МААМ-картинки

Информационно-педагогические материалы как средство включения родителей в образовательный процесс

Ольга Каширина
Информационно-педагогические материалы как средство включения родителей в образовательный процесс

Информационно-педагогические материалы как средство включения родителей в образовательный процесс

Наше будущее – это дети, а детский сад и семья – два важных инструмента социализации детей. Работа по воспитанию и образованию дошкольников держится на трех основных составляющих – педагог + родители + ребенок. Взаимодействие родителей и педагогов – необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты достигаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Беда многих современных семей – отстраненность от педагогического процесса ДОУ, причина которой, прежде всего, в их занятости; и в связи с недостаточным количеством времени они не имеют возможности взаимодействовать с детским садом во благо развития ребенка. Данную проблему можно и нужно решать с помощью нового современного вида взаимодействия воспитателей и родителей – использование информационно- коммуникативного пространства.

Публикация «Информационно-педагогические материалы как средство включения родителей в образовательный процесс» размещена в разделах

Что же такое ИКТ? ИКТ - это технология доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе – это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникационных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом

Итак, ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений (ДОУ, и мы понимаем, что сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ является важным направлением работы дошкольного учреждения. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет повысить мотивацию к обучению у детей и вовлечь родителей в активную образовательную деятельность.

Сегодня сотрудничество с родителями реализуется через разнообразные формы общения.

К традиционным формам взаимодействия с родителями относятся классические родительские собрания и консультации. Традиционные формы работы с родителями при всех их положительных характеристиках имеют объективные трудности, это:

- ограниченное количество времени у родителей как для посещения родительских собраний, так и для посещения консультаций в детском саду;

- отсутствие возможностей для современного предоставления необходимой информации родителям.

В свою очередь нетрадиционные формы работы с родителями делятся на четыре вида:

1. Информационно-аналитическая форма направлена на выявление интересов, запросов родителей через :

- анкетирование, тестирование, «Почту доверия», «Волшебный сундучок», «Как отвечать на детские вопросы?», «Почему ребенку нужна игра?» и др.

- вечер вопросов и ответов;

2. Познавательная форма дает возможность познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей через:

- семейные клубы, деловую игру, тренинги, аукцион полезных советов, педагогический совет с участием родителей, конференции и мини-собрания, совместные экскурсии, походы и т. д.

З. Досуговая форма используется для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми через :

- мастер-классы;

- проведение различных конкурсов и спортивных соревнований;

- участие в выставках совместного творчества;

- создание семейных газет и т. д.

4. Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками через:

- презентацию дошкольного учреждения;

- открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;

- родительские собрания с показом видеофильмов, мультимедиа презентациями о жизни детей в детском саду;

- информационные стенды;

- информационные папки в родительском уголке.

Какие же технические средства применимы в детском саду? На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А также принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. Сегодня использование ИКТ в детском саду позволяет:

- показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре, а для родителей – привлечь дополнительное внимание к теме или проблеме обсуждения;

- в доступной форме, ярко, образно преподнести материал;

- привлечь внимание движением, звуком, мультипликацией.

Как уже было сказано выше, для эффективного взаимодействия детского сада и семьи

расширение информационного пространства. Благодаря ИКТ, родители могут «приоткрыть занавес» и посмотреть, как их ребенок растет, развивается, проживает то время, пока находится в детском саду. Однако остается проблемой привлечение родителей к созданию и реализации совместных проектов при помощи ИКТ.

Какие же условия необходимы для того, чтобы родители из пассивных участников образовательного процесса стали активными его участниками и плавно влились в это информационное пространство? Это:

1. Соответствующее оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, большой экран, телевизор, видеомагнитофон, DVD, Интернет и т. д.

2. Педагог, владеющий компьютерными навыками.

3. Родитель, владеющий компьютерными навыками.

4. Умение пользоваться учебными электронными изданиями, материалами из Интернета.

5. Аудио и видео материалы, материалы готовых CD–ROM, мультимедиа-презентации, разработанные педагогом, родителями.

Для того, чтобы детский сад стал источником информации о ребенке, развитии детско-родительских отношений, о наших формах совместной познавательной и коммуникативной деятельности в триаде «ребенок - родитель – педагог» использзуются различные формы: дни открытых дверей, семейный клуб, гостиная для родителей будущих первоклассников, спортивные праздники, выставки, встречи со специалистами различного профиля, мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации. В результате чего будет систематически выявляться позиция педагогов и родителей по актуальным проблемам.

Педагогам активно использовать следующие формы работы с использованием ИКТ:

- проведение практических занятий с использованием мультимедийной презентации, что значительно повышает интерес детей и родителей к теме занятия и способствует эффективному повышению уровня познавательных возможностей;

- не менее эффективная форма работы – это информационный стенд. Необходимо подчеркнуть его преимущества. Во-первых, передача информации в письменной форме не требует много времени. Во-вторых, родителям легче удержать в памяти весь ее объем, и они могут вернуться к материалам неоднократно. И, в-третьих, для того, чтобы взрослые смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, необходимо предложить определенный алгоритм действий и памятку, которая позволит применить знания на практике. Красочно оформленные, с крупным четким шрифтом, яркими картинками они привлекают внимание даже не у самых активных родителей;

- родительские собрания, круглые столы и др. с показом видеофильмов, мультимедиа презентациями о жизни детей в детском саду или пояснительным материалом по теме собрания.

Периодически в детском саду воспитателям выпускать информационные буклеты различной тематики и распространять их среди родителей.

Вся информация о мероприятиях, проводимых в детском саду, размещается на сайте детского сада и подкрепляется фотографиями. На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, общедошкольными традициями, узнать последние новости и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.

Это то, что надо делать педагогам для расширения границ общения и информированности родителей о жизни и развитии детей в ДОУ, но при этом родители - пассивные наблюдатели. А как же сделать родителей активными участниками педагогического процесса?

Главный фактор между воспитателями, родителями и детьми - установление отношений доверия, сотрудничества и партнерства.

Педагог:

- должен быть компетентен в вопросах воспитания и образования детей;

- должен быть авторитетом для родителей и детей;

- должен уметь заинтересовать родителей и сделать их активными участниками жизни группы и ДОУ.

Родители :

- должны хотеть стать активными участниками педагогического процесса детского сада;

- должны быть заинтересованы в успехах своих детей;

- должны стремиться всячески помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и детского сада.

У себя в группе создавать такие условия для взаимодействия с родителями, которые позволили нам убрать из выше перечисленных факторов слово «должны» и мы с полной уверенностью можем сказать, что наши родители являются активными участниками педагогического процесса не только группы, но и детского сада.

Привлекать родителей к активному участию :

- в проектной деятельности, разрабатывая и реализуя семейные мини-проекты (они понимают, что работа над составлением и подготовкой презентации семейного проекта, его публичное представление и защита положительно влияют на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-коммуникационных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению материала, способствует повышению уровня самооценки ребенка). Использование ИКТ в проектной деятельности – это реальность сегодняшнего дня. Информационные технологии использовать практически на каждом этапе исследовательской деятельности: поиск информации, ее обработка, оформление проекта и его презентация;

- книжки-малышки разной тематической направленности – дают возможность родителям проявить умения и творчество при подборке материала и оформлении книжки-малышки;

- создают презентации, семейные электронные газеты собственных семейных ресурсов в развитии личности ребенка;

- в издании информационных листов и буклетов, содержащих информацию для детей, с последующим распространением среди детей группы, что также позволяет родителям стать частью жизни ребенка в детском саду;

- при помощи фото и видеоаппаратуры создают для детей слайд-шоу и видеофильмы о прошедших мероприятиях: экскурсии в школу, музей и библиотеку, участии в выставках разной тематики и соревнованиях по разным видам спорта, в организации и проведении которых принимают активное участие.

Все семьи, которые принимают участие в воспитательно-образовательном процессе, предлагаю поощрять благодарностями и дипломами на уровне группы, а наиболее активные семьи, которые принимают участие не только на уровне детского сада, но и на уровне города - награждать грамотами от детского сада.

Данные формы работы используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых. Целью всех педагогов направить свои творческие способности и умения в русло технических инноваций для получения еще лучших результатов работы.

Прикреплённые файлы:

konsultacija_81014.pptx | 347,02 Кб
 
Публикации по теме:

Дидактические материалы системы Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей дошкольного возрастаДидактические материалы системы Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста Что такое сенсорное развитие? Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) это формирование у воспитанников процессов восприятия.

Внедрение технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения Внедрение технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения СЛАЙД 1 В педагогической деятельности я придерживаюсь.

Образовательный мониторинг в ДОУ как процесс оценки качества дошкольного образования Образовательный мониторинг в ДОУ как процесс оценки качества дошкольного образования Уже длительное время в российском дошкольном образовании.

Образовательный проект на тему: «Театр как средство формирования связной речи дошкольников» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Центр развития ребенка -детский сад №46» Образовательный.

Публичная лекция «Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО): пути решения» Публичная лекция на тему: <<Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО): пути решения>>.- Рада приветствовать всех.

Развитие коммуникативных навыков как средство включения ребенка с ОВЗ в школьный коллектив Одним из главных факторов, влияющих на успешность усвоения знаний является социальная адаптированность к школьным условиям и классному коллективу.

Реализация проекта по внедрению православной культуры в образовательный процесс Возрастная категория моих воспитанников- средняя. Их 28, и все они являются участниками реализации проекта по внедрению православной культуры.

Семинар «Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ» «Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ» «Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение.

Информационно-коммуникационные технологии как средство музыкального развития детей дошкольного возраста Статья «Информационно- коммуникационные технологии как средство музыкального развития детей дошкольного возраста» Выполнила:.

Вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс инновационные подходы и формы организации работы Вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс: инновационные подходы и формы организации работы Старший воспитатель Кириченко.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Информационно-педагогические материалы как средство включения родителей в образовательный процесс
Опубликовано: 28 декабря 2017 в 16:21
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД