рассмотрим использование таких изображений на материале к рассказу К. Ушинского «Пчелки на разведках».

Слайд № 13. Использование информационно-коммуникационных технологий даёт возможность расширить и упростить подбор дополнительной информации к занятиям, использовать презентации, мультимедийные пособия на занятиях с детьми, позволяет создать свою базу воспитанников, использовать готовые цифровые образовательные ресурсы и разрабатывать занятия с детьми по разным направлениям.

Например, рассмотрим знакомство со сказкой В. Сутеева «Под грибом».

Важно соблюдение здоровьесберегающих технологий.

Слайд № 14,15 Выставки работ по любимым произведениям в конце года или по окончанию недель, посвященных творчеству писателей и т. д.

Слайд № 16

Публикации по теме:

Использование приемов мнемотехники в логопедической работеИспользование приемов мнемотехники в логопедической работе Использование приемов мнемотехники в логопедической работе. Мнемотехника – совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание.

Создание условий по развитию экспериментальной деятельности в группе. Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов и логопедов ДОУ «Ознакомление с художественной литературой»
Опубликовано: 11 марта 2014 в 09:21
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов и логопедов ДОУ «Ознакомление с художественной литературой»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Караман (УИ 201031) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД