Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Как помочь ребенку в период адаптации»

Людмила Ворвулева
Консультация для педагогов «Как помочь ребенку в период адаптации»

Консультация для педагогов «Как помочь ребенку в период адаптации».

ОПЫТ РАБОТЫ

Содержание:

1. Актуальность

2. Цель опыта

3. Педагогическая технология опыта

4. Показатели адаптации ребенка в условиях образовательного учреждения

лист адаптации;

показатели нервно — психического развития;

Публикация «Консультация для педагогов „Как помочь ребенку в период адаптации“» размещена в разделах

педагогическая диагностика.

Занятия, игры, игровые упражнения, русский народный фольклор.

Работа с родителями.

Актуальность

Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных -ценностных ориентации и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей.

Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка?

Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым условиям?

Эти и ряд других вопросов обозначают новое поле проблем -формирование адаптивности ребенка дошкольного возраста как способности самостоятельно достигать динамического равновесия с миром вне зависимости от принадлежности ребенка и конкретному образовательному учреждению или коллективу сверстников.

Проблема адаптивности в современном обществе очень актуальна и значима. На раннем этапе развития личности основные механизмы социализации и жизнеосуществления базируются на психофизиологических возможностях детского организма интегрироваться в контекст определенной социальной ситуации развития.

В 2-3 года ребенок выделяет себя из окружающего мира, осознает свое «Я». Это уже личность, которой присущи врожденные особенности. Личность ребенка проявляется и формируется в деятельности и в общении. Учение и познание — деятельность осмысленная, свободная и самостоятельно инициируемая, направленная на освоение культурных смыслов, на расширение индивидуального сознания и воспитания личности, способной к саморазвитию, самоопределению в культуре. У каждого ребенка свой путь развития, а педагог ставит ребенка в ситуацию активного деятеля и создает условия для развития его самостоятельности.

Проблема социальной защищенности ребенка раннего возраста, его развития становится приоритетной в системе общественного дошкольного образования.

ЦЕЛЬ: помочь детям в период его адаптации безболезненно привыкнуть к детскому саду. Использовать для этого максимально комплексный подход:

сотрудничество с родителями;

создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

формирование эмоционального контакта с детьми.

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения.

Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать, как в растительном, так и в животном мире.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;

от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;

от состояния здоровья;

от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в котором находится в дошкольном учреждении;

от разницы методов воспитания.

Привыкнуть к детскому саду не так — то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «ясельного».

От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучие существование в детском саду и семье.

Как сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненным?

Как облегчить его страдания и помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми?

Чтобы адаптация детей к режиму дошкольного учреждения прошла успешно, мною проводится комплексный подход к решению проблемы адаптации.

1 .Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Работа с родителями.

Организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов ребенок -взрослый и ребенок — ребенок и обязательно включающий игры и упражнения.

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Чтобы сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад, создала в группе атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Ребенок, почувствовав с первых дней, что его ждут в детском саду перестает волноваться, бояться и адаптация проходит намного легче.

Создала в своей группе развивающую среду, в которой малыши чувствуют себя комфортно. Оборудовала игровые зоны, где дети любят играть с игрушками, бытовыми предметами.

В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.

Уголок по изобразительной деятельности имеет в группе свободный доступ, где дети с помощью бумаги, карандашей решают свою проблему в любое время.

Особенно им нравиться рисовать фломастерами, оставляющие хорошо видные линии, а также любят украшать «тычком» «платья куклам», «коврики животным», «зернышки для птичек» и т. д. с удовольствием работают с соленым тестом, «приготавливая угощения» игрушкам. В уголке по сенсорному развитию, мною собран материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере предметов (пирамиды, кубики — большие и маленькие, мягкие, пластмассовые и деревянные. А также матрешки, игрушки — вкладыши, модули, конструктор «Лего» (мелкий, крупный, конструктор — вкладыш.

Никогда не бывает безлюдным музыкальный уголок. Малыши с удовольствием гремят погремушками и маракасами, сделанные из «киндер -сюрпризов», играют на гитаре, бубне, барабане.

Художественно — речевой уголок привлекает малышей различными яркими книжками, картинками сюжетными и предметными и т. д. Умиротворяюще действует на детей уголок с песком и водой. Эти игры имеют развивающие возможности, но в период адаптации, я использую этот уголок главным успокаивающим и расслабляющим средством. Этим уголком пользуемся в осеннее — зимний период. А летом эти игры я организую на участке.

Для игр с песком и водой вношу резиновые игрушки, ведерки, лейки, предметы которые плавают, тонут; маленькие лопатки, совочки, яркие песочницы.

Имеется и спортивный уголок, который удовлетворяет потребность детей в движении.

Как показывают мои наблюдения, по мере привыкания к новым условиям, у детей сначала восстанавливается аппетит, затем сон. Проблема со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличающейся от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.

Приходится на период адаптации сохранять временные привычки для детей,

даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед

сном даю ребенку его игрушку. Сижу рядышком, рассказываю сказку, или

русскую народную потешку.

«А качи, качи, качи

Прилетели к нам грачи

Ворота — то скрип, скрип!

А Коленька спит, спит»

«Глазкам спать давно пора,

Ждет тебя кроватка,

Спи мишутка сладко»

Русские народные потешки помогают мне в работе и в других режимных моментах: умывание, кормление, а также в процессе игровой деятельности и на занятиях.

Особую радость вызывают у детей потешки, где упоминаю их имена: «Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки Маслом поливала, детушкам давала Даше два, паше два, Ване два. Тане два, Хороши оладушки У нашей бабушке!

А также потешки, в которых имеются игровые движения: «Сорока — белобока», «Пальчик — мальчик», «Еду, еду к бабе, деду» и другие.

Ласковые обращения с ребенком, периодическое пребывание малыша на моих руках, дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

2. Работа с родителями.

Необходимое условие для успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей. Сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

До прихода малышей в группу, стараюсь выяснить у родителей о привычках и особенностях их ребенка.

Родители, отдавая своего ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок, тоже тревожится. Поэтому приходится успокаивать прежде всего взрослых: приглашаю осмотреть групповое помещение, показываю шкафчик малыша, кроватку, игрушки, рассказываю чем будем заниматься, во что будем играть, знакомлю с режимом дня. Совместно обсуждаем, как облегчить период адаптации малыша. Рекомендую родителям оставлять ребенка вначале на два часа без мамы, в течение недели. В этот период продолжаю устанавливать эмоциональный контакт с малышом (он сам идет на руки, на колени, принимает мою ласку); закладываю основы доброжелательного отношения к сверстникам, способствую развитию игры, побуждая к самостоятельным действиям, закрепляю умение ориентироваться в помещениях группы. Затем ребенок посещает свою группу первую половину дня, а к концу недели малыш остается на дневной сон. И только после этого советую родителям оставлять детей на целый день. В период адаптации детей, предлагаю родителям памятки., чтобы они лучше имели представление, как помочь ребенку лучше адаптироваться к новым условиям :

«Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации»; «Как быстрей привыкнуть к детскому саду», и т. д.

В личных беседах стараюсь выяснить, какую информацию родители хотели бы получить, а затем размещаю ее в «Уголке для родителей».

Провожу родительское собрание на тему: «Адаптация ребенка к детском саду».

А также провожу родителям консультации :

«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»,

«0 психических особенностях детей;

семинар — практикум «Игры — занятия со строительным материалом»,

«Показатели адаптации ребенка в условиях образовательного учреждения»,

«Психологические особенности детей раннего возраста». Заполняю листы адаптации на каждого ребенка, где отмечаю маленькие «победы» и «неудачи» малыша.

Веду карту диагностики развития детей, в которой отмечаю показатели нервно — психического развития. И если ребенок видит хорошие, добрые отношения между своими родителями и мною, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

3. Игры в адаптационный период с детьми.

Основная для меня задача в период адаптации детей — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть во мне доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, которое сопровождаю улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры провожу всегда фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Игры выбираю с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д. Хорошо помогают мне в адаптационный период игры, направленные на эмоциональные взаимодействия ребенка и взрослого, такие как: «ладушки», «Нежно гладим мы зверят», «карусели», «Киска. Брысь», пальчиковые игры «Утенок», «Моя семья», «Веселый бубен», «Разноцветные колечки», «Прятки» и т. д. Анализ моей работы за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит успешно.

Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно.

Показатели адаптации ребенка в условиях образовательного учреждения

Исследователи выделяют три периода привыкания ребенка к новым социальным условиям (26;32-33);

Острый (дезадаптации). Более или менее выражено рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В этот период происходят существенные изменения во взаимоотношения ребенка со взрослыми, сверстниками, в речевой активности, игре, функционировании нервной системы; подострый (адаптации). В рамках этого этапа ребенок активно осваиваивает новую среду, вырабатывает соответствующие ей формы поведения. Отмечается постепенное уменьшение изменений в деятельности разных систем, их функционирование стабилизируется. Нормализуется аппетит (в течение 10-15 дней, развиваются игровая деятельность и речевая активность (в пределах 40-60 дней);

компенсации (адаптированность к определенным социальным условиям).В это период нормализуются и достигают своего исходного уровня, а иногда и превышают его все регистрируемые показатели процесса адаптации ребенка.

Характер и особенности первых двух описанных периодов позволяют классифицировать процесс адаптации по степени тяжести (легкая, средняя, тяжелая). У детей дошкольного возраста тяжесть адаптации проявляется в сроках нормализации поведения, частоте и длительности острых заболеваний, проявлении невротических реакций, вызванных ситуацией включения в новую социальную среду.

Легкая адаптация (для детей раннего возраста в пределах месяца, дошкольного 10-15 дней) :

временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней, аппетита (норма по истечении Юдней);

неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходят в норму за 20-30 дней;

-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активности практически не изменяются;

-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает.

Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

Если данный этап растягивается до 30-40 дней, то это средняя адаптация, характерная для детей до 1,5 лет, у более старших детей при условии слабого здоровья, неустойчивости нервной системы, ошибок семейного воспитания. Все нарушения выражены более ярко и длительно: сон и аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20дней, речевая активность (30-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации отмечается у 8-9% детей: характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушение сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, встречаются проявления агрессии, подавленного состояния в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых десяти дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников. Существует несколько направлений в организации оптимального режима адаптации ребенка к детскому саду. Базовое и наиболее эффективное направление, по нашему мнению, складывается в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с ней возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». В наше время часто приходиться слышать от родителей такие слова: «Ну что.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку разобраться в своих чувствах» Консультация для родителей «Как помочь ребенку разобраться в своих чувствах?» Проблемы во взаимоотношениях с детьми бывают у всех. «Почему.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение?» В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше длится.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку стать внимательным» Цель: -познакомить с определением понятия внимания и его основными свойствами; -показать основные упражнения и игры на развитие внимания.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку стать внимательным. Игры и упражнения» Современное общество развивается динамично и требует всесторонне развитых личностей. Поэтому не случайно педагогами делается акцент на развитие.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку успешно адаптироваться к ДОУ» «Как помочь ребенку успешно адаптироваться к ДОУ» Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, не может немедленно.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку заговорить» Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных.

Консультация для родителей «Как помочь застенчивому ребенку?» подготовила: педагог-психолог Ермишина Л. И. 11.04.2018 «Как помочь застенчивому ребенку?» Помните, что стеснительность – это всего лишь.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку с ОВЗ адаптироваться в 1 классе» Уважаемые родители! Ваш малыш идёт в 1 класс! Прежде всего надо знать и учитывать, что адаптация - естественное состояние человека, и оно.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку справиться со страхами?» Как помочь ребёнку справиться со страхами. Страх, поселившийся в ребёнке, может тормозить развитие его эмоционально-волевой сферы, способствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Как помочь ребенку в период адаптации»
Опубликовано: 7 ноября 2018 в 09:53
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД