Получи документы

Консультация для педагогов на тему: «Формирование и развитие словаря у детей 2–7 лет»

Елена Горжанова
Консультация для педагогов на тему: «Формирование и развитие словаря у детей 2–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

[b]Консультация для педагогов на тему : «Формирование и развитие словаря у детей с 2 до 7 лет»[ /b]

Учитель-логопед: Горжанова Е. А. (МБУ детский сад № 125 "Росточек" г. о. Тольятти)

Словарный запас третьего года жизни.

Публикация «Консультация для педагогов на тему: „Формирование и развитие словаря у детей 2–7 лет“» размещена в разделах

После двух лет в активной речи детей появляется все больше слов. На ранних этапах овладения языком ведущая роль в обогащении словарного запаса принадлежит лексическому уровню – после четырех лет будет преобладать словообразовательных уровень. Количество слов в 3 года в активной речи достигает 1000. В речи преобладают имена существительные (60%, но все больше появляется глаголов (25-27%, прилагательных (10-12%, уже есть местоимения и предлоги (по данным А. А. Люблинской).

По мере развития речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется. В три года ребенок должен начать усваивать слова-понятия (одежда, посуда, мебель и т. д.) в пассивной речи.

Хотя дети уже довольно свободно ориентируются в мире бытовых вещей, окружающих их, они могут смешивать названия сходных предметов (кружка – чашка, а также использовать одно слово для называния нескольких сходных предметов: словом «шапка» называют фуражку, кепку, шляпу; словом «чашка» - миску, стакан, тарелку, чашку и т. д. Точно также дети пользуются общим глаголом для обозначения разных, но похожих действий: идет – человек, змея, птица. Почти не называют детали сложных предметов: у машин – кузов, кабина, колесо; у стула – ножки, спинка и т. д. Не выделяют части тела животных: у зверей – туловище, лапы, у птиц – перья, крылья, клюв, у рыб – чешуя, плавники.

На третьем году жизни начинают овладевать словообразовательными моделями. Раньше всего появляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, чаще для образования имен: Машенька, Петенька.

Словарный запас четвертого года жизни.

Словарный запас детей 4-х лет достигает приблизительно 2000 слов. Увеличивается не только количество существительных и глаголов, но и других частей речи. Особенно заметно обогащается словарь ребенка за счет наречий. Знакомясь с отношениями пространства и времени, дети осваивают такие слова, как далеко, рано, поздно, сзади, скоро и т. д. Трехлетние дети обычно называют некоторые числительные, часто по порядку от 1 до 10. Но этот ряд чисел – всего лишь заученный стишок, т. к. соотносить количество предметов с цифрой они еще не умеют. К концу 4-го года большинство детей смогут соотнести числа 1, 2, 3 с нужным количеством предметов, т. е. начнут осознанно пользоваться этими числительными. Кроме личных местоимений применяются притяжательные: мой, твой. Начинают появляться в речи слова-понятия : одежда, посуда, овощи, фрукты, игрушки и т. д. Не всегда дети пользуются ими адекватно. Бывают случаи неправомерного употребления обобщающего слова, когда ребенок не знает название конкретного предмета.

Психологической особенностью восприятия3-летних детей является их способность видеть предмет как целостный образ, неумение замечать детали. В связи с этим в речи детей мало словназваний частей предметов: частей тела животных, составных частей сложных вещей. Не пользуются дети еще и словами-названиями дополнительных цветов: сиреневый, розовый, оранжевый, фиолетовый. В то же время дети уже хорошо связывают конкретный предмет с характерным для него цветом: снег белый, небо голубое, трава зеленая. Т. О., цвет становится одним из опознавательных признаков знакомого ребенку предмета.

После 3 лет происходит усвоение словообразования. Этот процесс растягивается на весь дошкольный период. Вначале дети допускают ошибки при употреблении тех или иных суффиксов или приставок. Возникают слова, несуществующие в языке. Такое словотворчество характерно для дошкольного детства и к 6-7 годам должно исчезать, когда заканчивается усвоение морфемной системы.

Словарный запас пятого года жизни.

Количество слов растет, к концу года (5 лет) составляет примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, т. к. в речи дети употребляют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории (платье – это одежда). Переход к обобщениям представляет определенную трудность, так как, чтобы освоить слова-понятия, ребенку необходимо отвлечься от особенностей каждого отдельного предмета и выделить только один существенный и общий для них признак. Таким признаком является прежде всего назначение предмета. Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, когда, во-первых, в их активном словаре достаточно слов – названий конкретных предметов, и, во-вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении.

Дальнейшее развитие получает словотворчество.

Словарный запас шестого года жизни.

К 6 годам словарный запас составляет около 4000 слов. В словаре накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Ребенку доступен смысл простых пословиц и поговорок, он легко видит сюжетную связь картинок и составляет по ним рассказ. Без затруднений обобщает и вычленяет предметы.

Словарный запас седьмого года жизни.

Словарь содержит от 4000 до 7000 слов (в отдельных случаях до 10000). В словаре преобладают имена существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия. Процент конкретных существительных по сравнению с отвлеченными довольно высок – 85%. Это объясняется тем, что ребенок мыслит конкретными категориями.

Словарная работа

В процессы словарной работы решаются следующие задачи:

1. Уточнение понимания имеющихся в запасе у детей слов.

2. Обогащение лексикона дошкольников новыми словами, в том числе сложного слогового состава (милиционер, велосипед) и со стечением согласных (портфель, звезды, экскаватор).

3. Активизация словарного запаса, т. е. формирование навыков использования новых слов в самостоятельной речи.

С самых первых занятий внимание малышей обращается на ближайшее окружение: мир предметов и явлений, мир людей и их взаимоотношений – все то, с чем ребенок сталкивается дома, в детском саду, на улице. Прежде всего, предлагаются натуральные предметы, действия и явления для наблюдения или непосредственного участия в них: настольные игры с картинками, игрушками, строительные наборы; картинки и игрушки подбираются из разных логических групп («Фрукты», «Лес»).

В работе по картинке правильно поставленный вопрос заставляет ребенка находить слова для обозначения качеств и свойств предмета, но это не значит, что он их будет использовать в своей речи. С целью активизации словаря новые для детей слова следует повторять в сочетании с другими словами. Например, при знакомстве со стихотворением Сурикова «Зима» ребенку предлагают подумать, что еще, кроме снега, можно назвать словом пушистый : котенок, шапочка, полотенце. Повторяя слово несколько раз, малыш запоминает его и начинает употреблять его самостоятельно, т. е. оно из пассивного словаря переходит в активный. Обогащение словарного запаса, в свою очередь, способствует лучшему запоминанию стихов, сказок, рассказов.

При подборе материала для занятий учитываются возрастные возможности ребенка. Так, 4-летним детям хорошо рассказывать простые народные и авторские сказки, в основном о животных, с повтором и нарастанием припева: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» и др. Сказка учит жизни, пробуждает у ребенка сочувствие ко всему хорошему и желание следовать примеру положительных героев, поэтому она необходима как для развития речи, так и для нравственного воспитания. По мере расширения и активизации словаря ребенок приобретает и новые навыки: в возрасте 5 лет он уже может сравнивать характерные признаки предметов (игрушек, посуды, обобщать их, начиная понимать значение абстрактных понятий: «длина», «ширина», «высота», составлять рассказ.

Большую помощь в развитии речи оказывает подготовка к праздникам, она очень мобилизует детей и способствует тому, что многие сами начинают следить за своей речью.

Вся словарная работа с детьми 5-6 лет направлена на воспитание у них умения связно и последовательно составлять самостоятельные рассказы о знакомых предметах, представленных в натуральном виде или на картинке.

Изучение каждой темы начинается с рассказа обучающего по существу предлагаемого материала с использованием наглядных пособий (игрушек, картинок). Закрепление проводится в дидактических играх; большую помощь в этом оказывают скороговорки, загадки, пословицы и поговорки. Они вводят ребенка в богатый мир родного языка и не только обогащают, но и фонетически улучшают речь.

Литература

1. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Начинаем говорить (Развитие речи). – СПб. : «Паритет», 2005. – 160 с.

2. Жукова Н. С. Учимся говорить правильно. – М. : Изд-во Эксмо, 2003. – 72 с.

3. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно: Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 224с.

4. Лозбякова М. И. Учимся правильно и четко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М. : Вентана-Граф, 2007. – 304с.

5. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями Сентябрь1 неделяИндивидуальные беседы с родителями «Как помочь ребенку легче пережить период адаптации». 2 неделяОформление уголка родителей.

План работы с родителями в подготовительной группе Сентябрь •Консультация «Адаптация ребёнка в детском саду» (Для родителей вновь прибывших детей). /Медицинская сестра ДОУ/. •Консультация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов на тему: «Формирование и развитие словаря у детей 2–7 лет»
Опубликовано: 18 февраля 2015 в 20:01
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов на тему: «Формирование и развитие словаря у детей 2–7 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Горжанова (УИ 315770) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД