МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Клуб любопытных и любознательных»

Елена Никитина
Консультация для педагогов «Клуб любопытных и любознательных»

МДОУ Двуреченский детский сад общеразвивающего вида

Консультация для педагогов

«Клуб любопытных и любознательных»

Составила:

Воспитатель старшей группы №8

Никитина Елена Владимировна

Январь, 2013

Публикация «Консультация для педагогов „Клуб любопытных и любознательных“» размещена в разделах

Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольника, как субъекта деятельности и поведения, направлен на поиск таких форм организации педагогической работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.

Одним из видов форм организации педагогической работы является экспериментальная деятельность. Для детей каждого возрастного периода следует подбирать эксперименты, соответствующие ведущему типу деятельности. Так, например, в младшем дошкольном возрасте можно использовать игры-эксперименты предметного содержания, поскольку познавательная жизнь младшего дошкольника строится вокруг мира предметов и манипуляций с ними.

Игры-эксперименты в младшем дошкольном возрасте – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков здорового образа жизни.

В среднем дошкольном возрасте экспериментирование все больше напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. В игре 4-5-летнему дошкольнику дается определенный сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит малышу экспериментировать в заданных условиях.

Учитывая, что пик познавательного интереса приходится на 4-5 лет, игры-эксперименты для детей среднего дошкольного возраста – это игры с широким познавательным контекстом. Ребенок должен получить в такой игре ответы на все интересующие его вопросы.

Для детей старшего дошкольного возраста экспериментирование ориентировано на «исследовательскую деятельность», обеспечивающую, как можно больше «культурной практики» ребенку 5-6 лет. Такая практика позволяет ребенку самостоятельно обобщить имеющиеся у него знания и представления в единую систему знаний, установить простейшие причинно- следственные связи, сделать правильные выводы. Самое главное, что ребенок делает их самостоятельно при косвенном участии взрослого.

В подготовительной к школе группе важным является участие детей в разрешении проблемных ситуаций, в проведении опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр., в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

При работе по организации опытно – экспериментальной деятельности нужно учитывать ряд факторов:

- возраст, опыт детей, ведущий тип деятельности;

- доступность содержания;

- сочетание наглядного материала, словесного комментария воспитателя и действий детей;

- обеспечение «культурной практики» детей в эксперименте;

- сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;

- соблюдение темпа и времени проведения экспериментов в педагогическом процессе;

- постепенное усложнение экспериментов;

- цикличность организации экспериментальной деятельности.

Эксперименты для детей среднего дошкольного возраста

«Освобождение бусинок из ледяного плена»

Цель: дать представление о свойстве льда – тает в тепле.

Воспитатель говорит, что несла в детский сад бусы, уронила их в воду, а дед Мороз заморозил их, и попали бусинки в плен. Как же нам быть, что делать?

После того как дети предложат освободить бусинки из плена, воспитатель спрашивает, как можно это сделать. Дети выдвигают предположения. После того как будут высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиции «хорошо-плохо» например: можно погреть в руках (хорошо – лед растает, плохо – руки замерзнут).

После анализа выбирают три гипотезы и проверяют их:

- поставить на батарею;

- погреть в руках;

- положить в теплую воду.

После делается вывод, где бусины оттаяли быстрее.

«Теплая капелька»

Цель: познакомить со способом получения теплой воды, смешивая горячую с холодной.

Воспитатель приносит два таза с водой: холодной и горячей, и предлагает детям умыться. Выясняет ощущения детей, приятней умываться холодной или горячей водой и почему. Дети объясняют, почему плохо умываться холодной водой (можно простудиться, неприятно, замерзнут руки, плохо отмывается грязь) и горячей (можно обжечься). Воспитатель спрашивает, какой водой лучше умываться (теплой) и как ее получить. Дети выдвигают гипотезы: подождать пока остынет или подогреть. Но это долго. А можно смешать горячую и холодную воду (это быстро и легко). Дети ковшиком в третьем тазе смешивают воду. Работу можно провести в парах. Дети должны сами спланировать свою работу и взять необходимые предметы.

«Тайная картинка»

Цель:

Выдавить в чашку сок одного лимона. Предложить детям окунуть кисть в этот сок и нарисовать что-нибудь. Дать рисунку высохнуть. На бумаге ничего не видно. После этого положить рисунок между двумя газетными листами и прогладить утюгом, появится коричневый силуэт. Объяснить детям, что в результате нагревания утюгом натуральный сахар, входящий в состав сока, выгорает и темнеет, и превращается в картинку, которую уже можно рассмотреть. Можно обыграть как письмо Невидимки, или секретное послание.

Эксперименты для детей старшего дошкольного возраста

«Фартук для Почемучки»

Цель: уточнить представления детей о видах и свойствах тканей: болоньи, капрона, ситца, мешковины.

Воспитатель вводит куклу Почемучку. Почемучка говорит детям, что она ходила в магазин «Ткани», где ей дали различные образцы тканей, но она затрудняется выбрать ткань, из которой лучше сшить фартук. Предлагают рассмотреть разные виды тканей: болонью, мешковину, ситец и капрон. Воспитатель задает вопрос, из какой же ткани нужно сшить фартук, чтоб он не промок? Как это узнать? Дети ставят цель: проверить свойства ткани и выбрать непромокаемую. Вместе с воспитателем обсуждают способ проверки: необходимо взять ткань, подложить под нее бумажную салфетку и капать на нее воду. Дети выявляют самую непромокаемую ткань и делают выводы: под всеми тканями, кроме одной, салфетка промокла. Нужно сшить фартук из болоньи – она не пропускает воду, с нее вода стекает.

«Испытания магнита»

Цель: отделить магнетические предметы от немагнетических, используя магнит.

Воспитатель вносит коробку в которой перемешаны разные виды конструкторов (пластиковый, железный, деревянный). Можно рассказать историю о Винтике и Шпунтике. Они хотели придумать новую машину для уборки снега, для нее необходимы железные детали. Но Незнайка все перепутал. Задача детей рассортировать конструкторы. Воспитатель спрашивает с помощью чего это можно сделать. Дети предлагают использовать магнит. Воспитатель уточняет:

- почему нужно использовать магнит?

- что мы знаем о свойствах магнита?

- как эти свойства можно проверить?

Дети берут магниты в уголке экспериментирования и самостоятельно извлекают с его помощью из коробки железный конструктор.

Воспитатель уточняет, из какого материала сделаны детали, оставшиеся в коробке, и почему они там остались. Можно заполнить таблицу при помощи знаков «плюс» и «минус».

ДЕРЕВО -

ЖЕЛЕЗО +

ПЛАСТМАССА -

Публикации по теме:

План мероприятий по антинаркотическому месячнику «Жизнь без наркотиков» с 16 сентября по 16 октября 2013 года План мероприятий по антинаркотическому месячнику «Жизнь без наркотиков» с 16 сентября по 16 октября.

Презентация для учителей-логопедов «Использование технологий в работе учителя-логопеда» В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Клуб любопытных и любознательных»
Опубликовано: 29 января 2014 в 09:19
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД