МААМ-картинки

Консультация для педагогов. Критерии жестокого обращения с детьми

ГАЛИНА БОНДАРЕВА
Консультация для педагогов. Критерии жестокого обращения с детьми

Консультация для педагогов

Критерии жестокого обращения с детьми

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Цель: познакомить педагогов с формами жестокого обращения с детьми, особенностями поведения детей, подвергающимся жестокому обращению, стратегией действий в случае выявления жестокого обращения с детьми; актуализировать знания педагогов об ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми.

Публикация «Консультация для педагогов, Критерии жестокого обращения с детьми» размещена в разделах

Жестокое обращение с детьми определяется как любой вид насилия, который применяется к детям самими родителями, а также по вине и недосмотру родителей.

Формы насилия:

Физическое насилие — нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Это избиения, истязания, сотрясения в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом, а также попытки удушения или утопления ребенка.

В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение (истязание, оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

Физическое насилие—это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их

заменяющие, или другие взрослые.

Физическое насилие в отношении детей чащепроисходитв семьях, где:

•убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;

•родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

•родители (или один из них) имеют психические заболевания

•нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

•родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др. ;

•родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;

дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?

Характер повреждений:

•синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

•ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду, а также на ягодицах;

•повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

•выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

•участки облысения, кровоподтеки на голове;

•повреждения внутренних органов;

«синдром сотрясения» у грудных детей.

Особенности поведения:

Возраст до 3 лет

•боязнь родителей или взрослых;

•редкие проявления радости, плаксивость;

•реакция испуга на плач других детей;

•плохо развитые навыки общения;

•крайности в поведении—от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 7 лет

•заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

•пассивная реакция на боль;

•негативизм, агрессивность;

жестокость по отношению к животным;

•лживость, воровство;

•отставание в речевом развитии.

На неслучайный характер травм указывает:

-

множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие, специфический

характер (отпечатки пальцев, предметов);

-

несоответствие хара

ктера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;

-

наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно

-

гигиеническая

запущенность);

-

появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней.

Особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей:

•противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;

•обвинение в травмах самого ребенка;

•позднее обращение или необращение за медицинской помощью;

•отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с

ребенком;

•неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;

•больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

1. Внимательно расспросите ребенка, уделите ему внимание.

2. Поговорите с родителями.

3. Обратитесь в травмпункт, другие медицинские учреждения, чтобы зафиксировать травмы в медицинской документации ребенка.

4. Обратитесь в органы опеки и попечительства.

5. Обратитесь в милицию или прокуратуру.

6. Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.

Физические наказания. В 2009 году в центральных районах России было проведено исследование о применении наказаний детей родителями в семье. Исследование проводили врачи, психологи, психиатры, сотрудники милиции, педагоги. Было опрошено 150 детей дошкольного возраста и их

родителей. Виды наказаний поражают разнообразием и жестокостью.

Виды наказаний

Физическое насилие

% Эмоциональное насилие

%

1. оставляют одного в

комнате

в тёмной комнате

26

1. Бьют детей ремнём 31 2.

лишают детей сладостей 71

2. Шлёпают по попе 75 3.

лишают прогулки

62

3. Дают подзатыльники 62 4.

лишают пищи и питья 1

4. Ставят в угол 65 5.

пугают ребёнка ( угрозы: выгоню, отдам, зашью рот.) 6

5. Привязывают к стулу, кровати, принуждают детей к продолжительным

неудобным позам 1

6.

лишают возможности смотреть ТВ 90

6. Сажают на длительное время на стул, на диван 18

7.

угрожают лишить своей любви 85

7. Заклеивают рот пластырем, скотчем 8 8.

лишают общения (не разговаривают с ребёнком длительное время) 47

Несмотря на жесткое обращение родителей, эти же дети заявляют, что любят своих родителей. Из 150 детей лишь 1 ребёнок пожелал «убить своего папку». Конечно невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний. Самые неправильные, неблагоприятные формы наказаний –

это физическое воздействие на ребёнка (в этот момент ребёнком руководит не сознание, а животная эмоция страха) и речевая агрессия.

Сексуальное насилие или совращение — использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.

Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус, оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

Психическое (эмоциональное) насилие — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому, а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Эмоциональное (психологическое) насилие

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

К этой форме насилия относятся:

•угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;

•лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

•однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

•преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;

•вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому)

насилию:

•задержка психического развития;

•трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;

•низкая самооценка;

•эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя,

подавленное состояние;

•избыточная потребность во внимании;

•депрессия, попытки суицида;

•неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

•ложь, воровство, девиации в поведении;

•нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма;

•публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

•сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;

•обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка козла отпущения.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

1. Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.

2. Предложите родителям обратиться к психологу, семейному терапевту за консультативной помощью.

3. Обратитесь в органы опеки и попечительства, в милицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.

Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка—отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические

болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим

опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности.

Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НУЖДАМИ РЕБЕНКА

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются

Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?

•отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

•отсутствие заботы и присмотра за ребенком;

•отсутствие внимания и любви к ребенку.

Какие родители или лица, их заменяющие, чаще других пренебрегают основными нуждами детей?

-алкоголики, наркоманы;

-с психическими расстройствами;

-юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;

-с низким социально-экономическим уровнем жизни;

-с хроническими заболеваниями, инвалидностью, умственной отсталостью;

-перенесшие жестокое обращение в детстве;

-социально изолированные.

Как распознать ребенка, чьими нуждами пренебрегают?

Внешние проявления:

•утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

•у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

•одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

•нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

•отставание в весе и росте от сверстников;

•педикулез, чесотка;

•частые «несчастные случаи»;

•гнойные и хронические инфекционные заболевания;

•запущенный кариес;

•отсутствие надлежащих прививок;

•задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

•постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отбросах;

•неумение играть;

•поиск внимания/участия;

•частые пропуски школьных занятий;

•крайности поведения;

•инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в псевдовзрослой манере;

•агрессивен или замкнут, апатичен;

•гиперактивен или подавлен;

•неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

•склонность к поджогам, жестокость к животным;

•мастурбация, раскачивание, сосание пальцев.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

1. Постарайтесь поговорить с ребенком, внимательно его выслушать.

2. Обратитесь в органы опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка.

3. Обратитесь в милицию или прокуратуру.

Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.

Последствия насилия

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно—ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др.

Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев. Различают ближайшие и отдаленные

последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме

появляется кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться либо в виде глубокой

заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные

нарушения, социальные последствия.

Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это, прежде всего, потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей.

Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.

Юридическая справка

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, ДОПУСКАЮЩИХ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ

В российском законодательстве сущес

Юридическая справка

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, ДОПУСКАЮЩИХ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

1. Административная ответственность.

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в

соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2. Уголовная ответственность.

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей -за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, ст. 113 (причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта,

ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью, ст. 116 (побои, ст. 117 (истязание, ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности, ст. 131 (изнасилование); ст. 132 (насильственные действия сексуального характера); ст. 133 (понуждение к

действиям сексуального характера, ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста); Ст. 135. (развратные действия) ст. 125 (оставление в опасности); ст. 124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей

по воспитанию несовершеннолетнего, ст. 157 (злостное уклонение отуплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

3. Гражданско-правовая ответственность.

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием дляпривлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации, ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации, отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской

Федерации). Дисциплинарной ответственностимогут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми

Статья 7 «Закона об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» гласит, что государственные органы и их должностные лица ОБЯЗАНЫ в соответствии со своей компетенцией содействовать ребёнку в реализации и защите его прав и интересов посредством

ПРИНЯТИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

и проведения работы с ребёнком по разъяснению его правового статуса.

Следовательно в договоре детского сада с родителями должны быть оговорены условия, при которых педагоги сохраняют за собой право защиты ребёнка от всх форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или от небрежного грубого обращения. Очевидно, что для определённой категории родителей такого рода информация может играть положительную роль. С одной стороны она поможет родителям осознать незаконность своих действий по отношению к ребёнку, а с другой –понять, что ребёнок находится под защитой дошкольного учреждения и любое правонарушение с его стороны контролируется педагогом и не останется незамеченным.

Публикации по теме:

«Ворота Царского Села». Консультация для педагогов и беседа с детьми с ИКТ Годовая тема работы нашего сада - краеведение. Родители во всем поддерживают нас и живо откликаются на предложения погулять с детьми в парках,.

Консультация для педагогов «О речи воспитателя в детском саду с детьми» Консультация для педагогов на тему:"О речи воспитателя в детском саду с детьми" Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают.

Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Слайд №1-2 «Как никто.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога с расторможенными и вспыльчивыми детьми» Изучив достаточно много литературы по данному вопросу, пришла к выводу, что «изобрести новый велосипед» мне не удастся, поэтому остановлюсь.

Консультация для родителей «Критерии выбора книг для детей»Консультация для родителей «Критерии выбора книг для детей» Чтение- самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психологического становления личности. При чтении книг.

Консультация для родителей «Правила обращения с книгой»Консультация для родителей «Правила обращения с книгой» Правила обращения с книгой. Объясните детям: 1. Прежде чем взять книгу, нужно проверить, чистые ли у них руки; 2. Читать и рассматривать.

Перспективный план работы по профилактике жестокого обращения с детьми в первой младшей группе. СЕНТЯБРЬ:- игры на сближение детей друг с другом и с воспитателем: "Иди ко мне", "Петрушка", "Передай мячик"; - игровые ситуации: "Мишка.

Перспективный план работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми, в первой младшей группе. СЕНТЯБРЬ:- Консультация "В детский сад без слёз или как уберечь ребёнка от стресса" - Консультация "Особенности развития и воспитания детей.

План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации систематически проводится работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Каждый квартал.

План взаимодействия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации постоянно ведется работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Часто посещает нашу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов. Критерии жестокого обращения с детьми
Опубликовано: 13 октября 2020 в 15:11
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД