Лучший педагог года

Консультация для педагогов и родителей «Способы борьбы со страхами в старшем дошкольном возрасте» (1 фото)

Наталия Шакирова
Консультация для педагогов и родителей «Способы борьбы со страхами в старшем дошкольном возрасте»

По мнению авторов (Л. И. Божович, А. А. Бодалёв, В. С. Мухина, Т. А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И. В. Дубровина, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Е. Б. Ковалёва и другие).

Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Способы борьбы со страхами в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

Цель: изучение особенностей страхов у детей старшего дошкольного возраста; разработка рекомендации для воспитателей и родителей по способам купирования страхов в старшем дошкольном возрасте.

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Дать теоретический анализ научной литературы по теме исследования и дать определение основным понятиям.

2. Исследовать особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста.

3. Составить методические рекомендации для воспитателей, педагогов и родителей по купированию страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

анализ и синтез психолого-педагогической литературы.

Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В. В. Юрчук страх трактуется как - аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности - угрозы - боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта".

Ю. Л. Неймер выделяется 3 основных вида страхов : реальный, невротический и страх свободный :

Реальный страх - рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.

Страх невротический - разнообразные формы "бесцельного страха" невротиков, возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций.

Страх свободный - общая неопределённая боязливость, готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в состоянии "боязливого ожидания", страх беспредметный, не связанный с каким-либо объектом, вызывающим этот страх.

Современные психологи делят страхи на следующие виды : навязчивые страхи; внушенные страхи; бредовые страхи; сверхценные страхи. К навязчивым страхам относят : гипсофобия - страх высоты; клаустрофобия - боязнь закрытых пространств; агорафобия - боязнь открытых пространств; ситофобия - боязнь принимать пищу и т. д.

Навязчивых страхов сотни и тысячи; все, безусловно, перечислить не возможно. Эти страхи ребенок испытывает в определенных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. Гораздо более распространенные так называемые внушенные страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели детских организаций и др., которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: "Не подходи - упадешь", "Не бери - обожжешься", "Не гладь - укусит", "Не открывай дверь - там чужой дядя" и т. д. Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха, как регулятор его поведения. Но если запугивать "без нужды", так, на всякий случай, то ребенок полностью теряет спонтанность в поведении уверенность в себе. Тогда-то страхи и начинают размножаться без каких-либо ограничений, а ребенок становится все более напряженным, скованным и осторожным. К числу внушенных можно также отнести страхи, которые возникают у чересчур беспокойных родителей.

Бредовые страхи - это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо, боится надеть тапочки или завязать шнурки. Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка, могут служить началом развития аутизма. Страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с "идеями фикс", называются сверхценные. Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К детским сверхценным страхам относят страхи социальные : боязнь отвечать у доски, заикание. Детские сверхценные страхи считаются по праву самыми распространенными. На этих страхах дети часто "застревают", и вытащить их из собственных фантазий бывает подчас очень сложно. Самым распространенным является страх смерти. В чистом виде этот страх проявляется у 6-7-летних дошкольников, а у детей более старшего возраста проявляется не напрямую, а опосредованно, через другие страхи. Ребенок понимает, что смерть вот так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит, и боится остаться наедине с угрожающим пространством или обстоятельствами, которые могут ее повлечь. Ведь тогда может случиться нечто неожиданное и ему никто не сможет помочь, а значит, он может умереть. К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты (в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

На каждом из этапов своего развития дети испытывают различные страхи, которые различны для разных возрастов :

От рождения до 6 месяцев малышей способен напугать громкий и неожиданный шум, любое быстрое движение со стороны другого человека, падение и потеря поддержки.

От 7 месяцев до года малыша пугают уже определенные громкие звуки (например, шум пылесоса, практически любые незнакомые люди, раздевание, одевание и смена обстановки, высота.

Дети от 1 до 2 лет могут бояться разлуки с родителями, незнакомых людей, травм, засыпания и сна (ночные кошмары).

Источником страхов детей до 3 лет являются отвержение со стороны родителей, незнакомых ровесников, смена обстановки, изменение порядка жизни. Кроме того, детей этого возраста пугают угрожающие и непонятные объекты большого размера - краны, машины.

дети с 3 до 5 лет начинают бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства. Это возраст эмоционального наполнения "я" ребенка. Чувства уже обозначаются словами, четко выражено стремление к пониманию, доверию, близости с другими людьми.

В 6-7 лет может возникнуть страх смерти. Именно в этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают и это касается и его семьи. Именно в этом возрасте дети довольно часто переживают первую семейную утрату - начинает уходить из жизни старшее поколение.

Вышеперечисленные страхи - возрастные, в идеале они должны проходить по истечении определенного времени, однако у эмоционально чувствительных детей они могут трансформироваться и закрепляться. Самый бесстрашный возраст - у девочек в 3 года, у мальчиков - в 4 года.

к наиболее распространенным страхам детей. Ими является так называемая триада страхов : одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок боится спать один в комнате, он требует чьего-либо присутствия, чтобы в комнате горел свет, а дверь была приоткрыта. В противном случае ребенок беспокоен и долго не может уснуть. Иногда боится уснуть в преддверии появления страшных снов.

"Главное, что нужно сделать родителям в таких случаях, - это устранять основные причины повышения общей тревожности ребенка. Для этого заставьте себя внимательно присмотреться к ребенку, к самим себе, ко всей ситуации в семье в целом. Необходимо критично пересмотреть свои требования к ребенку, обратив внимание на то, не слишком ли родительские запросы превышают реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации "Тотального неуспеха".

Мною были разработаны рекомендации для родителей, испытывающих страх.

Советы родителям дошкольников, как надо вести себя с ребенком, испытывающим страх

1. Первым делом выясните причину страха.

2. При выборе воспитательных мероприятий, учитывайте, что страх имеет непроизвольный, неосознанный характер.

3. Помните, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой. Поэтому словесные убеждения неэффективны.

4. Ни в коем случае не запугивайте ребенка (даже тогда, когда ему действительно может угрожать опасность).

5. Обучайте терпимостью к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источнику страха (например, пусть ребенок сам запугает драчуна, которого боится).

6. Не перегружайте ребенка пугающими его сказками и историями.

7. Если малыш боится темноты и замкнутого пространства, тогда зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним.

8. Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть возьмет с собой в кроватку любимую игрушку.

9. В некоторых случаях, у более старших детей, можно попытаться уменьшить страх при помощи стыда "Ты ведешь себя как маленький испуганный котенок".

10. Постарайтесь проиграть пугающее малыша событие таким образом, чтобы страшное показалось смешным или обыденным в повседневности. Например, если ребенок боится собак, то затейте ему игру в пограничника, где он будет с любимой собакой охранять границу. Или расскажите, как переживала собака, когда малыш убегал от нее, потому что она очень хотела с ним подружиться. Необходимо, чтобы после игры у ребенка было убеждение, что страх его напрасный.

11. Главное, не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать.

Рогов Е. И. предлагает следующие приёмы коррекции страхов, не связанных с нарушениями личностных отношений:

1. Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха в игре, что помогает отрегулировать остаточное напряжение от стрессового воздействия, которое порождает явление неадекватного страха в обычных неэкстремальных ситуациях. Для игры рекомендуется подобрать игрушки, похожие на тот предмет, которого боится ребенок и поиграть в «страх», разыграть тот сюжет, в котором может «расправится» со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме и избавиться от напряжения. 2. Манипулирование предметом страха — способность управлять пугающим предметом, держать его в руках поможет ребенку приобрести чувство превосходства, властвования над ним.

3. Эмоциональное переключение, т. е. показать ребенку незначительность пугающего объекта, которое может быть подчеркнуто короткой фразой, выразительным жестом, как бы отбросить, проигнорировать его, при этом важна интонация, с которой произносятся слова, заражая ребенка уверенностью и спокойствием. 4. Подражание и заражение, когда ребенок, подражая взрослому не только в поведении, но и оценкам, заражается его состоянием. Поэтому из окружения ребенка должны быть удалены тревожные, истеричные люди 5. Эмоциональные качели. Принцип заключается в переходе одного состояния в другое — противоположное. Для эмоциональных процессов качели означают попеременный переход от состояния опасности к состоянию безопасности, где ребенок испытывает прочность своих регуляторных возможностей, обучается управлять своим состоянием. 6. Эмоциональный конфликт. Поскольку страх — эмоциональное явление, то «вытормозить» его можно более сильной эмоцией. Воздействие на ребенка должно быть направлено не на его разум, а происходить опосредовано, либо через создание ситуации, в которой возможно овладение страхом.

7. Анатомирование страха — достаточно старый педагогический прием, это объяснение ребенку, что собой представляет пугающий его предмет, как он устроен, «откуда берется». Здесь коррекционная работа проводится не с самим страхом, а с личностным отношением ребенка к причинам их породившим, в случае успеха, страх исчезает сам, либо через формирование дополнительных эмоциональных отношений, которые устраняют страх

8. Привыкание или сенсибилизация — уменьшение чувствительности по отношению к пугающему объекту, которое происходит в результате узнавания ребенком того, что из себя представляет объект его страха, а также в результате наблюдения ребенком нейтрального отношения взрослого к страшному объекту.

Мною была предложена практическая часть. Педагогам было предложено изобразить свой страх. После этого мы продемонстрировали и обсудили рисунки.

Консультация для педагогов и родителей «Способы борьбы со страхами в старшем дошкольном возрасте»

Далее рисунки сминали, сначала руками, затем ногами. В заключении рисунки порвали на маленькие части.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детские страхи в старшем дошкольном возрасте и пути их преодоления Актуальность темы. Проблема эмоционального неблагополучия детей, в частности, проблема детских страхов, несмотря на достаточную изученность.

Дежурство в старшем дошкольном возрастеДежурство в старшем дошкольном возрасте В этом возрасте дети могут самостоятельно под присмотром взрослых накрыть столы и убрать с них, приведя в порядок столы и пространство,.

Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте. Диалог - форма непосредственного речевого взаимодействия между людьми.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация для педагогов «Оригами в старшем дошкольном возрасте» Консультация для педагогов: «Оригами в старшем дошкольном возрасте». Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в Японии.

Консультация для родителей «Формирование гендерной идентичности в дошкольном возрасте» Консультация для родителей на тему: «формирование гендерной идентичности в дошкольном возрасте» Раннее детство и дошкольный возраст являются.

Консультация для родителей «Значение общения детей в дошкольном возрасте» Консультация для родителей на тему : «Значение общения детей в дошкольном возрасте». “Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека.

Проект «Лето» в старшем дошкольном возрасте Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №49» г. Сыктывкара Проект «Лето» в старшей группе.

Сюжетно — ролевая игра в старшем дошкольном возрастеСюжетно — ролевая игра в старшем дошкольном возрасте Сюжетно- ролевая игра в старшем дошкольном возрасте В чем же заключается принцип обучения в дошкольный период? Игра- залог успеха. Вспомним.

Консультация «Развитие творческой речевой деятельности в старшем дошкольном возрасте» Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей «Способы борьбы со страхами в старшем дошкольном возрасте»
Опубликовано: 15 января 2018 в 08:40
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД