Оксана Ермилова
Консультация для педагогов «Игра на ДМИ как средство развития чувства ритма у дошкольников старших групп»
▼ Скачать + Заказать документы
Ритмичность является одной из основных музыкальных способностей. В любой музыкальной деятельности хорошее чувства ритма просто необходимо. Работа над развитием этой музыкальной способности – процесс очень трудоёмкий. И потому педагоги-музыканты постоянно уделяют особое внимание именно работе с ритмами.
Вся наша жизнь пронизана различными ритмами. Человек начинает их чувствовать буквально с внутриутробного развития. Сердцебиение матери и её голос закладывают своему чаду ритмическое чувство. Наш пульс, дыхание, бег и ходьба, речь и пение, смена частей суток и времён года – всё в нашей жизни тесно связано с ритмом, можно сказать, что вся она основана на различных видах повторяющихся последовательностей. Таким образом ритм присутствует и подчиняет себе объекты и живой и неживой природы. По его законам формируются человеческая речь, и стихи, и проза, музыка и пение. Ритмическая способность даёт человеку возможность прочувствовать ритмическую пульсацию того, что он видит и слышит. Но эта чувствительность развита у людей по-разному, и есть масса аргументов в пользу того, что чувство ритма можно и нужно развивать. Особенно благодарной такая работа будет в совсем раннем, дошкольном возрасте.
Публикация «Консультация для педагогов „Игра на ДМИ как средство развития чувства ритма у дошкольников старших групп“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
К тому же чувство ритма тесно связано с развитием речевых и моторных функций, и потому дети с плохо развитой ритмической способностью едва ли смогут стать обладателями выразительной, развёрнутой речи. Напротив, их речь будет состоять из небольших отрывочных высказываний со слабым интонированием. Такой ребёнок в последствии обречён на проблемы с письмом и чтением, поскольку его мозг не натренирован в умении удерживать внимание и не отвлекаться до конца процесса. Именно эти умения отлично формируются благодаря упражнениям для развития чувства ритма. Ведь для мозга работа с ритмом – это всегда хорошая тренировка, поскольку в процессе будут одновременно задействованы сразу несколько функций мозга : анализ услышанного, планирование и координирование своих движений. Отличная прокачка мозга!
Развитие ритмической способности также поможет ребёнку развить память, укрепить нервную систему, и конечно приобрести необходимые навыки для учёбы и его гармоничного развития.
Я, как музыкант-педагог, убеждена, что формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. По этой причине в своей деятельности использую самые разные методы и приёмы для развития чувства ритма у детей. Но именно игра на ДМИ по праву считается одним из основных видов музыкальной деятельности детей для развития этой способности.
Здесь нужно отметить, что именно игра детей в ансамбле имеет наиболее развивающий эффект. Если сравнивать с сольным исполнительством, то всем известно, что процесс музицирования в ансамбле приносит ребёнку гораздо больше удовольствия и радости. Когда дети играют на ДМИ вместе, им необходимо умение понимать партнёров в музыкальном диалоге, умение понимать партнёров в музыкальном диалоге умение слушать себя и своих товарищей. Именно в ансамблевом исполнительстве детям необходимо быть особенно ритмически дисциплинированными. И потому этот вид исполнительства имеет наиболее развивающие возможности для ритмического чувства детей.
Научиться играть в детском оркестре – означает научиться делать всё ритмически вовремя. Каждый участник такого оркестра должен вовремя вступить, ритмически точно провести свою партию, и также вовремя уступить следующим участникам. Таким образом у детей, помимо ритмического чувства, воспитывается ещё и чувство коллективизма.
В процессе игры в оркестре у дошкольника формируется ещё и верное темпо ощущение. Если задача взрослого руководителя правильно задать темп, то задача исполнителей подстроиться под этот темп, устойчиво его сохраняя. При этом дети должны быть сконцентрированы, внимательно следя не только за своей партией, но и за партиями других участников, они должны слышать и себя и других.
Во всё время исполнения композиции от детей требуется синхронность, ритмическая точность, устойчивый метроритм. Ансамблевая игра не только даёт взрослому возможность диктовать правильный темп, но и формирует у дошкольника верное темпо ощущение. Особенно способствует развитию чувства ритма игра на шумовых и ударных инструментах.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах. Таким образом деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру. По этим причинам можно смело утверждать, что игра на ДМИ позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства у дошкольников.