Консультация для педагогов и родителей «Коллекционирование».

Елизавета Молочаева
Консультация для педагогов и родителей «Коллекционирование».

Коллекционирование

Коллекционирование — форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка.

Коллекционирование способствует систематизации информации об окружающем мире; формированию, развитию и поддержанию индивидуальных познавательных предпочтений детей; развитию мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация и пр., развитию речи и коммуникативных навыков (ребёнок готов содержательно общаться по поводу своих коллекций как со взрослым, так и со сверстниками).

Коллекционирование как форма работы с детьми может эффективно использоваться при реализации задач практически всех образовательных областей:

«Здоровье» — в рамках формирования начальных представлений о здоровом образе жизни (создание коллекций «Полезные для здоровья травы», «Полезные для здоровья продукты», «Полезные для здоровья напитки», «Виды спорта» и т. п.);

«Безопасность» — в рамках передачи детям представлений о правилах безопасности дорожного движения (создание коллекции «Знаки дорожного движения»);

«Социализация» — в рамках приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (создание коллекций «Положительные герои книг, мультфильмов, кинофильмов», «Вежливые слова» и т. п.);

«Труд» — в рамках формирования первичных представлений о труде взрослых (создание коллекций «Профессии», «Строительные инструменты», «Строительные материалы», «Строительная техника» и т. п.);

«Познание» — в рамках реализации разных задач (создание коллекций «Школьные принадлежности», «Животные России», «Водоёмы», «Камни», «Космонавты» и т. п.);

«Коммуникация» — в рамках реализации цели, направленной на овладение средствами взаимодействия с окружающими (создание коллекции «Открытки, марки, средства связи»);

«Чтение художественной литературы» — в рамках формирования целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений (создание коллекций «Положительные герои книг, мультфильмов, кинофильмов», «Любимые герои детских книг», «Герои сказок А. С. Пушкина» и т. п.);

«Художественное творчество» — в рамках приобщения к изобразительному искусству (создание коллекций красивых предметов «Красота, здоровье, жизнь» и т. п.);

«Музыка» — в рамках приобщения к музыкальному искусству (создание коллекции в зависимости от развивающего содержания, например коллекции «Музыкальные инструменты», «Любимые композиторы и их песни» и т. п.).

Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными предпочтениями и интересами ребёнка. Однако на протяжении дошкольного детства коллекционирование проходит свой путь развития.

В старшем дошкольном возрасте с развитием индивиду познавательных интересов детское собирание начинает приобретать вид коллекционирования, т. е. выявление, сбор, изучение и систематизацию интересующих объектов, многократное возвращение к собранному, любование, рассматривание, демонстрацию заинтересованным лицам (сверстникам, родителям) отдельных "экспонатов" коллекции, общение на темы, заданные предметом коллекции.

Встречается и коллекционирование однородных материалов и объектов. Это может быть собирание фигурок из сюрпризов (киндерфилия); коллекционирование вкладышей, обёрток от конфет, наклеек от жевательных резинок; коллекционирование природных материалов экспонатов флоры и фауны и пр. В детской жизни встреча такие коллекции, которым, возможно, и не дано ещё название в мире взрослого коллекционирования. Это коллекции бумаги, ниток, заколок и пр.

Детское коллекционирование имеет свои особенности, связаные с мышлением ребёнка-дошкольника. Известно, что в дошкольном возрасте преобладающие позиции занимают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В связи с этим детские коллекции характеризуются визуалъностъю и манипулятивностъю.

Визуалъностъ коллекции проявляется в её обязательной наглядности. Иными словами, собираемый материал должен, представлен реальными, осязаемыми объектами. Это могут картинки, рисунки, фотографии, открытки, вырезки из журналов и буклетов, предметы (игрушки, книги и журналы.

Манипулятивность коллекции проявляется в желании ребёнка действовать с собранным (или собираемым) материалом. Редкие объекты детских коллекций используются ими только для перебивания и любования. В основном у детей наблюдается потребность что-то сделать с материалами коллекции или что-то сделать из них.

Детские коллекции обычно представлены двумя основными нормами: индивидуальными и коллективными с видовым разнообразием.

Появление индивидуальных коллекций определяется разными мотивами. Поэтому в соответствии с мотивацией можно условно разделить несколько видов коллекций. Например:

— эмоционального потрясения (очень понравилось что-то, прочло неизгладимое впечатление) — эмоциональные коллекции;

— появления познавательного интереса — познавательные коллекции;

— социальной потребности — социальные коллекции.

— Наряду с развитием индивидуального собирательства в дошкольном возрасте широко используется коллективное коллекционирование. Инициатором групповых коллекций обычно выступает, педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей.

Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам с детьми 5—7 лет. Акцент на старший дошкольный возраст связан с тем, что именно в данной возрастной группе сверстник становится значимой фигурой в жизни ребенка. С ним он выстраивает не только эмоциональные контакты, но и содержательные (построенные на совпадающих познавательных предпочтениях интересах). В связи с этим коллекционирование начинает играть как в познавательном развитии, так и в социальном. Благ коллекционированию дети имеют возможность на определённом содержании объединяться в разные группы: друг с другом (от трёх детей до всей группы, с педагогами, с родителями.

Коллективные коллекции появляются по мере необходимости в соответствии с примерным календарём праздников. В групповом помещении необходимо предусмотреть место, куда убирается шествующая коллекция. Там она находится в «свёрнутом» (например, в коробке). Но все дети группы знают, где они взять коллекцию, если у них появилось желание вернуться данному содержанию.

Часть коллективных коллекций можно пересортировывать в новые, если они совпадают или близки по тематике. Если коллективная коллекция после проведённой работы не вызывает у большинства детей интереса, то её следует вообще убрать из группы.

Главное — не создавать в группе коллекцию из коллекций. И помните: эффективность использования формы работы «Коллекционирование» определяется не количеством собранных коллекций, а качеством работы с ними, ориентированностью детей содержании представленных коллекций, интересом к ним и использованием в свободной самостоятельной деятельности.

Источник: Успех. Совместная деятельность детей и взрослых: основные формы. -2-е изд. -М.: Просвещение, 2013.

Публикации по теме:

«Новый год у ворот». Коллекция открыток«Новый год у ворот». Коллекция открыток "Новый год у ворот"-коллекция открытое. Мы с детьми средней группы собрали коллекцию Новогодних (детских)открыток 80-90х годов. В бабушкиных.

Мир наших увлеченийМир наших увлечений В рамках работы по социально - личностному развитию ребёнка, я готовила выступление по теме " Детское коллекционирование". Коллекционирование.

Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей «Коллекционирование».
Опубликовано: 15 марта 2015 в 18:02
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 декабря. День арт-терапии на МААМ

Арт-терапия – это одна из специальных форм психологической помощи, которая базируется на искусстве, а именно – на творческой и изобразительной деятельности ребёнка или взрослого. В этом случае человек не...

6 декабря. Праздник самодельных новогодних елочек на МААМ

«В лесу родилась елочка» — слова этой песенки в России знают все от мала до велика. А ведь этому новогоднему гимну уже больше ста лет. Простая, но милая сердцу, композиция стала поистине народной, но у...

Фотоотчёт занятия по аппликации в средней группе на тему: «Зимний город»....
Фотоотчёт занятия по аппликации в средней группе на тему :«Зимний город». ( коллективная работа) Цель: развивать умение детей работать в...
Сценарий новогоднего праздника в младшей группе «Праздник Елочки»
Сценарий новогоднего праздника в младшей группе. Праздник Елочки. Действующие лица: Дед Мороз ( Д. М, Снегурочка, ведущий – взрослые; Петушок, Медведь,...
Сценарий новогоднего праздника «Волшебный Новый год» для детей средней группы
Звучит музыка. Дети вбегают в зал и танцуют вокруг ёлочки. Ведущая: С Новым годом поздравляем! Счастья, радости желаем! Пусть мечты сбываются! Праздник...