Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Индивидуальная беседа с родителями»

Юлия Грицук
Консультация для педагогов «Индивидуальная беседа с родителями»

МДОУ «Детский сад № 87»

г. Ярославль

воспитатель Грицук Ю. Н.

Индивидуальная беседа с родителями

Цель индивидуальной беседы:

получение информации об актуальном состоянии ребенка, о специфике семейного воспитания по интересующему вопросу, о возможности конструктивного участия родителей в его решении.

Детский сад – это не просто заведение, куда родители отдают ребенка на некоторое время. Это место, где малыш проводит значительную часть своей жизни, где учится новому и многое узнает. Но работать в ДОУ, надо не только лишь с малышами. Отдельное и весьма значительное направление – это общение воспитателей еще и с родителями ребенка. В ФГОС ДО сказано, что индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей, поэтому особенно важными являются индивидуальные беседы. Ведь нередко бывает так, что воспитатель не может на определенные темы говорить со всеми родителями открыто. В таком случае нужно применять индивидуальные формы работы. Чаще всего это касается тех семей, у которых проблемные дети или малыши с особенными потребностями. При этом стоит помнить, что воспитатель четко должен знать ту грань, когда беседа должна быть уже не публичной, а строго индивидуальной. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Публикация «Консультация для педагогов „Индивидуальная беседа с родителями“» размещена в разделах

Индивидуальная беседы воспитателя с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагогов с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи. Беседы помогают разрешить трудности отдельных семей, адресуются конкретным людям и посвящены определенной ситуации. Она предполагает: открытость, конфиденциальность, непосредственный контакт, а также еще один из положительных моментов; ее можно провести в удобное для каждого родителя время и не ограничиваться временными рамками. Совместный анализ воспитательной деятельности родителей в ходе беседы может показать родителям необходимость чаще обращаться с волнующими вопросами к педагогам, а также в ознакомлении с литературой педагогического характера, т. е. формировать потребность в самообразовании в этой области.

Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей — существенная особенность данной формы работы.

Важнейший принципы беседы с родителями - активная позиция педагога, который придает беседе целенаправленность, задает тон, но главная его задача - вызвать собеседника на откровенный разговор. Беседа будет эффективна в том случае, если достигнута двусторонняя активность беседующих, и разговор шел с позиции интересов ребенка.

Ценность индивидуальной беседы в следующем:

1. располагает к более открытому разговору обо всех сторонах жизни ребенка;

2. помогает воспитателю информировать родителей об изменениях в развитии и поведении их детей;

3. дает возможность узнать, какие воспитательные воздействия оказывает семья на ребенка в тот или иной период (поэтому содержание таких бесед определяется поведением ребенка).

4. является средством установления контактов с родителями, изучения семейного воспитания ребенка и влияния на характер этого воспитания.

Материал для бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за ребенком: за выполнением им правил поведения в коллективе, за отношением к детям, к взрослым и их требованиям, за отношениями между ребенком и родителями; за отношением к деятельности; разговоры с ребенком, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения.

Основные принципы профессиональной этики воспитателя

1. Доброжелательное и безоценочное, отношение к родителям — кодекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы родители чувствовали себя спокойно и комфортно.

2. Воспитателю необходимо уметь внимательно слушать родителей, стараясь понять их, не осуждая при этом, а также оказывать необходимую моральную поддержку и помощь.

3. Запрет давать категоричные советы — воспитатель, несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет родителям, в частности и потому, что жизнь родителей и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы, и родители являются основным экспертом в своей собственной жизни.

4. Анонимность — никакая информация, сообщённая родителями воспитателю, не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям.

Чтобы установить контакт с родителями в процессе беседы, вовлечь их в обсуждение, воспитателю необходимо предусмотреть

"Правила проведения индивидуальной беседы":

1. Обращаться к родителю по имени отчеству.

2. Желательно, чтобы вас не разделял барьер (стол).

3. Высота стульев должна быть одинаковой (если вы присели).

4. Вы должны находится лицом друг к другу.

5. Не отвлекаться на телефон и разговоры с сотрудниками.

6. Необходимо извещать родителей о дне и теме индивидуальных бесед, особенно малоактивных родителей.

7. Недопустимы неприязненное или небрежное отношение при встрече, постоянные претензии и упреки, просьбы «принять меры дома по поводу поведения ребенка», в ходе беседы важно избегать нравоучений, назиданий, а говорить с родителями (законными представителями) доступным языком, проявляя доброжелательность.

8. Важно тщательно продумать содержание и форму беседы и заранее проектировать свое поведение в случае возможных осложнений.

9. Педагог должен заранее продумать, с чего начнет беседу, какие вопросы задаст родителям, чтобы выявить их понимание обсуждаемых вопросов, отношение к ним. Индивидуальные беседы с родителями не должны быть случайными, во время прихода детей или ухода домой. Настоящая беседа требует от воспитателя специальной подготовки материала: сведений о ребенке, о его интересах, поведении, подбора рисунков и поделок. Беседа наедине делает родителей более откровенными и разговорчивыми.

10. Следует начинать разговор с характеристики «положительных» сторон ребенка, его добрых побуждений или приобретенных умений. Воспитатель всегда располагает фактами, положительно характеризующими ребенка. Эти факты обязательно надо приводить в беседах, тогда и то отрицательное, что вынужден говорить о ребенке воспитатель, родители воспринимают не так болезненно.

11. Необходимо завоевать расположение собеседника, чтобы найти тактичную форму сообщения о том, что вызывает сомнения, дать совет или предложить искать пути преодоления трудностей.

12. Стараться быть терпеливыми и внимательными, щадить самолюбие родителей, нельзя принижать их авторитет, как бы он ни был он у них мал в вопросах воспитания детей.

13. Нельзя читать текст "по бумажке", также во время беседы с родителями не следует вести подробной записи, так как это смущает родителей и тем самым снижает эффективность беседы.

14. Ведущая роль в возникновении бесед должна принадлежать воспитателю, поскольку активность воспитателя вызывает ответную активность родителей.

15. Индивидуальная беседа должна быть предельно конкретной и содержательной. Родите-ли должны получить в результате беседы новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольников, беседа должна пробуждать у родителей интерес к педагогическим проблемам, повышать чувство ответственности за воспитание детей.

16. После проведения беседы, в процессе которой вы совместно выявили проблему, постарались установить причину ее появления, наметили пути решения, вы можете дать памятку для родителей в письменной форме, предложить родителям (законным представителям) списки литературы по интересующему вопросу.

Следует также отметить и учитывать тот факт, что в работе с родителями педагог сталкивается с родителями разного уровня воспитательных возможностей. Большую роль в индивидуальных беседах играют эмоции. Родители могут быть скованными, или наоборот импульсивными. Педагог должен найти особый подход, чтобы индивидуальная беседа состоялась. Необходимо подобрать интонацию голоса, быть внимательным, вежливым.

1. Для родителей с высоким уровнем воспитательных возможностей, индивидуальные беседы проводятся с целью поддержать «положительный» опыт воспитания и стиль внутрисемейных отношений, помочь родителям утвердиться в правильности применяемых методов, способствовать развитию творческого начала в воспитательной деятельности.

2. В работе с семьями со средним уровнем воспитательных возможностей целью индивидуальных бесед является выявление характера испытываемых трудностей, допускаемых ошибок и конкретной помощи по воспитанию.

3. Индивидуальная работа с семьей с низким уровнем воспитательных возможностей наиболее сложна. По мнению современных педагогов, типичным для этих родителей является неверие в возможности воспитания. Образуется «порочный круг» - непослушание ребенка, неправильные методы воздействия, неуправляемость ребенка. У родителей укрепляется мнение, что ребенок «трудновоспитуемый», они и ищут у него отрицательные черты, подтверждающие это мнение. В то же время для них характерен консерватизм в отношении собственных воспитательных методов, нет сомнения в их правильности. Некоторые их них отказываются от общения с педагогами, мотивируя это отсутствием времени, тем, что там «нового ничего не получишь». С этой категорией родителей следует проводить индивидуальные беседы, выявляя испытываемые трудности в воспитании ребенка, давая конкретные рекомендации, кратко раскрывая содержание проблемных вопросов, советовать чаще анализировать педагогическую деятельность, мотивы поступков ребенка, его реакцию на воспитательные воздействия взрослых.

Беседы с родителями значительно повышают уровень их педагогической культуры, у них появляется потребность присматриваться к своему ребенку, его поведению, поступкам, проявляется доброжелательное стремление понять его. Такая наблюдательность помогает родителям улавливать внутреннее состояние ребенка, понимать его чувства, разбираться в мотивах поступков, видеть то хорошее, что надо поощрять, и то плохое, что надо исправлять.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Активные методы обучения в совместной образовательной деятельности педагогов с дошкольниками» Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком.

Беседа-консультация с родителями «Поощрение и наказание детей» Беседа – консультация «Поощрение и наказание детей» Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И.

Индивидуальная беседа для родителей по вопросам психического и физического развития дошкольника Индивидуальная беседа для родителей по вопросам психического и физического развития дошкольника. Тема: «Здоровье ребёнка в наших руках».

Консультация для педагогов «Формы работы с родителями» Консультация для педагогов «Формы работы с родителями» Слайд 1 Семья и детскийсад– два.

Консультация для педагогов «Несколько правил общения с родителями воспитанников» Уважаемые коллеги! На нас лежит огромная ответственность, которая ежедневно требует от нас высокого профессионализма и огромных душевных.

Консультация для педагогов «Организация совместной деятельности педагогов и родителей в физическом воспитании детей» Развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи, и родителям необходимо заботится о правильном физическом развитии детей, регулярно.

Консультация для педагогов «Психолого-педагогическая поддержка педагогов и воспитателей ДОУ с помощью релаксации» Здоровый педагог - здоровый ребенок: психологический аспект. Если задать вам вопрос: «Что значит быть здоровым?», в большинстве случаев.

Видео и консультация для педагогов «Работа с родителями в проектной деятельности»Видео и консультация для педагогов «Работа с родителями в проектной деятельности» Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики,.

Консультация для педагогов «Родительское собрание «Чаепитие» в нетрадиционной форме общения с родителями воспитанниковКонсультация для педагогов «Родительское собрание «Чаепитие» в нетрадиционной форме общения с родителями воспитанников Шалва Александрович Амонашвили — советский, грузинский и российский педагог-новатор и психолог, утверждает: «Каждый воспитатель должен.

Консультация для педагогов «Мастер-класс как форма повышения квалификации педагогов ДОУ» Цель: повышение компетенций педагогов в условиях использования в своей работе мастер-класса. Задачи: 1. Уточнить знания педагогов о назначении,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Индивидуальная беседа с родителями»
Опубликовано: 7 января 2019 в 21:29
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД