Консультация для педагогов «Использование центра песка и воды в познавательной активности младших дошкольников»

Любовь Сивкова
Консультация для педагогов «Использование центра песка и воды в познавательной активности младших дошкольников»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 "Радуга"

Сивкова Любовь Васильевна

Использование центра "Песка и воды"

в развитии познавательной активности младших дошкольников

Козьмодемьянск, 2015

В требованиях ФГОС ДО уделяется большое внимание познавательно- исследовательской деятельности. Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу можно выделить опытно-экспериментальный метод в развитии познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста как тему актуальную на современном этапе. Актуальность темы обусловлена тем, что ребенок выступает как своеобразный исследователь, воздействующий различными способами на окружающие его предметы с целью более полного их познания и освоения. Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.

Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить исследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новыми предметами.

Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.

Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующий формированию у него исследовательских действий.

Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.

Формирование исследовательских действий происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации необходимо создать нестандартную, инновационную предметно-развивающую среду.

Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, группируют, находят и называют предметы ближайшего окружения, соотносят предметы по выделенным признакам. Совместно с взрослыми выполняют некоторые исследовательские действия, используют их в самостоятельной деятельности. Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.

В группе у детей младшего возраста особой популярностью пользуется сенсорный уголок. Дети с удовольствием занимаются в нем, что подтверждает все вышесказанное. Особое внимание хотелось бы уделить центру песка и воды. Считаю, что ознакомление детей со свойствами песка и воды трехлетнему ребенку необходимо для полноценного восприятия им окружающего мира. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Когда ребенок знакомится с явлениями неживой природы, в процессе которой он познает что-то новое, это способствует развитию у него не только мышления, но и других сторон личности. Таким образом экспериментирование является ведущим на протяжении первых3-4 лет жизни и практически единственным способом познания мира.

Центр песка и воды помогает в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка. Речь идет о самостоятельной деятельности - экспериментирование с различными подходящими для этой деятельности предметами. Организуя игры с песком и водой мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка.

Малыши очень любят такие игры. Обязательное условие работы ценра- наличие сказочных персонажей во время игры (Зайка-любознайка, Мишка, Белочка и т. д.) Начинать игры с песком и водой обязательно нужно с того, что мы здороваемся с песком. Для этого кладем сначала одну ладошку, затем другую, затем кладем обе ладошки и слегка надавливаем на песок. Песчинки прилипают на ладошку, мы потираем ладошки друг о дружку. Что вы чувствуете? Далее можно играть с песком: пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в песке можно прятать, а потом искать различные предметы, строить постройки. Постройки из песка можно считать началом конструирования. Игры с водой вызывают у детей положительные эмоции, снимают напряжение, способствуют внутренней раскованности.

Организация Центра «Песок – вода» в группе для детей раннего возраста.

1. Создание в группе условий, отвечающих требованиям гигиены и безопасности при работе с песком и водой.

Необходимо правильно выбрать место расположения Центра «Песок – вода», это может быть стол, поставленный таким образом, чтобы у детей была возможность подойти к нему с любой стороны. Центр «Песок – вода» необходимо оформить красочно и привлекательно для детей, тем самым стимулируя желание проводить в нем свободное время, учиться играя. Также Центр должен быть расположен так, чтобы в нем легко было проводить уборку.

2. Оснащение центра «Песок – вода»

Для воды и песка необходимо подобрать соответствующие ёмкости, удобные и безопасные для использования их детьми, В этом же центре могут находиться различные камни в отдельном ящике, а в следующем - маленькие совочки, формочки, маленькие шарики и легко моющиеся игрушки. Нагромождать центр «Песок – вода» не рекомендуется. Лучше менять раз в месяц предметы для экспериментирования (можно камни заменить деревянными или железными предметами, либо бумагой и т. д.). Для игр с водой – необходимо иметь резиновые или пластиковые игрушки, черпачок, сачок и др.

Дети будут иметь возможность ставить опыты и эксперименты: лить воду, бросать камни и шарики в воду, набивать формочки песком, строить из песка простые постройки. Дети под руководством воспитателя видят и понимают какие предметы тонут, а какие не тонут в воде и почему, из какого песка можно лепить, а из какого нет. Центр «Песок – вода» можно переносить на улицу в теплое время года.

Также необходимо продумать защитные средства (непромокаемые фартуки, клеенки, нарукавники). Воспитателю необходимо побеседовать с детьми о правилах поведения в данном центре, учить детей сотрудничать друг с другом. В центре не должно находиться много детей одновременно.

Список использованной литературы

1. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, рекомендации. «Детство-Пресс», СПб.: 2005.

2. Павлова Л. Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л. Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2004

3. Сотникова В. М., Ильина Т. Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005

4. Уникальные методики развития ребенка. Песочные игры. Развиваем и лечим ребенка. Пособие для дошкольников.

Публикации по теме:

Использование интерактивных методов обучения с целью развития познавательной активности детей дошкольников Система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт педагога.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования Современные требования к качеству дошкольного образования предполагают поиск новых средств к организации познавательной деятельности дошкольников,.

Детское экспериментирование как способ познавательной активности дошкольников Детское экспериментирование как способ познавательной активности дошкольников На основании Приказа Министерства образования и науки Российской.

Формирование познавательной активности у младших школьников Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Активизация познавательной деятельности.

Консультация для педагогов «Использование оборудования сенсорной комнаты для развития фонематического слуха дошкольников» Структурное подразделение «Детский сад Аленушка» ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево Самаркой области Консультация для педагогов «Использование.

Консультация для педагогов «Иннoвациoнные фoрмы рабoты по развитию речевой активности дошкольников» Консультация для педагогов «Иннoвациoнные фoрмы рабoты по развитию речевой активности дошкольников» Украинская Наталья Ивановна, воспитатель,.

Консультация для педагогов «Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи» "Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи". Метод проектов как педагогическая технология - это.

Консультация для педагогов «Использование речевых игр и художественного слова в режимных моментах дошкольников» Уже ни кому не секрет, что речь ребенка формируется по образцу окружающих его взрослых людей. Поэтому очень важно, чтобы ребенок слышал.

Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ — технологии. (из опыта работы)Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ — технологии. (из опыта работы) Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ – технологии. (из опыта работы воспитателя I – категории Лесниковой.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности Развитие познавательной активности у дошкольников – одна из важнейших задач современного образования. Одним из принципов дошкольного образования.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Использование центра песка и воды в познавательной активности младших дошкольников»
Опубликовано: 13 декабря 2016 в 21:26
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ОД по познавательному развитию «Знакомство с творчеством кубанского поэта В....
Тема организованной образовательной деятельности: «Знакомство с творчеством кубанского поэта В. Нестеренко». Группа ( возраст детей) : старшая группа ( 5-6...
Фотоотчёт «Встречайте: мы на арене цирка!»
Доброго времени суток, дорогие коллеги! Кажется, несколько дней назад мы так активно готовились к новогодним утренникам! А уже прошло три недели. В этот раз...
Фотоотчёт о мероприятиях в средней группе ДОУ, посвященных Дню матери
В рамках празднования международного Дня Матери в нашей группе «Затейники» в ноябре 2018 г. был реализован проект «Милая мама». Тип проекта :...
Викторина «Донской край» в подготовительной группе
Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края. Задачи: - закреплять знания детей о Донском крае; - развивать память,...
Развитие артистизма у детей дошкольного возраста средствами хореографии
Артистизм – это способность красиво и впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоционально воздействуя на воспитанника, как важный элемент в исполнении...