Ирина Долбасова
Консультация для педагогов «Как я воспитываю военно-патриотические чувства у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
КАК Я ВОСПИТЫВАЮ У ДЕТЕЙ
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА
Людей отличает глубокая любовь к Родине, которая проявляется в деятельности, направленной на укрепление и преумножения могущества, благосостояния ее. Любовь к Родине или патриотизм наиболее сложное и высокое человеческое чувство.
В своей развитой форме патриотизм означает любовь к своему народу, гордость за великую Родину, уважение к другим нациям, трудящимся всего мира.
Публикация «Консультация для педагогов „Как я воспитываю военно-патриотические чувства у детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Консультации, расскажите ребенку о войне
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Растить гражданина, патриота надо начинать с дошкольного возраста. Детям доступно чувство любви к родной природе, родному городу, стране. Героизм, мужество, стойкость – эти черты понятны дошкольникам.
Наша задача – формировать у детей чувства патриотизма, воспитывать элементы гражданственных чувств и общественных отношений. Для этого необходима целенаправленная работа воспитателей и родителей.
Патриотическое воспитание должно находиться в единстве и взаимосвязи с умственным, трудовым, эстетическим, нравственным воспитание и осуществляться как на занятиях, так и в повседневной жизни.
В нашей группе воспитание военно-патриотических чувств у детей я начинаю со знакомства с родным городом. Уточнили его название, выяснили, что наш город большой, красивый, благоустроенный, зеленый. Зеленый потому, что растет много деревьев, кустарников. В городе много разных улиц. С начала каждый из детей называл ту улицу, на которой он живет. А после многократных проявлений дети запомнили названия многих улиц и в последствии старались называть не только свою улицу, но и ту на которой живет сосед, товарищ или название той, которая больше всего нравится.
Во время целевых прогулок мы ходим на улицу Мира, Карбышева, Баныкина. Дети наглядно видят, какие улицы длинные, широкие, с большим количеством транспорта. Одновременно расширяем и закрепляем знания о правилах дорожного движения и поведения на улице: ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, правильно переходить улицу на переходах (идти на зеленый свет, при красном и желтом – стоять, не играть на проезжей части дороги. Вспоминаем о правилах поведения в транспорте, в общественных местах. Задаю вопросы, предлагаю разные ситуации, с которыми дети стараются справиться сами.
В свободное время рассматриваем здания на картинках, сравниваем их по высоте, (одноэтажные и многоэтажные, из какого материала они построены. Есть в городе частный сектор, где стоят только деревянные дома. Это уже старые дома, построены очень давно. Они стоят по окраинам города.
На занятиях по конструированию или в игровой деятельности мы закрепляем знания: строим дома, гаражи, мосты, ставим светофоры.
Знакомлю детей с тем, что в нашем городе есть две площади – Центральная и площадь Свободы. На иллюстрации рассматриваем их. Рассказываю детям, что за памятник стоит в центре площади. Это памятник героям-землякам, погибшим в борьбе с врагами. Объясняю, почему их называют земляками. Назвать фамилии и имена героев: летчик – Виктор Носов, моряк – Евгений Никонов, солдат – Василий Жилкин и Василий Баныкин. Вспомнить с детьми есть ли в нашем городе улицы, названные в честь этих людей. В доступной форме рассказываю о подвигах этих людей. Рассматриваем картинки с изображениями военных фрагментов, читаем рассказы. На конкретных примерах формируем представления о мужестве, храбрости, защищать слабых, помогать товарищам.
В связи с тем, что мы с детьми не можем сходить на площадь (из-за территориального расположения, провожу работу с родителями, чтобы они с детьми сходили на экскурсию, возложили цветы к памятнику. После таких бесед с родителями, обязательно спрашиваю у детей, чем занимались. Дети с удовольствием рассказывают, что около памятника героям-землякам горит вечный огонь, люди приносят цветы, тем самым мы приучаем детей чтить память павших бойцов.
Воспитывая патриотические чувства, нельзя не рассказать о празднике 23 февраля. Более подробно рассказываю о нем. Сейчас этот праздник называется – День Защитника Отечества. Это праздник наших пап, дедушек и всех мальчиков. Наша армия нужна нам, чтобы охранять Родину, чтобы мы могли спать спокойно. Более упрощенно рассказываю детям, что после детского сада все пойдут учиться в школу, а по окончании школы всех мальчиков возьмут в армию. Спрашиваю, кто из детей видел военную форму. Более подробно рассматриваем на картинках форму моряков, солдат, десантников, пограничников, танкистов. Рассказываю, кто такие моряки, танкисты, пограничники.
Подробнее говорим о пограничниках, отмечаем особенности их одежды, спрашиваю, что такое граница, пограничный столб, кто первый помощник пограничника. Дети много не знают, рассказываю сама. Использую картинки, художественную литературу.
Рассматриваем картинку с изображением моряков, видим значки на груди, корабли на которых они служат. Уточняем, за что морякам могут дать такие значки. Некоторые дети подсказали мне, что есть еще и подводники. Их так называют потому, что они служат на подводных лодках. Рассмотрели подводную лодку. Полученные знания закрепляем через разные виды деятельности: можно сделать оригами подводку или лодку, нарисовать что-то, использовать конструктор.
Рассматриваем военные танки и танкиста. Наглядно видим отличия их одежды. Внимательно рассмотрели танк, материал из которого он сделан, поговорили о возможностях танка. Здесь же можно прочитать рассказ о танкистах.
Детям объясняю, чтобы стать защитником Родины, надо готовить себя с детского сада. Во время гимнастики, занятий физкультуры хорошо выполнять упражнения, красиво маршировать, не лениться. Хорошо заниматься на занятиях, слушаться взрослых. Предлагаю детям расспросить своих пап и дедушек, кем они служили в армии и рассказать нам.
Учим стихи об армии, готовим подарки к празднику, провожу тематические беседы.
Наш город богат лесом. Рассказываю детям, что вокруг города растет лес. Можно сходить в лес, отдохнуть, покататься на санках, лыжах, полюбоваться природой. Дети с охотой рассказывают, как они с родителями ходили в лес, что видели, птиц, животных. Много беседуем с детьми о значении леса в нашей жизни, о бережном отношении к нему.
Ознакомление с природой мы начинаем со знакомства с деревьями и кустарниками, растущими на территории детского сада. На прогулках, экскурсиях наблюдаем за березой, рябиной, тополем, сосной. Выделяем корень, ствол, ветки, листья, семена, знаем их названия. В разное время года рассказываем об изменениях в природе, как это отражается на растительном мире. В каждой беседе говорим о бережном отношении к природе.
Также наблюдаем за птицами, отмечаем их поведение в разное время года, описываем их внешний вид. Много говорим о пользе, которую приносят нам птицы. После многократных бесед, дети понимают, что самое трудное время года для животного мира – зима. Говорим о том, как мы можем помочь животным, птицам. Сами мастерим кормушки, собираем крошки, корочки хлеба, привлекаем по возможности родителей. Рассматриваем картинки, где дети подкармливали птиц, даем оценку их поступку.
Разучиваем много стихов и времени года, о птицах, животных, запоминаем приметы, пословицы. Постоянно делаем отметки об изменениях в погоде в календаре природы.
Говоря о достопримечательностях нашего города, говорим о театрах, кинотеатрах, музеях, памятниках, заводах, фабриках. Начинаем с их рассматривания на иллюстрациях, картинках, вспоминаем, как называются театры: «Буревестник», «Космос», «Сатурн» театр «Колесо», «Пилигрим». Видим, какие это красивые, высокие здания, с большими вывесками, афишами, кассами. Уточняем, что находится внутри: фойе, холлы, выставочные залы. Выясняю, чем там занимаются люди. Дети отвечают, что показывают спектакли, принимают разных артистов с концертами из других городов, картинные выставки. Вспоминаем о кукольном театре, который расположен на площади Свободы, выясняем, ходил ли кто-то из детей на представления. Спрашиваю, был ли кто в краеведческом музеи, что там можно увидеть. Закрепляем правила поведения в общественных местах.
Рассматриваем книги, альбомы, открытки о заводах, фабриках нашего города. Какую продукцию они выпускают, как называются: химзавод, волжский автомобильный завод, обувная фабрика, мясокомбинат. Родители многих детей работают на данных заводах, фабриках. Дети рассказывают, чем они там занимаются, кто по профессии, в чем значение данных предприятий. После бесед, дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры «Шоферы», «Магазин», «Больница», где идет закрепление полученных ранее знаний.
Часто при беседах после выходного дня дети рассказывают кто, где был. Ходили в кинотеатр, в театр, на каток. Сразу спрашиваю, кто из детей умеет кататься на коньках, где это можно сделать. Рассматриваем картинки с изображением спорткомплексов: «Акробат», «Кристалл», «Олимп». Рассказываю, для чего строят такие спорткомплексы, какими видами спорта можно там заниматься. Кто из детей ходит туда. На прогулке зимой берем с собой лыжи, санки, коньки. Учимся кататься на коньках, лыжах. Формируем двигательные умения, развиваем физические качества.
Одновременно знакомлю детей не только с родным городом, но и с людьми, его населяющими. В городе все люди работают, имеют разные профессии. Например, раньше всех начинают работать водители, на автобусах и троллейбусах развозят всех на работу. Сразу же говорим о большом количестве транспорта в нашем городе. Вспоминаем виды транспорта: наземный, водный, воздушный. Рассматриваем картинки, разучиваем стихи, строим из строительного материала машины, гаражи.
Беседуем о работе дворника, которые тоже встают раньше всех и начинают уборку территории: убирают снег, листву, мусор. Спрашиваю, кто из детей наблюдал за работой дворника, просим поделиться своими впечатлениями. Выясняем, какими орудиями труда они работают. Обращаем внимание на трудность данной работы. Спрашиваю, как мы можем помочь дворнику в его работе. Дети удивляются! Говорю, что если мы не будем мусорить, убирать за собой, тем самым облегчим работу дворника.
Много говорим о работе почтальона, который в любую погоду старается доставить по адресу газеты, письма, телеграммы, журналы. Отмечаем необходимость данной профессии.
Говорим и о других профессиях: повар, врач, учитель, парикмахер, продавец. Стараюсь привить детям уважение ко всем профессиям, к людям труда и воспитываю потребность трудиться через трудовую деятельность.
Знакомлю детей с тем, что за трудовые успехи люди отмечаются наградами: грамотами, орденами и медалями.
В работе по воспитанию патриотических чувств, я обязательно использую материал по ознакомлению детей с Гербом России и Самарской области, Флагом. Обязательно знакомлю с мелодией Государственного гимна. Говорю, что гимн исполняется во время праздников или торжественных событий. При звучании гимна, нужно встать, а мальчикам снять головные уборы. Вспоминаем о столице России – городе Москва, достопримечательностях.