Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Мария Жукова
Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти сло-вам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоми-нания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой бо-гини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запомина-ния». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотех-ники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облег-чающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искус-ственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффектив-ное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет пол-ностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания инфор-мации.

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваемся с такими проблемами в раз-витии детей,как:

маленький словарный запас

неумение согласовывать слова в предложении

нарушение звукопроизношения

плохое развитие связной речи

несформированность психических процессов

несовершенство различных видов мышления.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память,и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

зрительную и слуховую память

зрительное и слуховое внимание

воображение

восприятие

развивает кругозор

развивает все стороны речи

Начиная работу по технологии мнемотехника,воспитатель ставит перед собой сле-дующие задачи:

1.Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование инфор-мации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Со-действовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим состав-лять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родите-лями детей.

Методы и приёмы мнемотехники

Во-первых,большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия:

зрительного

слухового

кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата)

обонятельного

вкусового

осязательного.

Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений для тренинга перечисленных выше чувств.

Например:

«Что изменилось?», «Чего не стало?»

«Кто ушёл?»

«Кто позвал?»

«Развесим и соберём слова»

«Парные открытки»

«Узнай на ощупь»

«Чудесный мешочек»

«Узнай на вкус» и другие.

Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой инфор-мации.

Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:

метод «крокирования» (от франц. croquis – чертеж, схема, набросок) - ис-пользование чертежей, схем, набросков, зарисовок. Этот метод является наиболее доступным и широко применяемым. Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Для детей средней и старшей группы можно ис-пользовать более легкие таблички с рисунками, главное при составлении таб-лиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т. к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу, или классифици-ровать. Коллаж - это определенный формат картона или плотный лист бума-ги, на который наклеиваются или накладываются, рисуются различные кар-тинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Используя коллаж,мы выпол-няем следующие задачи:

Закрепление различных методов запоминания.

Развитие фотографической памяти.

Расширение словарного запаса, образного восприятия, умение говорить, рас-сказывать.

Обучающая задача, т. к. в коллаж вмещают различную информацию.

Также используем игры и игровые упражнения, так называемые «кроки». Напом-ню, что это различные чертежи, схемы, наброски, зарисовки.

Например:

Упражнение «Чтение письма по рисунку» - дети получают письмо -схему, которое они должны расшифровать. («Письмо весне»)

Игры:

«Цепочка слов»,

«Кто больше запомнит слов»

«10 слов» и т. п.

Зарисовка слов дает возможность развивать воображение, мышление, творческие способности детей, способствует запоминанию слов, заставляет думать. Таким об-разом, у детей получается цепочка рисунков, по которой они легко вспомнят все слова. Эту игру можно усложнить, предложив детям закрыть свои подсказки, и вспомнить, что было нарисовано, а еще можно вспомнить и воспроизвести наброс-ки по памяти на другом листочке.

метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника-«живая» память, искусство создания образов для эффективного запоминания.) Этот способ основан на предположении о том, что существует эйдетическая память, т. е. есть люди, которые могут один раз посмотреть на такую таблицу, закрыть глаза (или перевести взгляд на однотонную поверхность) и считать информацию прямо из своего воображения. Предполагается, что информация может быть сохранена какое-то время мозгом, как фотография.Этот метод состоит из следующих этапов:

Ребенок «переносится» в какую либо воображаемую ситуацию.

Совершает в воображаемой ситуации «осмотр» пространства.

Ребенок рассказывает о местонахождении различных объектов.

«Возвращаясь» из воображаемой ситуации, ребенок все увиденное

зарисовывает.

Очень хорошо использовать этот метод не только для развития памяти, но и для развития воображения, фантазии.

Например:

«Давайте отправимся покататься на облаках»,

«Путешествие в сказочный лес» и т. д.

Игра «Развесим и соберём слова» (дети вместе с воспитателем обходят группу или участок «достают» из корзинки или коробочки слова и «развешивают слова- украшения», через некоторое время проходят снова и собирают их обратно в корзинку или коробочку. Можно собирать слова-украшения, начиная с первого или с последнего слова.)

метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»). Он заключается в том, что, слова связываются одно с другим в небольшой смешной рассказ или сказку. Причём связываются слова 1-ое со 2-м, 2-ое с 3-им и т. д., не переска-кивая. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов.

метод трансформации (превращения). Этот метод развивает не только память, но и логическое мышление, т. к. основывается на умении устанавливать при-чинно-следственные связи. Слова, как бы вытекают одно из другого, между ними существует что то общее, то, что их связывает.

Например:

Игра «Логические цепочки» (дождь – душ – лейка – чайник – Буратино – де-рево – гнездо – птица – самолёт – машина)

Игры со спичками или палочками.

В-третьих, нужно научить детей управлять своим вниманием, сделать его «по-слушным». Это значит, что через игры, игровые упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распре-деление и переключение внимания.

Для решения этих задач можно использовать такие упражнения и задания,как:

«Найди отличия»

«Что изменилось»

«Не зевай»

«Запрещённое движение»

«Рассеянный художник»

«Лабиринты»

«Найди и вычеркни» (таблицы) и другие.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

Iэтап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значе-ние символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно за-меняя их схематичными, контурными изображениями предметов.

Например: ёлочка (какая) колючая

В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами. Я обычно предлагаю детям помочь мне «спрятать» какое-либо слово в картинку.

Например: как мне нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные вариан-ты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».

Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа

«Подскажи словечко»,

«Найди пару»

«Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст

«Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст

IIэтап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 сим-волов.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначе-ния цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использо-вать для работы с загадкой.

На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

IIIэтап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Ис-пользование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизво-дить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значи-тельно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемо-таблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

для ознакомления детей с окружающим миром

при заучивании стихов

при пересказах художественной литературы

при обучении составлению рассказов

при отгадывании и загадывании загадок

для обогащения словарного запаса

при обучении составу числа

при воспитании культурно-гигиенических навыков

при воспитании навыков самообслуживания

при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию,она должна соответствовать ряду требований:

чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть осво-ены с её помощью.

быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

соответствовать уровню развития детей.

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её вос-произвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использо-вать вариант разрезной мнемотаблицы.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

1. обучающие - содержат познавательный материал.

2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определён-ные навыки и умения.

Например: Обучающая мнемотаблица «Квадрат»

(по развитию математических представлений)

4

2

К

1. - квадрат – это четырёхугольник

2. 4 - у квадрата четыре угла и четыре стороны

3. - углы

4. - стороны

5. - прямоугольник, тоже четырёхугольник

6. 2 - у прямоугольника парные стороны равны

7. – - у квадрата все стороны равны

8. К – квадрат

9.лист в клетку: клетки – это квадраты

Как работать с мнемотаблицей.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает,что на ней изоб-ражено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т. е. инфор-мация группируется (рациотехника).

Этап 2: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных симво-лов в образы (мнемо эйдотехника).

Этап 3: Составление сюжета, т. е. отработка одного из методов запоминания.

Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким об-разом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.

Разбор таблицы происходит 1-2 минуты

Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.

Чем отличается мнемотехника от других технологий.

Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех обра-зовательных областях.

Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и созда-ются дидактические средства не требующих финансовых затрат.

Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;

Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог вы-ступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.

Универсальностью - может использоваться любым педагогом и родителями.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Публикации по теме:

Консультация «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» .

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Детский совет» в работе с детьми дошкольного возраста» «Использование технологии «Детский совет» в работе с детьми дошкольного возраста» Подготовила воспитатель МДОУ №6 «Ягодка» Журавлёва Ирина.

Консультация для педагогов ДОУ: «Использование приёмов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Консультация.

Консультация для педагогов «Использование ИКТ по развитию речи с детьми дошкольного возраста» Консультация для педагогов "Использование ИКТ по развитию речи с детьми дошкольного возраста"1 слайд Современные ИТ внедряются в различные.

Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней, чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: «О, как же ты красива».

Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники при работе с детьми дошкольного возраста» Васюченко Ирина Викторовна «Использование приёмов мнемотехники при работе с детьми дошкольного возраста». Консультация для педагогов СЛАЙД.

Консультация для педагогов «Упражнения для релаксации в работе с детьми дошкольного возраста» Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Консультация «Использование народных подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста» Консультация «Использование народных подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста» Воспитатель МДОУ «Детский сад № 18 комбинированного.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Мастер-класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер- класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста». Подготовила воспитатель: Потапова.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Изучаем цвета
  • Космос
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 октября 2019 в 17:53
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки