Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Использование инновационных методов обучения рассказыванию детей дошкольного возраста»

ЕЛЕНА КОЖЕМЯКИНА
Консультация для педагогов «Использование инновационных методов обучения рассказыванию детей дошкольного возраста»

«Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам,

и он будет долго и напрасно мучиться над ними,

но свяжите с картинками двадцать таких слов –

и ребенок усвоит их на лету…»

К. Д. Ушинский

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

Публикация «Консультация для педагогов „Использование инновационных методов обучения рассказыванию детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е. И. Тихеева писала: «Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».

В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.

Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний — сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

Обучая ребенка рассказыванию, т. е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и слово-произношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка — лексическую, грамматическую, фонетическую.

Составление разного вида рассказов — наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Поэтому воспитателю следует постепенно переходить от постановки простых заданий к более сложным, но в то же время посильным для детей данного возраста. Необходимо постоянно закреплять приобретаемые детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их.

В дошкольном возрасте дети только еще начинают овладевать монологической речью. Поэтому они нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых, в их советах и указаниях.

Педагог должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей при рассказывании, на что в первую очередь следует обратить внимание ребенка.

Задача воспитателя — научить дошкольника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.

В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателям, т. е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Виды рассказывания в детском саду

Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Можно выделить следующие виды:

Рассказывание по картине.

Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.

В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения – учить детей описывать изображенное на картине. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе.

В среднем возрасте на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это – подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения — в старшей и подготовительной группах.

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития.

В подготовительной к школе группе повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие.

Рассказывание из личного опыта (фактические (по восприятию, по памяти)

Начиная со старшей группы в детском речевом творчестве значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах. Рассказам на темы из детского игрового опыта должно быть уделено большое внимание, так как при этом создаются условия для возникновения живой непосредственной связи между занятиями и игровым творчеством детей.

Творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам)

Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.

Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.

Сюжеты для придумывания реалистических рассказов охватывают область детских игр и развлечений.

Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети могут сочинять также и небылицы. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.

Методы обучения рассказыванию.

С целью развития монологической и диалогической речи в практике педагоги применяют разнообразные педагогические технологии : игровые, личностно-ориентированные, развивающие, технологии проектирования и мультимедийных презентаций, технологию ТРИЗ, социально-адаптирующие, здоровьесберегающие. Для того, чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, наряду с традиционными методиками, нужно использовать инновационные методы обучения. Но также используются и всем привычные методы обучения рассказыванию, такие как:

Совместное рассказывание. Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Воспитатель выполняет самую сложную функцию – планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила-была девочка. Однажды она. А навстречу ей»). Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.

Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования.

Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным.

Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.

Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

План рассказа – это 2 – 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.

В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. Пункты плана можно давать и в повествовательной форме.

В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготовительной к школе группе дети могут воспроизводить план (термин «план» не употребляется) и контролировать следование ему рассказчиками. Здесь используется также совместное составление плана педагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов.

План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.

Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.

Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами – «командами». Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы.

Составление рассказа по частям – по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок.

Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.

Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа (исследование Н. Г. Смольниковой).

Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это могут быть геометрические формы: кружок – начало рассказа, прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка; функции заместителей детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители.

Широкую известность приобрели работы Л. А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картинке.

Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по картинке сначала воспитателя (образец, а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов-повторов: «ну», «потом», «вот» и т. д., длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.

Благое намерение педагога воспитывать волю, сводится к замечаниям скучающим детям типа: «Ребята, слушайте внимательно», «Все глазки на Сашу, он рассказывает». За занятие воспитатель может спросить 4-6 детей, а остальные при этом являются пассивными слушателями. Но трудно поспорить с тем, что ребенок должен к школе уметь рассказывать по картинке.

Возникшее противоречие можно решить с помощью методов обучения рассказыванию по картинке Муравшковской Н. Н. и Валюме Н. П.

Это пошаговый метод, помогающий получить гарантированный результат: умение составлять творческий рассказ по картинке на фоне устойчивого интереса к этому виду деятельности всех детей.

Уважаемые педагоги давайте вспомним приемы и элементы деятельности при использовании методики обучения рассказыванию детей дошкольного возраста.

Пошаговый методэто описание картины по системе ТРИЗ: вычленить предметы, связать их между собой, добавить в картину звуки, запахи, тактильные ощущения.

Сейчас вы все превратитесь в детей. Попробуйте взглянуть на представленную мной картину с точки зрения ребенка. На магнитной доске размещена картина «Осень в лесу».

Посмотрим на картину «Осень в лесу». Если мы спросим ребенка «Что нарисовано на картине?» у ребенка возникают сложности. Нарисовано много, все объекты и предметы переплетаются не дают сосредоточиться. При этом как знать, какой из объектов имел в виду воспитатель. Если спросить по- другому «Кто нарисован», дети начнут перечислять живых персонажей.

Авторы методики советуют : на помощь приходит волшебник «Дели - Давай». Он в удобной для детского восприятия форме воплощает в себе понятие ТРИЗ - системность. Дели - Давай умеет все на свете делить на части и объединять. Смотрит он на человека и видит сразу все его части тела. Давайте посмотрим на окно и скажем «дели» и обнаружим, что окно состоит из рамы, стекол, креплений, на цветок и видим, что он состоит из стебля, корня, листочков. И на картину посмотрим взглядом и скажем «дели». Для этого сделаем кинокамеру: сложим ладошки вместе, чтоб получился маленький глазок, и смотрим через него, так, чтобы в глазок попал только один объект. Дети смотрят, называют, что видят и схематически отображается это на доске и обводится кружком. Мы ставили картинки: ёж, медведь, белка, заяц и т. д. Дети стараются выискать что-то такое, чего ещё не заметили другие. Всем интересно, внимание полное.

Итак: Шаг 1 - «Дели» наводит глазок камеры так, чтобы был виден только один объект. Называем и фиксируем на доске. (Желающие педагоги называют то что они увидели)

Дальше необходимо найти связи между объектами, взаимодействия между всеми разрозненными объектами на доске.

Для этого понадобится умение волшебника «Дели - Давай» объединять. Мы картинку разобрали на части, а собрать забыли. Какие два кружочка или картинки мы можем связать между собой? Кто придумал, может подойти к доске и соединить линией, с условием, что он сможет обосновать почему так сделал. Итак, объединяем медведя и ветки, ёжика и грибы, мышку и колосок и т. д.

Дети с большим азартом ищут все новые связи. Пока дети заняты выявлением связей, вряд ли они смогут выстраивать предложения в определенном порядке, чтобы получился связный рассказ. Пусть они выплеснут свою поисковую энергию. Самое главное, что нам не нужно напоминать детям чтобы они говорили полным предложениями. Вместо нас это сделал «Дели - Давай».

Шаг 2 : «Давай» - соединяем картинки или кружочки и объясняем почему так сделали.

Основу рассказа мы подготовим, но не хватает в нем образов, воображения, чтобы картинка ожила в нашем восприятии.

Шаг 3: Усиление образности характеристики. Используется прием вхождения в картину. Используются все органы чувств поочередно (педагогам предлагается назвать то, что они услышали) :

* я слышу звуки.

* я чувствую запахи.

* я трогаю руками и чувствую.

Шаг 4: Копилка образных характеристик: Мишка какой? Ёжик какой? Зайчик какой? (педагоги характеризуют).

Шаг 5: Наша камера с волшебником «Дели - Давай» обследовала все уголки картинки. Давайте передадим её другому волшебнику «Отставай - Забегай» он позволит нам узнать событие предшествующие и последующие, найти начало и конец рассказа.

Для примера можно поговорить с детьми: мы сейчас в детском саду, а где вы были рано утром, что делали? (спали, проснулись, дальше умылись, оделись и т. д.). Вот сейчас на картине медведь несет ветки, а что он делал до этого? Фантазируйте. Что будет делать дальше (педагоги рассказывают).

Шаг 6: Разные точки зрения. Здесь добиваемся, чтобы каждый ребенок использовал свои индивидуальные особенности восприятия. Какое настроение у каждого из героев картинки? Можно изменить это настроение.

У всех детей может быть своя точка зрения.

Итак, переходим на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем события с точки зрения этого героя.

Вывод: Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу.

В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, как правило, комплексный характер. Возникшее противоречие можно решать, используя игровые методы обучения рассказыванию по картине, в том числе метод составления загадок А. А. Нестеренко, а также адаптированные методы развития воображения и элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). При таком подходе результат является достаточно гарантированным: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса ребенка-дошкольника к этому виду деятельности. С целью более полного понимания дошкольниками изображенного на картине необходимо обучить их элементарным приемам системного анализа выбранного объекта. Обучение проводится в игровой форме.

Публикации по теме:

Использование новых и эффективных методов обучения детей дошкольного возраста математике Реализация Концепции математического образования в РФ сегодня одна из актуальных тем в системе образования. Дошкольное образование является.

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Характеристика инновационных методов и форм обучения дошкольников математике Характеристика инновационных методов и форм обучения дошкольников математике На современном этапе развития происходят изменения в образовательных.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов обучения Презентация на тему: "Повышение качества художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Использование инновационных технологий в развитии речи дошкольника. Консультация для педагогов Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение.

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Метод мнемотехники как один из ведущих способов развития у детей связной речи. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний.

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию. Введение в действие Федерального государственного.

Консультация для педагогов «Использование тряпичной куклы, как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Использование тряпичной куклы, как средство развития речи у детей дошкольного возраста Немецкий философ и историк Освальд Шпенглер говорил:.

Модель обучения дошкольников рассказыванию по картине. Консультация для педагогов Модель обучения дошкольников рассказыванию по картине (консультация для педагогов) включает следующие подсистемы: 1. Теоретиеские положения.

Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста рассказыванию по игрушке Потребность детей рассказывать очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в диалог,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Использование инновационных методов обучения рассказыванию детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 декабря 2018 в 19:30
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД